Тема 3.3. Урок 3: «Духовная жизнь общества»

Вопросы:

1. Философия культуры и нравственности. Понятие и значение культуры для человека. Человек культуры.

2. Виды культуры. Особенности современной молодежной субкультуры. Досуг молодежи.

3. Искусство и мораль – составляющие культуры

Вопрос 1: Философия культуры и нравственности. Понятие и значение культуры для человека. Человек культуры.

Философия культуры и нравственности. Понятие и значение культуры для человека. Человек культуры.

Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем.

Традиции философского осмысления культуры были заложены еще в эпоху античности. На протяжении дальнейшего развития в Средние века. В Новое время культура (просвещение, образованность, воспитание, цивилизация) оставалась ключевой в философском осмыслении.

В XIX в. самостоятельной областью философской рефлексии становится философия культуры, позволившая поднять представления о культуре на высокий обобщающий уровень, сконцентрировать все существенное, относящееся к знанию о культуре. На протяжении XIX–XX вв. в ее рамках сложился ряд оригинальных школ и направлений, разрабатывавших проблематику культуры, духовной жизни, символотворчества

Философский анализ не только изучает культуру, но и дает свое понимание культуры. Философское осмысление культуры нередко оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности осмысления культурной реальности человека. Только с философских позиций осмысление культуры происходит в целостности, во всем многообразии способов ее бытия. Философия позволяет увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.

Философия ставит перед культурой ряд проблем, крайне значимых в социальном мире. Таковы, например, онтологические проблемы: вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и их общем векторе развития. В отношении человека философией культуры поднимается вопрос о том, в чем состоит специфика его культурной деятельности. В философии культуры исследуются и фундаментальные проблемы, соотношения культуры и природы, культуры и творчества.

Следует также подчеркнуть, что философские интерпретации культуры не предполагают единообразия.

Можно сказать, что философий культуры столько, сколько есть философий, философских принципов, способных взять на себя функцию осмысления феноменов культуры. С того времени, когда культура стала предметом философских рефлексий, возникла не одна философия культуры.

Рефлексия — принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок.

Во многом именно тот угол зрения, который отражается в том или ином определении культуры, и является отправной точкой той или иной культур философской концепции. Каждая более или менее развитая философия включает в себя культуру как составную часть своего содержания.

Более того, ход развития философской мысли последнего времени таков, что культура стала необходимым элементом всякой современной философии, составляя подчас сердцевину ее проблематики.

Поскольку культура вообще существует лишь в истории или как история, то философия культуры во многом совпадает с философией истории и часто даже идентична с ней.

Философию культуры мы находим у Платона и стоиков, в отдельных случаях в эпоху средневековья у Фомы Аквинского, а позже - у гуманистов.

Четкую форму философия культуры получает только в ХVIII в., а именно благодаря Вико в Италии, Руссо и Вольтеру во Франции и особенно Гердеру в Германии, под влиянием которого она становится учением о становлении и действии телесно-душевно-духовной целостности человека в мире природы и одновременно в исторически-духовном мире.

Начиная с Руссо, философия культуры выступает также и как критика культуры, каковой она является у Якоба Буркхардта, Дильтея, Ницше, Клагеса, Шпенглера и Ростоу.

Золотое правило нравственности – одно из главных моральных требований, задающее принцип поведения по отношению к другим людям: «Не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой», т.е. люди должны относиться друг к другу как равноценные.

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий и является основополагающим мировым этическим принципом.

Древние о золотом правиле нравственности:

«Не делай человеку того, чего не желаешь себе» Конфуций

На вопрос, как вести себя с друзьями, Аристотель сказал:

«Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами»

«Не причиняй другому боли способом, который для тебя будет болезненным» - Будда

Понятие и значение культуры для человека

Рассматривая культуру как форму существования человека и человечества, многие культурологи считают, что в ее основе лежит деятельность людей. В таком случае культура раскрывает специфику взаимодействия человека с природой, обществом, с самим собой

Ряд исследователей подчеркивают, что культура всегда является личностным достижением человека и судить о степени культурности общества надо по человеку, его умениям и навыкам, а не потому что имеет данное общество, какие богатства материальной и духовной культуры оно накопило в своем развитии. Они считают, что культура всегда актуальна, она раскрывается через знания, умения и навыки личности, через ту систему ценностных ориентаций, которой руководствуется человек.

Культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей, процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает в развитие самого творца всей культуры - человека.

Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, с высоким самосознанием, развитым чувством собственного достоинства и чести, самоуважением, самодисциплиной, независимым суждением, с уважением к мнению других людей, способный к ориентации в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющий принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Это всегда духовная и творческая личность.

Цель воспитания человека культуры состоит в практической подготовке его к жизни прежде всего в своем культурном пространстве. Человек культуры способен к национальной, культурной и религиозной самоидентификации. Через культуру и окультуривание человек очеловечивается. Через культуру человек обретает свою духовную сущность и формирует душевные качества.

