Тема 6. Неклассическая философия ХIХ-ХХ веков.
Общая характеристика современной западной философии ХIХ-ХХ: проблемы и основные идеи; Распад немецкой классической философии и новые направления: антропологический материализм Фейербаха, марксизм (К.Маркс), «философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и иррационализм в философии ХХ века. Основные этапы развития позитивистской философии. Феноменологический метод Э.Гуссерля. Экзистенциальная философия (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж-П. Сартр, А.Камю). Философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер). Структурализм, постмодернизм в философии: Ж.Деррида, Ж.Делез, М.Фуко.
Вопросы:
1. Особенности и основные черты неклассической философии ХIХ-ХХвв.
2. Философия экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж-П.Сартр).
3. Экзистенциализм в философия К.Ясперса. Экзистенция и трансценденция.
4. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
5. Бессознательное и психоанализ (З.Фрейд, Э.Фромм).
Ключевые слова и персоналии: «философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше); сциентизм, антисциентизм, позитивизм, иррационализм, феноменологический метод Э.Гуссерля; экзистенциализм, экзистенциальная философия (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж-П. Сартр, А.Камю); философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер); Бессознательное, психоанализ (З.Фрейд, Э.Фромм).
1.Особенности и основные черты неклассической философии ХIХ-ХХ вв.
К особенностям анализа неклассической философии ХIХ-ХХ вв. В первую очередь можно отнести ее рассмотрение не столько с позиции философии, сколько политики, то есть на становление и развитие философии оказывали существенное влияние особенности развития политических систем, науки, религии и церквей, а также искусства и техники ХХ столетия. Проблемы и противоречия новой исторической и культурной ситуации ХХ в. также наложили отпечаток на развитие неклассической философии ХIХ-ХХ вв. В сложившихся к данному периоду философских направлениях преобладающим является субъективный идеализм, что объясняется возросшей ролью объективного фактора и вниманием к нему.
В отличие от классического идеализма, который основывается на рационалистических установках, современный идеализм отличается сугубо иррационалистической «окраской, и имеет сугубо иррационалистическую тенденцию. Иррационализм (и иррациональное) имеют свою собственную специфику.
Разновидностью иррационалистической философии выступает экзистенциализм.
Основные идеи иррационально-антропологического направления в философии были сформулированы в сер. Прошлого века Серенном Кьеркегором (датский теолог и философ); Он выступал против объективизма, в философии того времени и нашедшего явное воплощение в философии Г.В.Ф. Гегеля. Кьеркегор обвинил Гегеля и подобную традицию в пренебрежении к конкретному «универсально-неповторимому» аспекту реальности, составляющему, по его мнению, главное содержание личностно-человеческого существования, или экзистенции (от лат. экзистенция – существование). Отсюда и название философии - экзистенциализм. Идеи С. Кьеркегора развили в нач. ХХ в. русские философы (Н.Бердяев и Л. Шестов).
В к. ХIХ-начале ХХ вв. идеи, близкие к экзистенциальной философии, высказывали представители «философии жизни» (А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, О. Шпенглер). В 1926. г. нем. философ Мартин Хайдеггер (нем.философ) публикует книгу «Бытие и время», где формулирует основные принципы экзистенциализма. Близкую позицию занимает Карл Ясперс (нем. философ) – его трехтомная работа «Философия» (1932 г.); В нач. 30-х гг. ХХ в. экзистенциализм распространяется и во Франции (Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти и др), затем в Италии (Н.Аббаньяно), в США (У.Баррет). Внутри экзистенциализма сложилось два направления:
Первое - Христианское (К.Ясперс, Т.Марсель) и
Второе - Атеистическое (М.Хайдеггера и Ж-П.Сартр).
3. Экзистенциализм в философия К. Ясперса. Экзистенция и трансценденция.
Суть философии экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж-П.Сартр) – переживание своего существования внутренне изолированным индивидуумом, все интересы которого сосредоточены на нем самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании.
Эта проблема составляет всю сферу философского интереса, вытекая из самого факта существования человека, и потому она должна вызывать личный, субъективный и эмоциональный интерес.
