Знание на Руси. Истоки и социальная специфика

IX век положил конец первобытнообщинной формации на обширной территории, занятой восточными славянами, и стал здесь началом феодальной формации, которая просуществовала в России тысячу лет – вплоть до 1861 г. Все социальные процессы, совершавшиеся на Руси с IX в., в том числе и в сфере сознания, осуществлялись в рамках феодальной формации, определялись ею.

Специфика феодальной формации на Руси, особенно на ранних ее стадиях, состоит в признаках многоукладности, смене одного общественного уклада на другие. Первобытнообщинные черты продолжают существовать даже на поздних стадиях феодальной формации и отражаются на общественном сознании. В результате социальное развитие на Руси по сравнению с классическим образцом этого развития минует рабовладельческую формацию. Этот путь развития в науке обозначается как нерабовладельческий.

В условиях многоукладности Киевской Руси прогрессивными оказывались те компоненты общественного сознания, которые генетически и функционально были связаны с феодальным общественно-экономическим укладом, помогали ему оформиться и укрепиться, выстоять в борьбе с остальными укладами и в конечном счете одолеть их.

Несмотря на неравномерность феодализации различных областей Восточной Европы, в сфере экономической и социальной жизни уже тон задают феодальные отношения, которые дополняются переменами в политической надстройке. Племенные союзы восточных славян постепенно переросли к IX в. в качественно новое, государственное образование – раннефеодальную монархию. Ее глава – великий князь Киевский присвоил себе, существовавший на Востоке титул хакан (каган), соответственный западноевропейскому - император и сохранял его в X и XI вв.

Какое-то время отсутствовала и лишь отчасти заменялась эрзацами феодальная идеология. Другой формы, помимо религиозной, идеология этого времени не знает. Поэтому феодальная верхушка Киевской Руси остро ощутила потребность в новой религии. Эта религия должна была адекватно соответствовать феодальной формации.

В IX – XI вв. Византийская империя создала крупнейший центр средневекового образования – Константинопольский университет. Именно из Византии («Второй Рим») пришло христианство в Киевскую Русь (988). Поэтому после падения Константинополя под натиском турок (1453) роль его преемницы, роль «Третьего Рима» согласно теории русского монаха Филофея (XVI в.) стала принадлежать Москве как центру православия.

Приобщение русской науки и культуры к культуре христианской осуществлялось по двум каналам: одним из них был византийский канал. Связи шли через Киев. Второй – Западная Европа, контакты с которой осуществлялись через Великий Новгород. Именно из Византии и Западной Европы Русь полчала естественно-научную литературу и богословские тексты.

Основной характерный признак средневековой философии в том, что она не обходится без религиозных категорий и образов, говорит на «религиозном языке». При этом следует различать форму выражения философских идей (в данном случае религиозную) и их существо.

Будучи весьма влиятельной формой общественного сознания в средние века и активно воздействуя на философию, религия неизбежно окрашивала ее в религиозные тона, а сами философские представления рассредотачивались в общественном сознании, хотя кое-где были представлены и в концентрированном виде.

Философское сознание средневековой Руси, феодальное по своей социальной природе, являлось составной частью общей системы воззрений феодализма. Обоснование феодальных порядков как необходимых и целесообразных, ниспосланных богом – социальная телеология – атрибут общественно-политической, социальной мысли русского средневековья.

Отечественная философская мысль изначально проявляла преобладающее внимание к проблемам нравственности и философии истории. Эта склонность к социальной тематике не утрачивалась ею и впоследствии.

Выводы

Итак, определим основные черты средневековой науки.

Упадок классической цивилизации не стал катастрофой науки, а новая цивилизация приобрела механизмы передачи научных знаний. Мусульманская и христианская культуры сохранили письменные памятники древних ученых.

Возникшие мировые религии – христианство и ислам – явились естественной реакцией на деградацию и упадок античного мира. Церковные школы и монастыри обеспечивали обучение, сохранение знаний, подготовку духовенства. Из церковных школ впоследствии вырастали первые университеты с твердыми курсами обучения семью свободным искусствам.

Религиозное мировоззрение стало основой для формирования политических, правовых, экономических концепций. Однако концепции исламских мыслителей существенно отличались от учений западноевропейских теоретиков, прежде всего по проблемам соотношения церкви и государства, сущности, целях и задачах государства.

Таким образом, средневековая наука в сложных экономических и политических условиях. Античные традиции в наибольшей степени сохранялись в Византии, но ее научное наследие в основном бесследно исчезло. К XV в. оказался разрушенным и мусульманский мир, также потерявший свою интеллектуальную силу. Но к этому времени на более высокий уровень поднялась Западная Европа, прошедшая путь от крушения Римской империи до начала Возрождения.

Контрольные вопросы:

1.Основные проблемы средневековой философии. Определение специфики религиозного типа позания.

2.Понятие истины в религиозном мировоззрении.

3.Почему принято выделять западную и восточную ветви средневековой науки.

4.Значение и роль Библии и Корана в становлении новых социально-гуманитарных взглядов.

5.Как решается проблема соотношения веры и разума?

6.Что собою представляло знание в Средневековой Руси?

Литература:

1. Абеляр П. Возражение некоему невежде в области диалектики // Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. С.802.

2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.

3. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.

4. Лихачев Д.С. Избр. Работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 2.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

6. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России: Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969.

7. Островский Э.В. История и философия науки. М., 2007. С.68-75.

8. Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982.

9. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

10. Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан-ал-Бируни. М., 1973.

11. Роттердамский Э. Оружие христианского воина // Роттердамский Э. Философские произведения. М.: Наука. 1986.

12. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА-М, 2007.

13. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

14. Соломатин В.А. История науки. М., 2003. С.50-56.

15. Философия науки. Под ред. С.А.Лебедева. М., 2004. Глава 3.

16. Философия науки. Хрестоматия. М., 2006.

17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

18. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907.

Эпоха Возрождения

Идейно-культурное движение эпохи Возрождения сформировало гуманизм (лат. humanus – человеческий) – система взглядов выражающих признание человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми. В центре внимания образованных людей стали вопросы изучения человека, его психологии и морали, а также самого общества.

Основной вопрос времени – совместимы ли идеи гуманизма с принципами власти? (Н.Макиавелли, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Никколо Макиавелли (1469-1527) – основоположник политологии как науки. Был блестящим философом, знатоком античности, крупнейшим драматургом и литератором, дипломатом. Беспристрастное взирание на общество, как художник на натуру. «Государь» - излагает принципы, по которым действовали великие люди в истории. Центральный вопрос – справедливость. Макиавелли размежевывает политику и мораль – в этом ключ понимания его учения. (Термин «макиавеллизм» часто определяет политическое коварство. По причине того, что наставления Макиавелли приняты порой за чистую монету).

Ведущее политическое движение эпохи – Реформация, от лат. Reformatio – преобразование, перестройка. Возникла в Германии, как протест против католицизма. Начало реформации положил Мартин Лютер (1483-1546), профессор Виттенбергского университета. В основе его учения – тезис о том, что верующие не нуждаются в церкви с ее сложной иерархией, образами, монашество, службами, иконами и другими атрибутами. Все это привнесено человеком. Истинному верующем не нужен посредник в общении с Богом, необходимо использовать только Священное писание.

Область экономики – возникновение первой школы – меркантилизм: деньги как абсолютная форма богатства. Нация тем богаче, чем больше золота она имеет. Золото же накапливается путем добычи или в процессе торговли. Не вдаваясь в теоретический анализ, представители сосредоточились на практических рекомендациях по увеличению богатства. Политика меркантилизма проводилась в течение XV-XVIII вв. в период становления абсолютистских государств и создания их национальной экономики.

Проблемы русского Предвозрождения. Вопрос о том, что Возрождение распространило свое воздействие на Русь, необходимо рассматривать в контексте исследований об аналогичности отечественного культурного развития с итальянским Возрождением. При этом высказывается соображение для характеристики русской культуры, что для этого периода подходит понятие Предвозрождения.

Если учитывать, что зарождение Возрождения предваряло собой определенные изменения во всем познании, то подготовка его и есть Предвозрождение. Термин Предвозрождение необходим по той причине, что он указывает о наличии таких социальных процессов, когда не получается исторически завершенного перехода к Возрождению, когда Предвозрождение не влечет фатально за собой Возрождение. Причины у Предвозрождения те же, что и у Возрождения, воздействие их только намечается, оно еще слабо, не способно вызвать целостное новое качество. Новое еще только намечается и проявляется в штрихах.

Так, на первый план в отечественном гуманитарном познании Предвозрождение выводит литературоведение. Появился общий интерес к человеку, к человеческой индивидуальности. В искусствознании особенно развиваются иконопись и фрески. Элементы ренессансной архитектуры проникают из западноевропейской в русскую.

Тип предвозрожденческого гуманитарного знания России во многом перекликается с проблематикой западноевропейского Возрождения. Но изучение любой научной проблемы этого периода надо проводить комплексно, с учетом социально-экономической истории Руси, а также анализом религиозного сознания, всегда являющимся чутким индикатором на социальную действительность. В этом и состоит особенность отечественного социально-гуманитарного знания.

Выводы

В эпоху Возрождения как широкое идейно-культурное движение сформировался гуманизм. Свобода и раскованность мысли привели ко многим научным направлениям в гуманитарной сфере.

Трудами Макиавелли положено начало политологии.

Социальные идеалы гуманизма сформировались в виде утопических концепций коммунизма.

В религиозной сфере – крупнейшее идейно-политическое движение Реформация и призыв к возрождению истинного первоначального христианства, апостольной церкви.

В экономической сфере – первая в истории экономическая школа меркантилизма.

В России из проблем, имеющих глобальную, философскую значимость в среде мыслителей более всего привлекает проблема человека.

Все русские социальные программы этой эпохи имеют новую, антикрепостническую трактовку о равенстве всех людей перед богом. Эту же трактовку развивают и в лоне религиозной идеологии

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается своеобразие эпохи Возрождения?

2. Как изменился стиль научного мышления?

3. Что такое Реформация и какова ее роль в развитии науки?

4. Какие факторы способствовали успехам науки Возрождения?

Литература:

1. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. М., 1983.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1979.

3. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.

4. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

5. Лажечников И.И. Соч.: В 2т. М., 1986. Т. 2.

6. Лихачев Д.С. Избр. Работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 1.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

8. Островский Э.В. История и философия науки. М., 2007. С.78-82.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. ТОО ТК «Петрополис». 1995. Т. 2.

10. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА-М. 2007.

11. Соломатин В.А. История науки. М., 2003. С.75-80.

12. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. М., 1973.

Наши рекомендации