В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления
Познание общества в форме мифологического сознания
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
Социальные учения
Философия нового времени
4) Нужно понимать, что сознание первобытного человека сильно отличалось от сознания современного человека. Он не искал причины тех или иных событий, а старался дать ответ на вопрос – кто. И суть мифологии сводится к объяснению тех или иных явлений происходящих вокруг него. Мифы принято делить на три группы: 1) космогонические – о происхождении мира и человека; 2) мифы о героях; 3) эсхатологические – о «конце света».
Следующим этапом в развитии мировоззрения древнего человека стало возникновение первых философских учений. Древняя Индия – буддизм, джайнизм, санкхья, йога, веданта и другие. Древний Китай – даосизм, конфуцианство, легизм, моизм и т.д. Но по настоящему философия получила развитие в Древней Греции, которая и считается родиной этой науки. Первыми философскими школами стали школы – Гесиода, Анаксимандра и Анаксимена. Новым витком развития стали труды Аристотеля и Платона.
5) Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в школьном курсе обществознания.
1. Познание общества в форме мифологического
2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии
3. Социальные учения средневековья
4. Философия нового
Обществознание XX века
6)
7) Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Формационный подход был разработан Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору,
Цивилизационныйподход рассматривает с цивилизационной (культурологической) точки зрения две сферы жизни общества — прежде всего ментальную, а также материальную:
— человека с его поврежденным страстями (грехом) менталитетом (душой), жизнь наиболее грешных (выдающихся) светских людей: политиков, ученых, писателей, артистов и т. д.;
— демократическое устройство общества (правовое государство, гражданское общество, права и свободы человека);
— борьбу людей за власть и собственность, за прибыль любой ценой (индивидуализм, конкуренцию и т. д.);
— человеческие учения (классиков) — ереси, возведенные в догматы;
— историю безбожной, светской культуры (литературы, искусства и науки), ее особенности в сравнении с другими странами;
— образование и воспитание;
— особенности общественного сознания и общественной психологии (менталитет данного общества);
— историю России в сравнении с другими цивилизациями;
Таким образом, цивилизационный подход концентрирует внимание на грешном образе жизни и деятельности человека, его поврежденной страстями душе, особенностях психологии (менталитета) человека и культуры страны, светской (ментально-чувственной) истории общества, потребительском (с точки зрения удовлетворения страстей, грехов) понимании ценностей и смысла жизни как жизни только земной, временной (а смерти вечной).
Недостатками цивилизационного подходаявляется то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
8) Человечество — активная часть животного мира биосферы, способная не только приспособить её под свои нужды, но и полностью изменить её облик.
Человечество в пространстве предстает как антропологический покров ойкумены (или население), условно устойчивый в течение одного поколения (около 20 лет).
Человечество можно также представить, как всех людей Земного шара (мира), пребывающих на жизненном этапе от рождения из материнской утробы до смерти; как объединение персон, живших в историческую эпоху; как совокупное количество индивидов, личностей, граждан, живущих на Земле в данный момент. Подразделяется на расы, народы (или этносы), социальные и культурные группы. Результат деятельности человечества принято называть культурой.
9) Русская философская мысль на переломе Х1Х~ХХ вв. — вершина развития отечественной философии, время Владимира Соловьева и эпоха религиозно-философского ренессанса. Однако не следует забывать тысячелетнюю историю ее развития. Как немыслимо, скажем, в области литературы все внимание сосредоточивать только на Пушкине, Толстом или Достоевском и их времени, так неправомерно рассматривать наиболее ярких философов серебряного века вне их связи с предшествовавшей традицией. То, что стало хорошей школой в истории отечественной философии, а именно — рассмотрение всего литературного процесса от древнерусских и византийских основ, должно стать нормой в истории философии — изучение философского процесса с самых ранних форм, в максимальной полноте охвата и предельно адекватно подлинному бытованию мысли в разнообразии жанров, интенций, способов выражения, объективизации идейного содержания в разнообразии памятников культуры.