- Существование индивидуума, его конечность,
- погруженность индивидуума в ничто;
- прекращение существования (или смерть);
- переживание этих «способов существования» и вечный страх перед смертью, -
таковы общие и основные проблемы экзистенциализма.
Для субъекта значение имеет только собственное существование и движение к небытию.
*М.Хайдеггер (нем. филос.). Цель философии М.Хайдеггера – это бытие сущего.
Понятие «бытие» неопределимо обычным формально-логическим способом. По Хайдеггеру, именно этим объясняется то, что философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, не научных, иррациональных путей проникновения в него, то есть, в бытие. Бытие вещей нам совершенно непонятно, но нам хорошо известен один из видов бытия – наше собственное существование.
Отличие человека от всего прочего в том, что. Не зная, что значит «быть», он может сказать «Я есмь». Тут и скрывается доступ к бытию: к нему можно проникнуть через наше существование6 – то, что никогда не становится нашим объектом, ибо мы не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Отсюда – единственный способ познания бытия - пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству.
М.Хайдеггер считает, что познавательное значения страха перед чуждым и враждебным нам миром, перед силой, толкающей нас концу, перед страхом смерти, состоит в том, что он ставит существование перед лицом своей конечности. Сопоставляет его с «ничто», несуществованием, то есть в этом положении проявляется само наше существование; человек остается наедине со своим существованием.
Люди – это «безликие единицы толпы», они взаимно «погашают» уникальность своих индивидуальных проявлений, взаимно «нивелируясь» как личности. В итоге возникает «анаонимная» власть «другого» над каждым (термин «манн» от нем. местоимения «ман» как безличностного выражения). Господство «манн», по Хайдеггеру, выравнивает все отличия, приводя к утрате собственного существования и каждый уподобляется другому. Растворяя подлинно человеческое в способе бытия «другого». Эти черты наблюдаются в современном обществе – обесчеловечевание личности системой сложившихся отношений отчуждения. Она/система отчуждения имеет абсолютный характер. Это извечное проклятье тяготеет над человеком. Возможность «прорыва» к подлинному существованию, по Хайдеггеру, состоит в преодолении власти «манн» в результате отрешения человека от повседневного бытия , когда он прислушается к идущему из «глубин» экзистенции «зову судьбы», открывающему единственную и «окончательную»возможность освобождения от власти «манн». Эта возможность – смерть. Она-то и выражает, согласно Хайдеггеру, основной смысл человеческого бытия.
*Ж-П. Сартр (франц. Экзистенциалист) – считает смысл человеческого бытия не смерть, а свободу. Он противопоставляет «вещное» бытие, природу («в – себе – бытие») человеческому бытию («для - себя-бытию»). Результатом воздействия «внешнего» бытия на человеческое существование является превращение последнего в «вещь среди других вещей». Это порождает следствия, аналогичные тем, которые изображал Хайдеггер джля существования «манн». Однако, в отличие от Хайдеггера, Сартр стремится вывести человека из ситуации «растворения» в фактическом мире», утверждая свободу его бытия. В этом он видит гуманизм свей позиции (неслучайно название одной из работ «Экзистенциализм – это гуманизм»). Особенность человеческого бытия усматривается Сартром в обращенности к будущему с множестом возможностей и потому многозначным. Это ставит человека в ситуацию выбора как исключительно являющуюся человеческой ситуацией. Даже отказ от выбора – является выбором – это выбор не выбирать. Отсюда он считает свободу универсальной характеристикой человеческого существования. «Мы есть свобода…которая выбирает, но мы не выбираем быть свободными; мы приговорены к свободе» (Ж. Сартр).
Однако свобода трактуется очень широко – «тотальная свобода» как «уклонение от всего вещественного и фактического»; как «постоянный полет перед лицом небытия», то есть будущего. Поэтому свобода это не реальная субстанция, а идеальная категория, то есть всего лишь наше желание. Поэтому свободен истинно только раб, распинаемый на кресте, или заключенный, томящийся в цепях – они «желают свободы». Отсюда – трагизм человеческого существования в мире, в его естественном состоянии.
