Тема 2. Философия древности.
Духовная культура стран Древнего Востока: зарождение философии; Генезис философских представлений в Древнем Египте и Вавилоне; Древнеиндийская философия: чарвака, джайнизм, буддизм, йога. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство. Даосизм.
Античная философия Древней Греции и Рима. Основные направления: этика, логика, диалектика (риторика), учение о бытии; истоки формирования философии в культуре античности, эстетический античный идеал; Натурфилософия. Космос как ведущая тема античного мышления, проблема «единое – многое»; Познание в античной философии и его проблемы: софисты, Сократ, Лукреций Кар, Демокрит, Платон; Морально-этические искания философии Древней Греции и Древнего Рима: этика Сократа, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Вопросы:
1.Основные этико-философские учения Древнего Востока. Специфика философии Древней Индии и Китая.
2.Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о бытии и диалектике.
Ключевые понятия:чарвака, джайнизм, буддизм, йога, конфуцианство, даосизм; античность, античная философия, этика, логика, риторика, (диалектика), бытие, эстетический идеал, натурфилософия, космос, «единое – многое», эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Персоналии: Конфуций, Сократ, Лукреций Кар, Демокрит, Платон.
1.Основные этико-философские учения Древнего Востока. Специфика философии Древней Индии и Китая.
Древнее китайское государство – типичная восточная деспотия с крайним социальным неравенством, жесткой социальной иерархией, абсолютной властью обожествляемого главы государства. Поэтому в Китае преобладала практическая философия, представителей которой занимали вопросы управления.
Основателем конфуцианской философии был Кун Фу Цзы, ставший известным в Европе через два тысячелетия после своей смерти под именем Конфуция. Предметом учения Конфуция является искусство управления государством, которое он отождествляет с искусством справедливости и нравственности. Политика у него, таким образом, тождественна этике.
В отличие от конфуцианства по преимуществу этико-политического учения, даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира: проблемами бытия и небытия, становления, единого, многого.
Само название школы – даосизм – говорит о том, что в основу своего мировоззрения даосы положили «дао». Но если для конфуцианцев «дао» - путь развития Китая и путь нравственно-политического поведения человека, то для даосов «дао» - всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего не только в Поднебесной, но и в самом мире. Оно вместе с тем и всеобъемлющий закон мироздания.
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- Ш тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой индийского общества того времени является его деление на четыре замкнутые касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. В основу этого деления положено историческое расчленение Индии на порабощенных и поработителей, а также отделение умственного труда от физического. Брахманы занимались преимущественно умственным трудом, призванием кшатриев стала война, земледельческий труд стал уделом вайшьев. Эти три касты были образованы на базе племени ариев, пришедших на территорию Индии с северо-запада, Шудры, поскольку они не были ариями, могли только быть слугами.
Хотя у брахманов не было реальной власти, их влияние было огромным. Только они были знатоками священных текстов, религиозных обрядов и ритуалов. Опираясь на господствовавшее в Индии религиозно-мифологическое мировоззрение, брахманы монополизировали посредничество между естественным и сверхъестественным миром, между людьми и богами, стали официальными идеологами ариев. Брахманизм основывался на учении о том, что в основе всего сущего лежит Брахма (священная сила) – мировой дух, бескачественная божественная субстанция. Брахма создал богов и весь мир, он первопричина и первоначало всего сущего, начало и конец всех вещей. Брахманы внушали, что деление на касты совершенно и вечно.
Антибрахмановской формой протестного движения был буддизм. Основоположником буддизма является Будда. В отличие от брахманизма, который считал, что страдания – наказания за грехи прошлых воплощений и что благочестием можно избавиться от страданий, буддизм проповедовал, что всякая жизнь – страдание и, что во всех воплощениях не может быть счастливой жизни. Единственное средство избавиться от страданий – полностью выйти из сансары. Сансара – переселение души из тела, пришедшего в негодность, в другое тело.
Буддизм призывал к смирению, воздержанию от борьбы, отказу от общения с внешним миром, так как в нем нельзя найти избавления от страданий. Буддисты обещали спасение всем людям независимо от их социальной принадлежности и потому буддизм, привлекая своим учением о духовном равенстве, стал религией миллионов людей, не видевших путей избавления от кастового угнетения.
В целом мировоззрение Древнего Востока было религиозно мифологическим. Однако, в ряде произведений этого времени звучали сомнения в истинности религиозно-мифологической картины мира, в ценности загробного существования. Считалось, что нет никаких оснований для веры в сказки о существовании никакого иного мира, кроме земного. В наивной форме ставился вопрос о материальной первооснове природных явлений. Таким источником всего сущего являются прохладная вода и влажный воздух.