Вопрос 2: Виды культуры. Особенности современной молодежной субкультуры. Досуг молодежи.

Культура широкое значение-Это все то, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда

Культура узкое значение-Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы

Культура материальная– орудия труда, средства производства, жилища, средства сообщения, т.е. искусственная среда обитания человека

Культура духовная-наука, искусство, литература, философия, мораль и другие формы идеологии

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу, она придумана для восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Критики, литераторы, художники, театралы, писатели, музыканты. Формула элитной культуры – «искусство ради искусства».

Народная культура создается анонимными творцами не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народные культуры по происхождению называют любительскими или коллективными. Они включают: мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор - народное творчество создается различными слоями населения.

Массовая культура или общедоступная - время появления середина ХХ века, когда СМИ стали доступны всем слоям населения. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования. У нее широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро выходят из моды. Поп культура сменила название массовой культуры, а китч ее разновидность.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества. Поскольку общество распадается на множество групп: национальных, социальных, профессиональных – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения

Малые культурные миры называются субкультурами – это часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. У каждого поколения, у каждой социальной группы свой культурный мир. У большей части современной молодежи отдых и досуг – ведущие формы жизнедеятельности. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм.

Контркультура – это субкультура, которая находится в конфликте с доминирующей культурой.

Особенности современной молодежной субкультуры

Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусством, стилем поведении. Все больше она становится неформальной культурой, носителем которой выступает неформальные подростковые группы.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них.

Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда.

Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Отличительные черты субкультур

сленг – специфический словарь (например, профессиональный жаргон или ненормативная лексика) и его использование.

манера поведения – особенности невербального общения (экспрессия, походка, мимика, пантомимика, ритуалы, в том числе посвящение в члены данного сообщества);

имидж (образ) – элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия, татуировка;

Виды субкультур:

Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей:

Термин Рокеры (как и субкультура) появилась в 1960-м году на территории Англии. Изначально он применялся к молодежи, которая ездила на мотоциклах. Истоки Рокеров, начали формироваться еще в 1950-м году, когда стиль рок-н-ролл начал набирать обороты, благодаря легендарному исполнителю Элвису Пресли.

Металлисты — субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы.

Рэперы

Слово рэп в переводе с английского языка означает стук, легкий удар. Стиль исполнения рэп-музыки называете «чтение». Рэперы подражают своими внешними атрибутами на жителей черных кварталов США, где протекает бурная уличная жизнь. В России рэперов ассоциируют с хип-хоп культурой (hip-hop). Приоритетными направлениями этой культуры являются граффити, брейк-данс, различные экстремальные виды спорта, уличные баскетбол.

Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни:

Готы — субкультура, зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для всех её представителей в той или иной степени характерны специфический имидж и интерес к готической музыке. Будучи изначально молодёжной, сейчас в мире субкультура представлена людьми в возрасте от 14 до 45 лет и старше.

Хиппи - философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США. Расцвет движения пришелся на конец 1960-начало 1970 годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

Панки — молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма.

Спортивные фанаты

Фанат — человек, испытывающий особо повышенное влечение к определённому объекту (кумиру). Объектом влечения может быть известная личность, спортивные клубы, искусство, различные идеи.

Футбольные хулиганы — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, те или иные действия на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Байкеры

Байкеры — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Скинхеды — собирательное название представителей одной из молодёжных субкультур. Считается, что 1969 год был пиком популярности этой субкультуры. Наиболее предпочитаемой музыкой первых скинхедов были ска и соул, позже — регги. Субкультура с самого начала была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала

Гопник — представитель позднесоветской субкультуры, образованной в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близки к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей.

Граффитеры. Еще их называют райтеры или графферы. Они рисуют картинки и надписи на стенах домов и переходов, на вагонах поездов, на любых вертикальных поверхностях. Рисуют баллончиками с краской или маркерами. Их творения обычно выдержаны в одном стиле. Субкультура появилась благодаря уличной культуре Америки 60-х годов.

Граффити — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

Брейк-дансеры

Брейк-данс или бибоинг – это один из элементов молодёжной субкультуры хип-хоп. Брейк-данс – уличный танец - появился в 70-80 годах прошлого столетия, одновременно с зарождением хип-хопа в Америке. В конце 90-х годов брейк-данс дошёл и до России.

Пацифизм —идеология сопротивления насилию ради его исчезновения.

Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

Досуг молодежи

У значительной части молодёжи свободного времени не так уж много, в основном им располагают подростки. У подростков менее осмысленные и более пассивные формы отдыха.

На первом месте среди форм досуга молодёжи — просмотр телевизионных передач.

у старших – информационные программы;

у младших – музыкальные и развлекательные.