Такое понимание свободы выражает мироощущзение современного человека, утратившего вместе со своим обществом историческую перспективу социального развития. Человек естьб не что иное как собственный замысел, каждый выбирает свою сущность становиться, быть тем или другим, как следствие свободы выбора. Так мы реализуем себя – «Выбирая себя я созхдаю мир»
Идеи тотальной свободы вдохновили движение «социальной критики» /фракфуртская философская школа: к. 20-х гг. ХХ в.- расцвет в 60-х гг (Т. Адарно, М. Хоркхаймер и др)
Под этим флагом выступали молодежные бунты в США и Западной Европе в этот период (бунтующая молодежь).
По Сартру, межличностные отношения фундаментально конфликтны – окружающие начинают относиться к индивиддуму как к вещи, сразу же, как ступает в общение с ним. Человек стремится к признанию «другим» факта его свободы. Изначальна ущербность человека состоит в существовании «другого». Взгляд этого «другого» внутри собственного действия человек воспринимает как «опредмечивание», «овеществление» и, наконец, «отчуждение» своих собственных возможностей.
*Карл Ясперс(1883—1969) — нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919)[2].
Согласно Ясперсу, философия - это поиски бытия, и результатом этих поисков является вычленение трех видов бытия:
1) предметное бытие, или бытие в мире;
2) экзистенция, т.е. необъективируемая человеческая самость;
3) трансценденция — непостижимый предел всякого бытия и мышления.
В соответствии с тремя видами бытия существуют три вида отношения мышления. Сталкиваясь с предметным бытием, мышление образует то, что называется ориентацией в мире. Пытаясь понять сущность человека, его существования, мышление занимается просветлением экзистенции; желая уяснить природу трансценденции, мышление создает метафизику, которая выражает в мышлении невыразимую природу бытия посредством шифров.
С точки зрения Ясперса, человеческое бытие может осуществляться в четырех образах: 1.Эмпирическое Я, (Dasein - наличное бытие), 2. сознание, которое постигает весь мир в формах предметности, 3. Дух - жизнь людей, 4. Возможная экзистенция, проявляющееся в нас чувство того, что мы питаемся из истоков, которые находятся за пределами эмпирически объективного наличного бытия, сознания вообще и духа.
Экзистенция - это образ бытия в нас, образ Божий, как выразились бы философствующие теологи.
Экзистенцию, образ бытия в нас, можно только просветлить, т.е. не познать, а выявить ее возможности (например, возможность реализовать себя, стать личностью). В качестве экзистенции я существую, зная, что подарен себе трансценденцией, бытием. Отсюда следует, что самой важной особенностью человека является его возможность трансцендировать. Трансцендирование — это выход из предметного в непредметное, как если бы человеку была открыта тайна самого бытия. Так, для наличного бытия - это жизнь, заключенная в своем мире и удовлетворенная, без трансцендентного. Как наличное бытие, оно знает о потерях и смерти, но не затрагивается этим. Оно живет, как будто смерти и нет. Но человек не способен просто жить, он должен быть трансцендирующим, находиться на взлете. Человек трансцендирует только как экзистенция.
Трансцендирование - это и есть философствование. Философия возникает как языково-фиксированное сообщение об опыте трансцендентного и как обмен этим опытом от экзистенции к экзистенции. Ее истины могут быть переданы только конкретно трансцендирующим, т.е. тем, кто этот опыт в каком-либо виде испытал, или сейчас находится в состоянии того опыта. Там, где мысль не трансцендирует, нет философии, а есть предметное познание через науку или интеллектуальную забаву. Но там, где она не трансцендирует, неизбежно возникает непонимание, поскольку всякое сообщение выражено все время предметно. Все, что может человек пережить в таком опыте, адекватно передать невозможно - это всегда будет «не то», , не самое главное, не самое основное.
В ложном трансцендировании, полагает Ясперс, человек приходит к потустороннему предмету. Но истинное всегда на границе между предметом и не-предметом, в переходе. Я, как экзистенция, трансцендирую через свое психологическое и логическое содержание. В этом постоянном трансцендировании к себе человек не знает, кто он есть, но тем не менее вступает во внутреннее того, что он есть. Философствование в познании, просветлении экзистенции означает не приобретение знаний о себе или другом, но путь откровения сущностного бытия в его самоприхождении к себе.