В различных странах Древнего Востока существовало множество сочинений по поводу смысла жизни. Древние мудрецы Востока считали, что смысл жизни заключается в самой жизни, что жить нужно просто затем, чтобы жить.
Древний Египет оказал прямое влияние на культуру Эллады. Греческая философия могла возникнуть лишь после того, как ее основоположники овладели знаниями Древнего Востока. Греки навсегда сохранили уважение к Египту как источнику мудрости.
2.Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о бытии и диалектике.
Античная философия включает в себя:
1. Раннюю античную философию, ведущие школы и направления (Милетская, Пифагорейская, Элейская ).
2. Классическую греческую философию:
а) идеализм Платона
б) учение Аристотеля
в) античный атомизм Демокрита
3. Философские школы эпохи раннего эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
2.Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о бытии и диалектике.
К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до V века н. э.
Одной из первых среди философских школ античности возникла Милетская школа (Милет – крупнейший город того времени). Философские учения Милетской школы были натурфилософскими (объясняющими природный мир) теориями, представлявшими одновременно и первые примитивные физические теории и первые метафизические, онтологические концепции.
Дальнейший процесс развития философской науки был связан с деятельностью Пифагорейской и Элейской школ, которые представляют собой зародыши идеалистической философии.
Постановка элеатами проблемы достоверности человеческого мышления подготовила переход философской проблематики от натурфилософии к проблеме человека, различным аспектам человеческого бытия. Интерес к человеку был вызван деятельностью софистов, главной чертой мировоззрения которых является релятивизм (относительность) всех ценностей и отрицание объективной истины. Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он призывал не ограничиваться готовыми решениями и привычными размышлениями, а отталкиваться от незнания и размышлять. Именно в размышлениях и дискуссиях сформировался философский метод Сократа, сущность которого заключается в достижении истины путем выявления противоречий.
3.1.Классическая греческая философия: Платон, Аристотель, Демокрит.
Среди учеников Сократа самым выдающимся был Платон. Учение Платона – система объективного идеализма. Сторонники объективного идеализма утверждают, что дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе.
Величайшим из непосредственных учеников Платона был Аристотель. Понять учение Аристотеля нелегко. Это объясняется тем, что у него нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, он колебался между материализмом и идеализмом.
Философию Аристотель считал наилучшей среди наук в силу ее практической бесполезности: она никому не нужна в обыденной практической жизни, но она необходима, поскольку учит людей мыслить, сомневаться, находить истину. Философы – это люди, которые способны удивляться тому, на что другие не обращают внимания. Философы задумываются над тем, что другим людям кажется ясным и очевидным в силу привычки. Благодаря способности философов удивляться, они приходят к открытию причин и начал мироздания. Таким образом, по Аристотелю, философия должна заниматься выявлением причин существования чувственно воспринимаемого мира.
Учение Аристотеля имело огромное значение для дальнейшего развития философии. Он детализировал всю философскую проблематику, подробно описывал тончайшие терминологические различия, тем самым решил задачу окончательного оформления всей греческой мысли.
Наряду с учениями Платона и Аристотеля примером античного классицизма могут служить взгляды античных атомистов – философов материалистического направления (Левкипп, Демокрит). По Демокриту, все существующее состоит из атомов и пустоты, являющейся необходимым условием движения атомов. Рассмотрение атомов в качестве материального первоначала решило многие философские проблемы, поставленные задолго до Демокрита и Левкиппа.
2.2. Философские школы эпохи раннего эллинизма:
Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н. э. породил глубокие изменения в интеллектуальной сфере. Философские школы, которые ранее были ареной политической борьбы, превратились в замкнутые касты людей, объединенных равнодушным отношением к внешним событиям и повышенным интересом к вопросам нравственности. Наиболее известными в эпоху кризиса рабовладельческого мира были школы эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.
В целом следует подчеркнуть космоцентрический характер античной философии.
Проблемные вопросы:
1. Назовите основные этико-философские учения Древнего Востока.
2. В чем состоит специфика философии Древней Индии и Китая.
3. Можно ли считать учение о бытии и диалектике важнейшими достижениями античной философии.
4. На каком основании Милетскаую, Пифагорейскую, Элейскую школы следует отнести к периоду ранней античной философии.
5. Обоснуйте положение о том, что классическую греческую философию образуют: идеализм Платона, учение Аристотеля, античный атомизм Демокрита.
