Тема 5. Немецкая классическая философия. Философия марксизма.
Социальные и культурно-исторические предпосылки и особенности немецкой классической философии; И.Кант как родоначальник немецкой классической философии; Г.В.Ф.Гегель и его диалектический идеализм; антропологический материализм Л.Фейербаха, критика религии; генезис философии марксизма в ХIХ в.; материалистическое понимание истории.
Вопросы:
1. Социальные и культурно-исторические предпосылки и особенности немецкой классической философии. .И.Кант как родоначальник немецкой классической философии.
2. Философская концепция Гегеля. Идеалистическая диалектика.
3. Значение радикальных философских новаций немецкой классики (Кант и Гегель) для современной теории познания, философии и науки
4.Антропологический материализм и гуманизм Л.Фейербаха. Критика религии.
5.Возникновение и развитие марксистской философии в ХIХ в
Ключевые понятия: капитализм, промышленный переворот ХYIII в., субъект, познание, деятельность, гносеология, трансцендентальность, рассудок, разум, абсолютная идея, «вещь в себе», «категорический императив», антропологический принцип; разумный эгоизм, практика, сущность человека, материалистическое понимание истории.
Персоналии: И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, И.Г.Ф.Фихте, Ф.Ф.Й. Шеллинг, Л.Фейербах.
1. Социальные и культурно-исторические предпосылки и особенности немецкой классической философии. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии.
Конец ХYIII-нач. ХIХ вв. характеризуется возникновением ряда оригинальных систем философского идеализма, а также материалистического учения Л.Фейербаха, включающее положения по критики религии. Важное значение для формирования немецкой философии сыграли достижения общественных и естественных наук. К сфере внимания немецких мыслителей относится следующая проблематика: изучение законов мышления, разума; формирование положений диалектического метода познания.
И.Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии, на которого большое влияние оказали идеи Просвещения (ранний период деятельности). Кант высоко оценивал роль, силу разума и науки, что воплотилось в его философских представлениях. Философия, по мнению Канта, призвана определять высшие цели человеческого разума – поиск истины и высших нравственных ценностей.
Выделяют два периода в эволюции взглядов Канта: «докритический» - занимается проблематикой натурфилософии; создает космогоническую гипотезу о возникновении и эволюции Солнечной планетной системы из первоначального диффузного облака частиц. Высказывает гипотезу о существовании Большой Вселенной Галактики. В «критический» период отмечается эволюция взглядов Канта и переработка его философской системы. Основной труд данного периода – «Критика чистого разума», «Критика способности суждения». Они направлены на анализ познавательных способностей человека.
Кант создает систему критического идеализма, где отрицается возможность познания «вещей в себе» как непознаваемого нереального мира в отличии от «вещей для нас» укак познаваемого человеком мира. Он формулирует идеалистическую теорию познания; создает учение о надисторичности морали, обосновывает «категорический императив» как вечный, неизменный, высший закон. На основании категорического императива» Кант анализирует проблемы нравственной свободы человека, активность сознания в художественном творчестве.
Фихте Иоанн Готлиб (1762-1814)- последователь (наряду с Ф.Шеллингом) Канта. Он дополнил систему Канта категориями бытия и мышления; обращается к проблемам идеалистической диалектики. В познании пытается обнаружить единственной е духовное начало для многообразных форм бытия. Для Фихте сознание – это абсолютный субъект, творящий мир.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854): занимался проблематикой натурфилософии - внес идею развития в понимание природы. Создал собственную философскую систему с опорой на взгляды Канта и Фихте, но отличную от их учений. В конце жизни пришел к мистической философии и откровения.
2. Философская концепция Гегеля. Идеалистическая диалектика.
2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – классик немецкой философии. Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики». Гегель развил диалектику (отверг кантовское учение о «вещи в себе», утверждая, что в природе нет непознаваемых явлений и преград для познания.