Путь понимания трансценденции - с помощью языка. Язык трансцендентности проявляется в Dasein, как второй мир предметного. Этот второй мир воспринимается только возможной экзистенцией.
Размышление о бытии - это не теория бытия, это экзистенциальное истолкование (чтение) шифров. Философия с помощью трансцендирования и чтения шифров проясняет бытие, удостоверяет нас в его существовании. Результаты трансцендирования не могут быть сообщены др., они имеют значение лишь для философствующего. Они изменяют отношение сознания к окружающей предметности. Смысл философии заключается в том, чтобы вместо знания о предметах изменить сознание бытия, наше внутреннее отношение к вещам. Смысл филос. мышления состоит в том, чтобы с помощью конечного (т.е. предметного мышления) мыслить бесконечное и беспредметное. Когда бесконечное фиксируется в конечном как конечное, возникает неистина.
В более поздних работах Ясперс для уточнения понятия трансценденции вводит понятие «объемлющее» - это то, что нельзя перешагнуть и, как таковое, нельзя понять; то, из чего мы существуем; и то, что мы поэтому никогда не сможем мысленно охватить; то, что всегда тем не менее остается всеохватывающим и всегда определяющим познаваемые нами предметы. Объемлющее, во-первых, это само бытие: мир и трансценденция; во-вторых, это мы сами, как Dasein; в-третьих, это сознание вообще, дух, экзистенция и связующий их разум.
* В работе «О происхождении и цели истории» Ясперс обосновывает свою суперисторическую точку зрения: история – это не монотонная смена поколений, событий, не линейный процесс разворачивания во времени какой-то трансцендентной идеи (при такой установке история представляется лишь бессмысленной и бессвязной событийностью, то есть историей муравейника). Смысл истории может проявиться в каждом настоящем моменте, каждый момент настоящего может рассматриваться с т.зр. вечности, в каждое событие можно всмотреться и увидеть в нем тайное свершение бытия. Историк — это поэт, который в настоящем видит вечное и непреходящее, он истолковывает мифы, лежащие в основе любого исторического понимания, и это истолкование позволяет нам осмысливать историю, придавать смысл ее внешне бессмысленному круговороту. Ясперс является автором популярной в свое время теории «осевого времени» истории.
Таким образом, исходя из центрального понятия «трансценденция» как бытия, которое т не связано с существованием и не допускает мысли о его познании, человек живет в загадочном, непознанном мире. Его существование окружено со всех сторон таинственными знаками и силами. Мир – это программа, шифр, который мы тщетно стараемся прочитать. Он рекомендует обратиться к религиозной вере, как наиболее доступной по сравнению с философией.
4.Философия Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше.
*Артур Шопенгауэр(1788 -1860), Франкфурт-на-Майне, - нем. философ-идеалист, один из оригинальнейших и замечательнейших мыслителей девятнадцатого столетия, стал известен и знаменит, только после своей смерти·. Один из самых известных мыслителей иррационализма, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, преклонялся перед философией Иммануила Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды). Он называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», получил за свои сочинения прозвище «философа пессимизма».
У Шопенгауэра воля - это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее и влиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля — воля к жизни, стремление.
Теоретические источники идей Шопенгауэра: философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это - одна из первых попыток европейской культуры слияния с западной и восточной культурой. Трудность такого синтеза в том, что западный стиль мышления - рационален, а восточный - иррационален. Иррациональный стиль мышления носит ярко выраженный мистический характер, то есть он основан на вере в существование сверхъестественных, не подчиняющихся разуму, сил, управляющих жизнью. Эти теории объединяет присутствующая в античной мифологии идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью. Что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь (Брахма, мир идей, вещь в себе).
