Тема 2.7 Урок 1 «Теория познание (гносеология)»
Вопросы:
1: Познание как предмет и объект философского анализа . Гносеология - наука о познании.
2: Многообразие форм познания. Чувственное и рациональное познание. Этапы.
3: Практика – основа и цель познания. Знание и вера.
Вопрос 1: Познание как предмет и объект философского анализа . Гносеология - наука о познании.
Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания
Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности
Теория познания
Для античной философии главной была этика, для средневековой – теология, для новоевропейской – теория познания. Не как вести себя в мире, а как познать его – вот основной вопрос философии. Большинство философов Нового времени, в том числе И.Кант смотрели на человека прежде всего как на познающего существо.
Познание- это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение, такое взаимодействие объекта и субъекта познания, результатом которого является новое знание о мире.
Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи
Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).
Вопрос 2: Многообразие форм познания. Чувственное и рациональное познание.
Многообразие видов познания. Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Научные знания. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.
Практическое знание. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой, завещанном человеку в первые дни бытия. Преобразуя мир, практика преобразует и человека; она связана с социальностью.
Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.
Основные формы познания
Чувственное познание
Ощущение
Отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы
Восприятие
Отражение в сознании человека предметов и
явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы
Представление
Возникающие в сознании человека образы
предметов и явлений внешнего мира или их
свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал
Рациональное познание
Понятие
– умственный концепт, отличающийся
обобщенностью и отбором существенного;
– форма мышления, отражающая предметы в
их существенных признаках
Суждение
Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях
Умозаключение
Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
Иррациональные формы познания
(интуиция и т.д.)
Сенсуалисты- (от лат. Sensus – чувство, ощущение) считали , что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины.
Рационалисты- (от лат. Ratio – разум, мышление) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны, опирались прежде всего на успехи математики.
Вопрос 3: Практика – основа и цель познания. Знание и вера.
Практика — активная чувственно –предметная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности ( природы и общества).
Практика выступает и как критерий истинности полученных
знаний. На вопрос, соответствуют ли знания реальной действительности, способна дать ответ прежде всего практика. Следовательно, практика выступает как своеобразная форма связи между материей
и сознанием.
С ведением практики в теорию познания было установлено ,что человек познает реальный мир не потому что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому что он сам активно воздействует на окружающую его действительность и в ходе изменения познает ее.
Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.
Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт
В гносеологии знание употребляется в смыслах:
1) любая познавательно - значимая адекватная информация об объекте;
2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, которая существует наряду с практическим отношением
Дополнение:
Марксистская теория рассматривает познание, как сложный диалектический процесс.
Познание - есть отражение объективной реальности в сознании человека.
Источником познания является окружающий человека внешний мир, в нем находятся. вещи, а в сознании их образы т.е. отображение этих вещей. Вещь ее образ представляют единство.
Это означает, что не бывает образов без реально существующих вещей и наоборот не бывает существующих вещей , которые не могли бы отражаться в сознании.
Вывод: Нет непознавательных вещей, а есть только вещи пока еще не познанные, которые по мере развития наук будут обязательно познаны. Это вывод материальной диалектики. А есть учение - агностицизм прямо отрицающий познавательность мира, итак, наука доказывает познавательность мира и не научность агностицизма.
Коренное отличие марксисткой теории познания состоит в том, что в основу процесса познания была положена практика т.е. материальная производственная деятельность людей.
Практика- многообразие форм материальной деятельности людей в ходе которой происходит изменение предметов и явлений действительности. Практика явля ется исходным пунктом, основной целью познания. Это
означает, что практика ставит перед человеком задачу познавать материальный мир.
Человек познает материальный мир в процессе практической деятельности, для того, чтобы использовать познания на практике.
Познание является бесконечным, т.к. бесконечен материальный мир, и он так же бесконечно развивается. Теория и практика составляют единство.
Теория возникает из практики и вновь возвращается в практику.
В.И, Ленин писал, что познание материального мира проходит З ступени:
1) Чувственное.