В «Феноменология духа», «Науке логики» и др. работах Гегель впервые представил весь природный и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, развитии и преобразовании. Он создает учение о законах и категориях диалектики; впервые в систематизированном виде разрабатывает основные принципы диалектической логики и подвергает критике метафизический метод мышления.
Диалектика Гегеля – это диалектика понятий. В основу всего сущего положена абсолютная идея мировой разум, то есть обожествеленное безличное надчеловеческое сознание. Диалектика выступает философским учением, обобщающим всю историю познания и исследующее наиболее общие законы развития объективной действительности. По Гегелю, источником развития является разрешение противоречий. Процесс развития основывается на триаде, трехступенчатом цикле: тезис – анитезис - синтез.
В диалектике Гегеля развитие преимущественно осуществляется однонаправлено и предстает в виде смены одних (низших) формообразований другими (высшими), двигаясь в направлении прогресса. На основании этого исторический процесс так же трактовался с позиций эволюционизма и прогрессизма. Вместе с тем, вполне допускается возможность как приостановки, прерывности исторического развития, так и появление регрессивных элементов в роли неких «внешних случайностей» на пути реализации «всеобщего принципа духа» в материале истории.
Итак, исходные моменты гегелевской философской системы, отражающей процесс саморазвития системы следующие:
1.Бытие тождественно мышлению (все процессы в мире сводятся к процессам мышления);
2.Вся действительная история сводится к истории познания;
3.Рост и углубление знаний о мире идентичен (равен) развитию самой действительности;
4.Процесс познания человеческого мира есть не сто иное как божественное самопознание;
5.Практиическая материальная деятельность людей – это познание и самопознание идеи.
Мировой процесс, по Гегелю, есть последовательность смены народных духов и поэтому, как история идей, – изменение «принципа» духа. Его осуществление - это самоощущение народа, утверждение его культурной самобытности. Этому соответствует периодичность в развитии одного народного духа в молодости, зрелости, старости. Субъективные осознаваемые цели участников истории и степень их возможного соответствия объективным целям рассматриваются Гегелем в системе средств, орудий и материала деятельности мирового духа – подлинного субъекта истории.
То есть, проходится путь, проделанный человечеством не в реальной истории, но в идеальной сфере - в сфере «знания» истории. Историческая действительность подлежит своему новому «рождению» – из «знания о ней». Здесь «дух» осуществляет «самоуглубление» в самого себя с целью познания его внутренней природы при сохранении прошлых моментов, которые более всего способствовали достижению духом своего современного состояния.
Философия Гегеля, имея энциклопедический характер, оказала огромное влияние на развитие истории философии, философии права, морали, искусства. Ее значение в том, что в ней впервые в систематизированном виде было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Философией Гегеля завершается период классического немецкого идеализма.
В целом же в гносеологических концепциях немецкой классики представлены границы, горизонты и «механизм» работы науки, «чистого разума» (Кант); исследован феномен научного поступательного движения, показанный Гегелем как рост «тела знания». По сути, в границах научного рационализма оказались заданы важнейшие для всей последующей науки ориентиры – горизонты познания, в пределах которых эмпирическая наука не знает своих границ (Кант). Одновременно задаются и границы – пределы возможного и допустимого в научном познавательном («поступательном», в терминологии Гегеля) движении. Здесь ставятся строгие ограничения, за которые наука не вправе распространять свою «сферу влияния» (это «мир духовных сущностей», объекты умопостигаемого мира, по Канту).
3. Значение радикальных философских новаций немецкой классики (Кант и Гегель) для современной теории познания, философии и науки
Радикальные философские новации немецких классиков (Канта и Гегеля), которые содержатся в их гносеологических концепциях, выступают наиболее адекватной формой философской рефлексии научного рационализма данного периода. В ряде аспектов они «перешагнули» границы научного рационализма своей эпохи, обусловив тем самым своювостребованность и новое «прочтение» с позиции сегодняшнего дня.