Обобщив основные идеи этих теорий, Шопенгауэр отталкивается от Канта, говоря, что «Философия Канта также есть путь к некоторой высшей реальности, до которой он не добрался, объявив… непознаваемой вещью в себе». Кант не пошел дальше, потому что Кант был последовательным рационалистом, так как считал разум и логику высшей формой человеческого познания. В этом и есть, по Шопенгауэру, основной недостаток трансцендентальной философии Канта. Но, наряду с разумом, человек обладает иной, альтернативной способностью познания, называемой интуицией, которая носит нерациональный характер. Интуиция не сводится ни к каким логическим рассуждениям. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», - утверждает Шопенгауэр. Есть мир, «как он есть на самом деле», и есть мир, «как он нам видится», отсюда - вся мировая наука есть иллюзия. Шопенгауэр предлагает синтезировать рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего опыта и основанного на нем рационального познания существует внутренний опыт, именно интуитивное познание возникло раньше логического. Поэтому, разум должен основываться на интуиции и должен быть дополнен ею.
* Чем же является нам мир в интуиции? Наряду со всеми законами природы и общественной жизни, за ними, мы воспринимаем мир, прежде всего, как некое единство, обладающее особенностью: как мир в целом, так и любой его фрагмент, процесс, частица, каким бы законам они не подчинялись, но всем им присуще вечное и постоянное движение и изменение, то есть вечная вибрация (постоянное движение), которая называется Шопенгауэром «мировой волей». «То есть, именно в интуиции нам является сущность бытия как мировая воля, как единое метафизическое начало мира, которое раскрывает себя в многообразии случайных проявлений». Мировая воля есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы, но иногда, в некоторых нам непонятных случаях, эти процессы приобретают направленный, последовательный характер. Так, мы фиксируем три основных ступени проявления «мировой воли»: силы природы (тяготение, магнетизм), силы жизни (воля к жизни, которая самопротиворечива и, пожирая сама себя, в разных видах служит самой себе пищей) и человек (это осознанная воля к жизни, пожирающая природу в целом и, в конечном счете, уничтожающая себя).
Согласно Шопенгауэру, «Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена… нет никакой конечной цели, то есть, нет никакого смысла». Закон объективации: «Чем более совершенный и сознательный уровень обнаружения мировой воли достигается, тем более трагический характер он приобретает». «Чем умнее и глубже человек, тем труднее и трагичней его жизнь». В противоречие входят две силы: стихия «мировой воли» и человеческий разум.
В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Как жить в этом мире, как спастись? Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла - это иллюзии, придумывание занятий.
Способы достойной жизни – это, по Шопенгауэру, поиск тихих гаваней:
- Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты и освобождает душу от страданий жизни.
- Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
- Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования). Но при этом воля проявляет себя двояко. С одной стороны, она - источник безудержного эгоизма, а с другой - реализует себя в свободе. И поэтому человек может пойти против эгоизма по пути самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир (однако, согласно Шопенгауэру, это удел только для редких и избранных).
*Фридрих Ницше(1813-1849) – нем философ, представитель иррационализма·. Философия Ницше не организована в систему. Однако ее можно представить тремя периодами: Первый – продолжает учение Шопенгауэра; второй – сближение Ницше с позитивизмом; третий – учение Ницше о воле к власти.
Согласно учению Ницше, в основе мира лежит «воля»; воля к власти тожественна для человека «воле к жизни» как инстинкт самосохранения и борьба за существование. Волю к системе Ницше полагал недостатком честности. Ницше создает направление философии жизни, где жизнь – это мир в аспекте его даноности познающему субъекту. Основные понятия философии Ницше – «мир», «вещь», «жизнь», «становление», «человек». Человек рассматривается как некая иерархическая структура, где интеллект есть высший слой, необходимый для сохранения низших жизненных инстинктов. Причина, последовательность, относительность, число, закон, свобода основание, цель и др. категории длишь субъективные функции и отнесение их к миру есть мифология.