Таким образом, телевидение для подростков – один из источников информации, дающий в образной форме модели поведения, стереотипы восприятия жизни. Реклама формирует стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывает серьёзное влияние на язык подростков.

Больше половины российских подростков проводят свой досуг на улице, общаясь с друзьями и сверстниками. Очень многие подростки и молодые люди используют ненормативную лексику (мат). Хотя выбор форм отдыха у подростков ограничен, они не говорят, что они не довольны своим досугом. В последние годы даже студенты провинциальных городов ходят в библиотеку только за готовыми рефератами и курсовыми работами. Большинство из-за низкого уровня жизни вынуждено просто гулять по улицам, другие сидят дома у телевизора. Малая часть занимается спортом или проводит время в интернет-клубах.

Молодёжь мало интересуется литературой и театром. Такие виды отдыха, как посещение выставок, театров, музеев и т.п., перестают быть популярными, а новые, такие, как компьютер, общение через интернет, доступны очень многим. Чтение книг и журналов занимает всё меньше и меньше места в жизни молодых людей. Все меньше молодых людей используют досуг для саморазвития, для интеллектуального роста.

Если же компьютер доступен, он занимает основную часть досуга молодежи, влияя на духовный мир и ценностные ориентации.

Вопрос 3: Искусство и мораль – составляющие культуры

Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира

По способу реального существования художественного образа (по человеческим чувствам) искусство подразделяется на:

Пространственные искусства – это те виды искусства, которые живут в пространстве, распространяются в пространстве. Их также принято называть статическими (или предметными). Пространственные искусства воспринимаются зрением. К таким видам искусства относят: архитектура, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, декоративно-прикладное искусство.

Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени. Их также принято называть динамическими (или процессуальными). Временные искусства воспринимаются (или могут восприниматься) слухом. К таким видам искусства относят: устное творчество, литература, музыка.

Пространственно-временные искусства – это те виды искусства, которые непосредственно существуют одновременно в пространстве и во времени. Их также принято называть синтетическими. Пространственно-временные искусства воспринимаются и зрением и слухом одновременно. К таким видам искусства относят: театр, кино, хореография, эстрада, цирк, телевидение.

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях.

К моральным требованиям относятся:

Нормы поведения: «не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и т.д.

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.

Нравственные принципы: коллективизм – индивидуализм, эгоизм – альтруизм и т.д

Морально-психологические механизмы: долг, совесть

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье

Моральное (нравственное) сознание

включает два основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали.

Нормы морали - это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. Ими выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, честности и т. д.

Принципы морали - более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, а в целой системе общественных отношений. К такого рода нравственным принципам относятся такие положения, как: «уважай ближнего», «чти отца своего», «не укради» и т. п.

Моральная культура представляет собой исторически сложившуюся систему традиционных, устоявшихся, фиксированных, нормативных отношений между людьми. Элементами моральной культуры являются: обычаи, правила поведения, нравы данной культуры.

Задачи морали

Оценивать-Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение

Регулировать-Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество

Воспитывать-Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию правильной ориентации

Искусство и мораль – своеобразные

символы духовно-практической деятельности, которые синтезируют в себе этическое и эстетическое, добродетельное и прекрасное. Средствами музыки, литературы, живописи, скульптуры, кинематографии искусство стремится показать, объяснить языком художественного творчества правду жизни. В образной форме в виде чувственно-конкретного искусство воспроизводит и осмысливает моральные проблемы человека, жизненные ситуации, нравственные конфликты, делая это значительно многостороннее и доступнее, чем теоретическая этика.

Нравственные проблемы

составляют большую часть содержания искусства, по-своему решая проблемы счастья, смысла жизни, ее ценностей, столкновения добра и зла, добродетельного и порочного. Только языком искусства можно конкретно показать прекрасное как возвышенное, вечное, доброе.

Дополнение по Теме 3.3. Урок 3:

Историко – философские традиции в анализе культуры.

Велик и многообразен мир окружающий человека. Он живет в окружении предметов, вещей,

отношений, знаний, идеалов, бесконечное разнообразие которых называется культурной средой обитания людей. Философов всегда и во все времена волновал вопрос, что такое культура вообще, как она возникла, в чем ее назначение для существования народов, сословий, классов, государства и каждого отдельного человека.

ХIХ век две противоположные точки зрения на культуру:

1) Культура - это средство закабаления человека, превращение его в послушное орудие чужих и враждебных человеку сил.

2) Культура - средство облагораживания человека, превращение в собственного человека, носителя цивилизационного начала, развивающего общество и себя.

Первая точка зрения Пессимистическая- еще нашла отражение в работах Жан - Жака Руссо(172 1-1778) - рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы, как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. Человек антикультурен. Критикует культурные традиции, определяющие существующее социальное, экономическое, политическое правительство.