Кант утверждает бесконечные горизонты (способность человеческого познания) на том основании, что источником и потенциалом нового знания выступает природа, как «мир открытий», «вещь в себе», которая допускается на правах «детского места» нового знания. То есть в природе, как предмете науки, заключается неистощимый и неисчерпаемый источник, трансцендентальная возможность нового знания и нового опыта. Кант тем самым задает всеобщую «монограмму», «схему» возможного и допустимого теоретико-практического познавательного отношения, ставит задачу ограничения компетенции разума, придания ему философского и нравственного обоснования как «способности целей».
Горизонты познания, по Канту, отождествляются с «формальным сосудом», который «в бесконечном прогрессе к высшему благу» можно в принципе заполнить объективным и, что в первую очередь важно, нравственно безупречным знанием. С этой же позиции гегелевская схема самодетерминированного логико-исторического движения герметизирует наличный опыт. По форме (структуре) это образ уже сложившейся ритуальной системы, «клетки», в которой рост «тела» научного знания «замыкается» на имманентной логике собственного развития в границах наличной практики. Здесь, по мнению диссертанта, отсутствует основополагающая (и крайне привлекательная) для научного (и любого) творчества идея об априорности всеобщего знания, которая фиксирует логическое опережение опыта, момент выхода за границы наличного знания.
Поэтому, несмотря на то, что у Гегеля впервые «научное поступательное движение предстало не «россыпью», а автономной, целостной исторической реальностью (то есть как безусловно важнейшая философская новация), это, по сути, самодвижение и саморазвитие системы научного знания, с возможной логикой собственного развития, не более. Иначе говоря, если у Канта продуктом науки является устойчивый гетерономный синтез законов природы и нравственности, новое теоретическое и практическое отношение, утверждающее безграничные горизонты познания, то у Гегеля – очищенный от эмпирии разум, взятый, однако, в его категориальной структуре.
Кант, сознательно ограничивает опытное познание «знанием» лишь действий материальных сил, их проявлений в материально-протяженном виде, в то время как сама причина таких сил остается неизвестной (мы ничего не знаем о природе духа). Особые объекты умопостигаемого мира, в значении «вещи в себе»· - это бессмертие, свобода волеизъявления, божественная воля. Кант относит их к тем сферам познания, где «на правах» должного выступает требование гармонии между «нравственным поведением, нравственным умонастроением и счастьем», образующих в своем триединстве миропорядок, достижимый только в умопостигаемом мире. Следовательно, границы познания у Канта не выходят за пределы человеческого сверхсущностного мира. При этом они определяются и конституируются «моральным законом», нравственными критериями и побуждениями, а взаимодействие автономных царств природы и нравственности выступает достаточным и необходимым условием объективного и нравственного знания. В данной ориентации, по мнению автора, заключаются важнейшие трансцендентальные свойства кантовской системы.
Итак, радикальные философские новации Канта и Гегеля в ряде аспектов «перешагнули» границы научного рационализма своей эпохи, обусловив тем самым своювостребованность, актуальность и новую трактовку с позиций современности.
4. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. Критика религии.
Людвиг Фейербах (1804-1872) – крупнейший философ материалист. Его материализм, однако, носит созерцательный по сути характер, то есть, пассивный, метафизический с элементами недооценки диалектики.
Фейербах – автор антропологического принципа в философии, который признает человека высшим природным существом, «богом» для другого человека. Антропологический материализм Фейербаха – это смешение философского, естественно-научного и нравственного подходов к проблеме человека. Основа такого подхода - в материалистическом учении о природе как единственной реальности, завершением которой является человек. Отсюда – причина абстрактного, внеисторического и натуралистического понимания человека и общества, соответственно.