6.Что общего между философскими школами эпохи раннего эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
7. Согласны ли вы с тем, что среди учеников Сократа самым выдающимся был Платон.
8.Почему учение Платона является системой объективного идеализма.
9.На каком основанииу принято считать, что учение Аристотеля имело огромное значение для дальнейшего развития философии.
10. Кратко охарактеризуйте взгляды античных атомистов – философов материалистического направления (Левкиппа и Демокрита).
11. Докажите, что, по Демокриту, все существующее состоит из атомов и пустоты, являющейся необходимым условием движения атомов.
12. Почему рассмотрение атомов в качестве материального первоначала решило многие философские проблемы, поставленные задолго до Демокрита и Левкиппа.
13. Укажите философские школы эпохи раннего эллинизма:
14.Обоснуйте космоцентрический характер античной философии.
Тренировочные тесты:
1. Исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания является учение
а. Гераклита
в. Парменида
с. Пифагора
d. Аристотеля
2. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея блага, характеризуется как…
а. дуализм
в. гуманизм
c. субъективный идеализм
d. объективный идеализм
3. Характерной чертой мировоззрения античности является…
а. антропоцентризм
в. теоцентризм
с. наукоцентризм
d. космоцентризм
4. Античный философ, который связал добродетель со знанием…
а. Аристотель
в. Сократ
с. Платон
d. Парменид
5. Заслуга софистов состоит в том, что они…
а. выдвинули на первый план проблему материи
в. выдвинули на первый план проблему «физиса»
с. выдвинули на первый план проблему человека
d. открыли первый университет
6. Античная философия включает в себя
а. древневосточную философию
в. только древнеримскую философию
с. древнегреческую и древнеримскую философию
d. только древнегреческую философию
7. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался…
а. ци
в. Ян
с. инь
d. Дао
8. Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея» -
а. Эпикур
в. Платон
с. Демокрит
d. Аристотель
9. Греческая мысль зародилась в городах Ионии и Южной Италии, а своего расцвета достигла в…
а. Спарте
в. Дельфах
с. Эфесе
d. Афинах
10. Основными представителями классического периода Античной философии были…
а. Фалес, Пифагор, Анаксимандр
в. софисты и Сократ
с. эпикурейцы, стоики, скептики
d. Платон и Аристотель
11. Особенностью древневосточной философии являются…
а. обращение к данным научного исследования
в. глубоко разработанная гносеология
с. развитая система философских категорий
d. опора на мифологические представления о мире и человеке
12. Одной из школ древнекитайской философии является..
а. джайнизм
в. веданта
с. лакоята
d. даосизм
13. Основной темой философии Конфуция является…
а. тема научного познания
в. философия истории
с. онтологическая проблематика
d. тема человека, семьи и государства
14. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует…
а. отказ от мифологической картины мира
в. отказ от религиозных ценностей
с. опора на научные теории
d. практическая ориентированность
15. Буддизм считает человека существом…
а. играющим
в. познающим
с. творческим
d. страдающим
16. Выберите из списка представителей античной философии:
а. Декарт
в. Аристотель
с. Фома Аквинский
d. Августин
е. Эпикур
16. Укажите мыслителей, принадлежавших к Милетской школе:
а. Платон
в. Фалес
с. Сенека
d. Пифагор
е. Анаксимандр
17. Укажите философов – софистов:
а. Сократ
в. Протагор
с. Горгий
d. Гераклит
е. Марк Аврелий
18. Выберите из списка представителей древневосточной философии:
а. Фрасимах
в. Конфуций
с. Ямвлих
d. Зенон
е. Лао-цзы
19. Установите соответствие между представителями Древнегреческой натурфилософии и идеями первоначала всего существующего
1. Фалес 2. Анаксимен 3. Гераклит 4. Эмпидокл
а. огонь
в. вода
с. воздух
d. огонь, воздух, вода, земля
20. Укажите к каким философским школам принадлежат данные мыслители:
1. Анаксимен 2. Парменид 3. Сенека 4. Плотин
а. стоицизм
в. Элейская школа
с. неоплатонизм
d. Милетская школа
21. Расположите имена древнегреческих философов в хронологическом порядке
а. Плотин
в. Аристотель
с. Фалес
d. Сократ
22. … первоначалом сущего считал апейрон
23. … рассматривается буддистами в качестве высшего состояния, конечной цели человеческих стремлений
24. … является концепцией, разработанной античными философами Демокритом и Левкиппом
25. … утверждал, что «человек есть мера всех вещей»