В основе философии Ницше лежит мысль о двух инстинктах – двух природных началах культуры – аполлоновском и дионисийском. Знание об их существовании незаслуженно забыто, в то время как только оно, по мнению Ницше, способно объяснить диссонансы в культуре, все противоречия в жизни. Дионисийское начало – источник непокоя, мук, несчастий, сихийного порыва. Апполоновское – обеспечивает гармонию, покой и тишину. К жизни следует относиться как к «эстетическому феномену». Так как «бог вообще» – это бог-художник, а человек и жизнь – его произведение. Такое представление о жизни он называет артистической метафизикой и противопоставляет его религии. На том основании, что религию (в частности, христианскую мораль он считает источником искажения нравственных ценностей. Отсюда вытекает ницшеанская «антихристианская» оценка жизни и мораль, где Христос противопоставлен Антихристу. В самой человеческой судьбе уже изначально заложен диссонанс. Для его преодоления это внутреннее состояние непокоя люди создают себе иллюзии- науки, религии, искусства, политику, мораль. Человек – жертва им же сотворенных кумиров (Сумерки кумиров – одно из произведение). Подобных примеров множество в истории. Отсюда заповедь «Не сотвори себе кумира», больше учись у жизни, чем учи жить; Больше сомневайся, чем следуй традиции·.
Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму (относительности). Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль - упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».
В этике Ницше выступает как представитель нигилизма. Отрицая общественный прогресс он утверждает «любовь к судьбе» и отвергает идеи справедливости как разлагающие цельность человеческой природы.
В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.
В отношении общества отвергается путь, который ведет народы к коллективизму и всеобщей «подконтрольности», так такое социальное устройство не ведет к прогрессу, нравственному в том числе, а напротив, ведет к упадку культуры, к аморали. Коррупции в государственных масштабах. Будущее не должно навязываться никакой идеологией, религией и моралью. Оно обусловлено возможностями индивидуума. Человек должен найти себя сам.
6. Бессознательное и психоанализ (З. Фрейд, Э.Фромм).
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х г.г. ХIХ в. работал в области практической медицины.
В 90-х г.г. опубликовал работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное)[3]. В основе неврозов Фрейд усматривал наличие сексуальных проблем, этот же лейтмотив был им перенесен в область философии и культуры: «Леонардо Да Винчи» (1913), «Тотем и табу» (1913). В 20-х г.г. Фрейд уточняет свою концепцию, в результате чего структура личности была представлена инстанциями Я (Ego), Оно (Id) и Сверх-Я (Super-Ego). Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры : на мифологию, фольклор, художественное творчество, на религию и т. д.
*В работе «Будущее одной иллюзии» З. Фрейд затрагивает проблемы программного преобразования культуры. Это своего рода послание его потомкам (то есть нам, людям постмодерна), с учетом изменений и общих тенденций в европейской цивилизации конца ХIХ- начала ХХ веков. Фрейд попытался обозначить необходимые программные требования к преобразованию культуры. Невозможно все отвергнуть, все принять. Человечеству следует найти ту золотую середину, которая не допустит проникновения отрицательного и разовьет положительное, надо стремиться к правильному соотношению в культуре научного и религиозного начал.
*В книгу «Психология бессознательного» вошли крупнейшие работы по созданию системы анализа душевной жизни человека. В работах - «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Три очерка по теории сексуальности», «О сновидении», «По ту сторону удовольствия», «Я и Оно» и др. - показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической активности. В данной книге представляют большой интерес анализ детских неврозов, учение о влечениях, о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных клинических случаев и фактов повседневной жизни человека. Центральное место в сборнике занимает работа «Психопатология обыденной жизни», в которой на основе теории вытеснения Фрейд показал, что неосозноваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, что может быть эффективно использовано в целях диагностики и терапии.
В целом представления Фрейда о бессознательном, о сублимации, о динамической психической структуре личности и мотивах человеческого поведения, значении детского эмоционального опыта в душевной жизни взрослого, постоянном психическом влечении к эросу и смерти нашли широкое распространение в современной культуре.
* Эрих Фромм (1900-1980) - выдающий немецкий мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи, чьи идеи пользовались широкой популярностью во всем мире[4]. Также Фромм - социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Переосмысление и творческое развитие теории Фрейда поставило Фромма во главе одного из влиятельных направлений современной науки - неофрейдизма. Он стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы формирования личности и тем самым как бы уравновесить эти два первостепенные начала.
Труды Фромма в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования. Это те стержневые вопросы, вокруг которых вращаются многие прикладные психологические исследования и разработки.
