Философская мысль XI –XVIII вв.
Теоретическим источником зарождения философской мысли на Руси было, прежде всего, литературно-философское наследие античности, переработанное в христианской литературе Византии: хроники, послания, православная религиозная литература (Священное Писание, жития святых и пр.) Сам термин «философия» («любомудрие») появляется в XI веке; в этот период на Руси уже были известны труды многих античных мыслителей, в том числе Платона и Аристотеля.
К наиболее значительным в философском отношении литературным памятникам этого периода следует отнести «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.), где автор размышляет о различии двух мировоззрений через анализ понятий «закон» и «благодать»: иудаизм – религия закона, религия одного народа, а христианство – религия благодати, учение, открытое всему человечеству. В «Повести временных лет» (начало XII в.) монах Нестор описывает историю славянских народов, языческие обряды, переход к христианству и его отличие от языческих верований. Образцом ранней социально-этической прозы являются «Моления Даниилы Заточника» (XII –XIII вв.) Кроме того, в указанный период издавались переработанные и дополненные византийские философские труды, например, «Пчела» - сборник афоризмов и отрывков из философских трактатов античных и раннехристианских мыслителей.
На развитие философии XV –XVI вв. существенное влияние оказали такие социально- политические процессы, как татаро-монгольский протекторат, падение Византии и начало процесса активного формирования и оформления русского централизованного государства. Именно в этот период возникает концепция старцаФилофея «Москва – третий Рим»,согласно которой после падения Рима иКонстантинополя («второго Рима»), центр мировой истории перемещается в Россию – единственную носительницу «истинно христианского духа». Самым крупным мыслителям данного периода следует также отнести Нила Сорского (1433 – 1508) и Максима Грека (ок.1475 – 1556) Последнему принадлежит значительное число переводов, толкований, этических и философских сочинений, посвященных проблеме совершенствовании бессмертной души, наделенной свободой воли и ума.
XVII век, начавшийся со Смутного времени, был периодом возникновения русского абсолютизма, становлением русского национального самосознания и глубочайшего религиозного раскола. В этот период в религиозно-философской мысли возникает полемика так называемых «грекофилов», ориентировавшихся на византийскую православную культуру, и «латинофилов», тяготеющих к культуре Западной Европы.
Среди «грекофилов» можно отметить ЕпифанияСлавинецкого (ок.1600 – 1675) – одного из наиболее просвещенных и энциклопедически образованных людей своего времени. Он был переводчиком Плиния, А.Везалия, Фукидида, поэтом и писателем; в одном из своих трудов изложил гелиоцентрическую теорию, дав положительный отзыв на учение Коперника.
Представитель «латинофилов» Симеон Полоцкий (1629 – 1680) – писатель, поэт и драматург видел задачу философии в просвещении, научении мудрости и правильной жизни; обращаясь к западной философии, он поддерживал идеи сенсуализма.
Значительную роль в развитии философии этого периода сыграла Славяно-греко-латинская академия (1687), где в числе основных учебных дисциплин была и философия: «естественная, нравственная и умозрительная мудрость», то есть физика, этика и метафизика.
Русская философия в XVIII в.развивалась под влиянием реформ Петра1.Они вызвали радикальную интеллектуальную переориентацию русского общества, в частности, возникла «вестернизация» русской философской элиты, поддерживающей петровские преобразования.
Феофан Прокопович(1681 – 1736) –глава«Ученой дружины»,архиепископ,вице-президент Синода, разработал философское учение о двух субстанциях в духе аристотелизма: материальной (подверженной разрушению) и духовной (бессмертной). Бог – это «пресовершеннейший ум», в котором в форме «первообразов» заключены все материальные предметы, «все твари».
Крупнейшим мыслителем XVIII в. был, несомненно, Михаил Ломоносов(1711 – 1765) – ученый, философ, один из основателей Московского университета. Он развивал и поддерживал многие идеи новоевропейской философии: теорию двойственной истины, отделявшую науку от религии, деизма, детерминизма, занимался проблемами натурфилософии, противопоставляя ее богословию.
Среди религиозных мыслителей того времени следует упомянуть ГригорияСковороду(1722 – 1794),разрабатывавшего,главным образом,проблемынравственной философии с опорой на Библию.
Большое влияние на передовых русских мыслителей оказали взгляды французских просветителей XVIII в.: Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье и др. Под влиянием их идей Александр Радищев (1749 – 1802) сочинил свое знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», за которое был сослан в Сибирь. Там он написал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792), где сначала изложил материалистические взгляды по проблеме человеческой души, а затем опроверг эти утверждения, обосновав идею перевоплощения души в более совершенную материальную оболочку после смерти предыдущей.