Фридрих Ницше(1844-1900) - человек антикультурен, культура создана для подавления и порабощения человека. Проповедовал идею сверхчеловека, он в состоянии отбросить культурные запреты, мешающие ему жить. Он порывает с обществом, реализует свою личную свободу. В работах немецких и французских экзистенциалистов - человек это свобода. Это вечная проблема выбора, своей жизни, своей судьбы. Свобода человека противостоит всему обществу, его культуре, всей цивилизации. Все поступки обусловлены их средой, наследственностью, воспитанием, а определяются самим человеком,

Зигмунд Фрейд(18б5-19З9) - основоположник психоанализа. Создает динамическую концепцию психики личности. У человека неустойчивая психика из-за запретов определенных поведением нормами культуры. Поэтому человек становится невропатом или вынужден перемещать свою нерастраченную энергию либидо в искусство, науку, политику. Итак те люди которые не нашли себе адекватного сексуального партнера вынуждены были переключить свою энергию на создание духовной культуры запада.

Оптимистическая концепция:

Иоганн - Готлиб Гердер(1744-1804) - немецкий философ. В основе прогрессивного развития человечества лежит идея гуманизма и понимание значения общечеловеческой любви.

Оптимистическая позиция по отношению к современной культуре характерна для представителей технической инженерной, научной интеллигенции Запада связывающей проблемы культуры с успехами в области материально-технического обеспечения человека.

Римский клуб (=100 ученых, общественных деятелей, букмекеров) - заговорили о конечных целях существования современной культуры, пределах ее роста, об экологических и других глобальных проблемах человечества.

Россия

Достоевский(1821-1889) концепция почвенничества, соединение высших слоев общества с великой «Почва» - русским народом, все это обеспечит России усвоение европейской культуры в цивилизации. У каждого человека есть свобода выбора и он должен быть ответственен за это «Ты сам решаешь что ты есть - тварь дрожащая, или человек» - считал писатель.

Л.Н.Толстой (1828-1910) - создал свою оригинальную концепцию понимания развития российской культуры. Критика западной культуры, что она игнорирует интересы простого человека, созданная интеллигенцией наука и искусство служат верхом общества. «Назначение человека - руководствоваться моралью любви и милосердия, не противление злу насилием.»

Сороки П.А.(1889 -1968) после революции работал - создал концепцию социальной культуры: три главных типа культуры:

1) Чувственная - чувственные восприятия мира человеком который является основным определителем социокультурных процессов. 2) Идеальный - господство рационального мышления, он характеризует разные народы в определенные периоды их развития. 3) Идеалистический - для него показательно господство интуитивных форм познания мира..

Все последователи отличают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом, что культура является специфической человеческой формой бытия, что культура раскрывается через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы, знаки.

Содержание понятие «Культура».

Рассматривая культуру как форму существования человека и человечества, многие культурологи считают, что в ее основе лежит деятельность людей. В таком случае культура раскрывает специфику взаимодействия человека с природой, обществом, с самим собой.

Ряд исследователей подчеркивают, что культура всегда является личностным достижением человека и судить о степени культурности общества надо по человеку, его умениям и навыкам, а не потому что имеет данное общество, какие богатства материальной и духовной культуры оно накопило в своем развитии. Они считают, что культура всегда актуальна, она раскрывается через знания, умения и навыки личности, через ту систему ценностных ориентаций, которой руководствуется человек.

Сторонники ценностей (аксиологической) - культуры это ориентация людей на определенные ценности - как полезные утилитарные и д.р. Все что существует в мире ценно для человека и еще он имеет свои предпочтения, вкусы, стремления.

Европейская философия 19 века опиралась на взгляды Канта, Гегеля - культура - это искания человеческого духа. Культура - область духовной свободы человека. И сейчас это популярно, думают что «культурный человек» - это тот кто разбирается в первую очередь в областях духовной жизни: в искусстве, музыке, литературе.

Однако большинство современных философов считают что:

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов вещей потребных человеку.

Овладение культурой предполагает усвоение умений и знаний необходимых для труда, общения и познания главных составляющих жизнедеятельности любого общества.

Культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей, процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает в развитие самого творца всей культуры - человека. Всю жизнь через акты деятельности и общения через самосознание и рефлексию человек осуществляет культурный процесс.

Три главных области деятельности и взаимоотношений:

1) Отношение человека с природой

2) Отношение человека с человеком (общественные отношения)

3) Отношение человека с самим собой

Материальная и духовная культура взаимосвязаны, они воздействуют друг на друга, не могут существовать в отрыве одна от другой.

Материальная культура: орудия труда, средства производства, жилища, средства сообщения т.е. искусственная среда обитания человека.

Духовная культура - наука, искусство, литература, философия, мораль и другие формы идеологии. (Р.S. Идеология- система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Мораль - отношение человека к человеку, коллективу, классу, обществу.)

Наши рекомендации