Согласно Фромму, в сегодняшнем мире единственным достойным и надежным противодействием иррациональной деструктивности остаются только разум и добрая воля. «Здоровое общество», о котором размышлял Фромм, все еще не построено. Одиночество, отчуждение, бегство от угнетающей реальности в мир наркотических иллюзий, психопатология в обыденной и общественной жизни, изнурительная рутина сизифова труда - разве это не наши сегодняшние проблемы? Поэтому и сегодня актуально звучат слова Фромма: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, - или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности».
*Книга «Анатомия человеческой деструктивности» посвящена философскому переосмыслению самой острой проблемы нашего времени — природе разрушительного в индивиде, в социуме и в истории. В этой основополагающей работе Э. Фромм, формируя целостное представление о реформированном психоанализе, раскрывает широчайшую панораму биологических, психологических и антропологических учений.
*Книга «Бегство от свободы» - это часть обширного исследования, посвященного психике современного человека, а также проблемам взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития.
*Психоаналитическое эссе «Адольф Гитлер» подводит итог многолетним размышлениям автора над этой проблемой - опираясь на разнообразные биографические материалы, документы и свидетельства современников, Фромм пытается нащупать потайные пружины личности Гитлера
Проблемные вопросы:
1Особенности и основные черты неклассической философии ХIХ-ХХвв.
2. Каковы основные направления неклассической философии.
3.В чем состоит проблема иррационального.
4Докажите, что иррационализм относится к направлению иррационалистической философии.
5. В чем состоят ключевые постулаты и представления экзистенциальной философии М.Хайдеггера и Ж-П.Сартра.
1. Перечислите основополагающие тезисы философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
2. Что объединяет философию А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
3. Почему философия Артура Шопенгауэра представляет собой сочетание кантианства и платонизма.
4. Обоснуйте тезис: «Интуитивное познание и понимание воли выступают базовыми положениями философии А.Шопенгауэра».
5. Назовите три периода философии Ф.Ницше. Краткая характеристика каждого их них.
6. В чем сущность бессознательного и психоанализа в философских взглядах З.Фрейда
7. Какова гуманистическая составляющая философии Э.Фромма.
8. Согласны ли вы, что философия Э.Фромма носит выраженную гуманистическую ориентацию. В чем это конкретно проявляется?
Тренировочные тесты:
1. Исчезновение «Я», как результат коммуникативных взаимодействий провозглашается в…
а. феноменологии
в. позитивизме
с. постмодернизме
d. неофрейдизме
2. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания есть…
а. герменевтика
в. номинализм
с. структурализм
d. персонализм
3. Представителем философии жизни является…
а. Г. Спенсер
в. М. Фуко
с. Ф. Ницше
d. У. Джеймс
4. Характерной чертой философии постмодернизма является…
а. исторический оптимизм
в. исследование предельных оснований бытия
с. замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира
d. рационализм
5. «Воля к власти, влечение живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал…
а. А. Бергсон
в. Ф. Ницше
с. О. Конт
d. К. Маркс
6. Один из разделов аналитической философии – это…
а. постмодернизм
в. герменевтика
с. постпозитивизм
d. фрейдизм
7. Э. Гуссерль является создателем…
а. феноменологии
в. психоанализа
с. герменевтики
d. персонализма
8. Проблемы развития науки являются центральными в философии…
а. постпозитивизма
в. классического позитивизма
с. эмпириокритицизма
d. неопозитивизма
9. Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для…
а. позитивизма
в. структурализма
с. экзистенциализма
d. марксизма
10. Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в…
а. фрейдизме
в. аналитической философии
с. прагматизме
d. экзистенциализме
11. Современная философия наиболее тесно связана с…
а. уфологией
в. наукой
с. религией
d. искусством
12. Одним из направлений философии, возникший в XX в. является…
а. структурализм
в. номинализм
с. волюнтаризм
d. трансцендентальный идеализм
13. Человек обретает свою сущность, уже существуя, - считают представители…
а. экзистенциализма
в. позитивизма
с. неотомизма
d. герменевтики
14. «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», - считают представители…
а. прагматизма
в. герменевтики
с. п