2) Абстрактное мышление
3) Практика
Чувственное познание - есть отражение внешних свойств предмета в сознании человека через органы чувств. Основной формой чувственного познания является ощущение - это отражение отдельных свойств предмета. Есть еще формы, это: 1) Восприятие - это его отражение в сознании человека, предмета в целом. 2) Представление - есть воспроизведение в сознаний человека ранее воспринятого, оно глубже, чем восприятие отражает внешний мир. Представление не только предшествует мышлению но и является его о продуктом. чувственное познание дает первоначальное значение человеку о материальном мире. Оно не в состоянии раскрыть внутренние сущности и законы развития вещей. Здесь на Помощь человеку приходит абстрактное мышление, качественно новый высший этап в развитии познания.
Абстрактное мышление – есть мышление человека отвлеченное от конкретных предметов. Основной формой абстрактного мышления - является понятие - это обобщенное отражение однородной, объективной реальности в сознании человека (человек, дерево животное и т.д.)
Каждая наука выводит свои понятия и пользуется ими. На основе понятий существуют формы мышления – суждении, умозаключение.
Суждение - форма в которой, что либо утверждается или что либо отрицается.
Умозаключение - есть получение нового суждения, или вывода из ряда суждений.
Сочетание понятий, суждений и умозаключений образуют такие высшие формы мышления, как гипотеза и научная теория.
Гипотеза - есть предположение о каких-либо явлениях, событиях, законах.
Научная теория - есть глубокое всестороннее знание в каких-либо областях действительности.
Чувственное познание и абстрактное мышление, составляют единство, они отражают один и тот же материальный мир и их общей основой является практика человечества.
Абстрактной истины нет. Практика является критерием истинности постольку - поскольку люди действуют в соответствии с имеющимися у них знаниями.
Формы практики: 1) Эксперимент. 2) Заводские испытания. З) Массовое применение. 4) Сопоставление новых теорий с ужё оговоренной на практике теорией.
3 главных сферы практики:
1 ) Мир природы – от космоса и далее.
2) мир общества – как мир материальной и духовной культуры созданный человеком.
З) Мир внутренней жизни человека его мыслей и чувств, интуиции и представлений.
Типология различных форм знания: практическое и теоретическое знание.
Знание - отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знание - идеально, поэтому для своего бытия оно нуждается в объективизации, которая осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах, предметах культуры. Знания- важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания.
В структуре знания мы можем выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу Это отношение является основным в проблеме истинности знаний.
Одна из форм организации знаний - теория или система теорий, объединяемые в научные дисциплины. Основой познания и критерием соответствия знания с действительностью является предметно - практическая деятельность или практика. Практика рассматривается в двух ракурсах: как основу формирования знаний и образования не зависящую от человека и как средство проверки истины, то есть выявление меры соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути своей подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением практики в теоретическую схему познания идея развития, изменчивости проникает в саму теорию познания. Чтобы практика была основой и критериями объективно - истинного знания необходимо брать ее во всем ее объеме, во всей сложности, неподвижности, противоречивости. Необходимо учитывать объективные закономерности ее изменения, а также тенденцию к направлению этих изменений.
Филатов «Возникшая теория на первых парах, как правило, ограничивается объяснением лишь небольшого круга явлений, причем таких, которые явно поддерживают ее. Требуется время - и нередко немалое - для расширения ее области применения, для оправдания используемых его моделей и методов, для убеждения в ее правоте других ученых, для привлечения их к ее разработке. Такая система типична даже для самых плодотворных теорий. Включение в повседневное и научное познание элементы веры и убеждения достаточно естественны по своему содержанию, обычно они выглядят само собой разумеющимися, общепринятыми установками и поэтому могут не осознаваться как таковые. Вместе с верой и убеждением в познание входит личная позиция ученого, включающая познавательную деятельность в целостный процесс человеческой жизни с ее эмоционально - волевыми, ценностями ориентациями, актами свободного выбора и т.п. Обладание достоверными знаниями дает чувство компетентности, гарантированной уверенности, стабильности.
Познание -всегда остается человеческим, Оно есть деятельность людей, осуществляемая в социально- культурной среде, в мире человека. Эта деятельность соразмерна познавательным способностям человека, возможностям его действий в мире. Как и всяческая человеческая деятельность, познание организуется по социально-культурным законам, направляется исторически конкретными целями и идеалами. Объективность и истинность научного познания не требует его разрыва с миром человека, которые складываются в мире человеческой жизнедеятельности и духовно обеспечивает ее. Функции научного познания не исчерпываются производством достоверного знания, большое значение отводится и его культуро-созидающей роли.