Критика религии занимает важное место в философской системе Фейербаха. В русле взглядов французских материалистов ХYII-ХYIIIвв., он полагал, что не только страх, но и все трудности, страдания, надежды, идеалы человека в выражаются в религиозных устремлениях. Поэтому ключ к разгадке религиозных тайн он искал в психофизиологических свойствах человека, в окружающей его природе. В книге «сущность христианства» Фейербах одновременно излагает понимание этических проблем, в основе которых он видел любовь. Утверждается, что человек действует по велению чувственности: любовь к жизни, стремление к счастью, эгоизм, интерес, потребность к удовлетворению чувств и пр. – это источник активности человека. Согласно Фейербаху, «разумный эгоизм» и правильно понятый интерес каждого человека в конечном счете совпадает с интересами общества.
5. Возникновение и развитие марксистской философии в ХIХ в
Социально-исторической предпосылкой возникновения марксизма в сер ХIХ века выступает фактор формирования рабочего класса, потребность в соответствующей его интересам идеологии, в обосновании собственных политических интересов, отличных от буржуазных. Как течение общественно-политической мысли, Марксизм был подготовлен развитием общественных наук предшествующих эпох.
Теоретическими источниками марксизма выступают:
-Немецкая классическая философия;
-Английская политическая экономия;
-Французский утопический социализм.
Свою особую роль сыграли в этом процессе достижения естествознания – возникла потребность в критическом осмыслении багажа накопленного к данному периоду знаний. Эта работа была выполнена К.Марксом и Ф.Энгельсом.
К. Маркс (1818-1883) – в молодости младогегельянец, примыкал к левому крыло последователей Гегеля. Его радикализм проявился уже в докторской диссертации. В оригинальных оценках античной философии. В ранних статьях Маркс исследует проблемы причин социальных бедствий, неравенства. Их причину видит не в сознании и воле, а в объективной природе общественных отношений. Приходит к идее материалистического понимания общественного развития (под влияние некоторых положений философии Фейербаха) - в основе которого лежит определяющая роль собственности в системе общественных отношений.
Ф.Энгельс (1820-1896) – соратник Маркса и его друг, единомышленник. С юности его привлекают вопросы тяжелой жизни рабочих, эксплуатации человека человеком (пишет на эту тему ряд ранних статей), верит в возможность преобразования действительности путем и силами философии.
Вместе с Марксом разрабатывает программу практического влияния философии на жизнь, постепенно становясь на позиции диалектики и материализма.
Основные идеи основоположников марксистской философии таковы:
* Практика выступает основой ползнания, его движущей силой и источником развития;
*Человек – субъект познания и преобразования действительности, он же – субъект истории. Сущность человека (по Марксу) – совокупность общественных отношений.
На основании такого понимания Максом и Энгельсом была создана:
- новая концепция человека и общественного развития (общества), новое понимание общественной жизни как диалектического процесса;
- был разработан вопрос о природе диалектических противоречий;
- доказано, что подлинное развитие свойственно и присуще самой действительности.
В.И.Ленин в ряде работ сумел обобщить новые явления и открытия в области революции естествознания периода к. ХIХ-начала ХХ вв. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» он: развивает материалистическую теорию познания, диалектику. В «Философских тетрадях» - выдвигает идею диалектики, логики, теории познания в диалектическом материализме.
Проблемные вопросы:
1. Каковы социальные и культурно-исторические предпосылки и особенности немецкой классической философии.
2. Докажите, что И.Кант является родоначальником немецкой классической философии.
3 Охарактеризуйте философскую концепцию Гегеля.
4. Почему диалектика Гегеля называется и является «идеалистической». Дайте обоснование.
5. В чем состоят основные философские новаций немецкой классики.
6. В чем состоит значение радикальных философских новаций немецкой классики (Кант и Гегель) для современной теории познания, философии и науки
7. Каково значение антропологического материализма и гуманизма Л.Фейербаха для мировой философской мысли.
8.В чем сущность фейербаховской критика религии. Назовите работы Л.Фейербаха.
9. Назовите факторы возникновения и этапы и развития марксистской философии в ХIХ в