Тема 2.5: «Философия физического и духовного здоровья человека»
Вопросы:
1 Философия физического и духовного развития человека (учение Гиппократа, Я. Каменского, В. Иванова)
2 Здоровый образ жизни-основы физического и нравственного развития человека
3 Воспитание гармонической личности- вызов алкоголизму и наркомании
Вопрос 1: Философия физического и духовного развития человека (учение Гиппократа, Я. Каменского, В. Иванова)
Если человек хочет стать здоровым, то сначала нужно спросить его, готов ли он избавиться от причин болезни. Только после этого ему можно будет помочь.
Гиппократ
По учению Гиппократа считавшиеся в Античности подлинным произведением представляют сводку античной мудрости. Первый афоризм, который начинается словами «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно» - получил широкую известность и различные интерпретации за годы чтения и комментирования Мысль о том, что ради успеха человек должен по мере сил помогать сам ,это выражена и в других текстах корпуса.
Учение Гиппократа
По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).
По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.
Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.
Учения Коменского
«Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования».
Как правило, эти взгляды применимы ко всем областям человеческой жизни и проецируются на все события, происходящие в ней.
Учение В. Иванова
В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.
В современном движении последователей Иванова (ивановцах) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закаливания, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение. Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым.
Кандидат социологических наук Астахова Л. С. отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом, вносимым в социальную жизнь.
Религиовед Балагушкин Е. Г. характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию», а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма», «религиозно-мистический культ», «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно “языческим”, оккультно-мистическим характером». Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определенный интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе». По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями».
Кандидат философских наук, иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов «был в самой крайней степени прелести и все «силы» черпал из тёмного демонического источника» и отмечает пагубную опасность его идей.
Православный исследователь сект и историк-медиевист Дворкин А. Л. характеризует Иванова как человека психически больного или одержимого.
Религиовед Иваненко С. И. относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, «движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных».
Кандидат философских наук Казновская Ю. А. характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, несмотря на то, что Иванов не является философом в академическом смысле, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». По мнению автора, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век наибольшего обострения экологических проблем.
Религиовед Кнорре Б. К. считает, что «ивановство представляет собой синкретический культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии». По мнению Кнорре «обстановка постоянной материальной нужды наложила неизгладимый отпечаток на характер Иванова» и, в качестве примера, приводит одно из «радикальных высказываний» Иванова: «Они в труде хлеб едят, лучше его не есть» отсюда он делает вывод, что «данная позиция, по всей видимости, определяла его жизненное кредо отказа от пищи и одежды, а вместе с тем и от «ненужного» труда». По данным Кнорре численность ивановцев составляет «несколько сот активных последователей (представителей Культа) и около 10000 участников Движения Порфирия Иванова».
В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Уральская академия государственной службы, 10 декабря 2002 года) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ („Оптималист“, клуб)».
Какие же принципы духовной жизни человека, проявляясь через психическую сферу, позволяют укреплять физическое здоровье?
Человек должен видеть смысл в своей жизни. Человек, не понимающий, для чего он живет, не может добиться успеха в жизни; но, раскрывая этот аспект, надо понимать, что для разных людей смысл жизни реализуется по-разному.
Это важный принцип самосовершенствования. Тот, кто не идет вперед – тот движется назад. Это золотое правило, выполняя которое человек ежедневно растет духовно.
Так же человек должен придерживаться принципа сохранения эмоционального равновесия и оптимистичного взгляда на жизнь
Иногда медитация является именно тем инструментом, с помощью которого корректируются эти параметры
Принцип выстраивания гармоничных социальных отношений, который также включает в себя правильное воспитание детей.
Очень важный принцип свершения добрых дел. Именно он позволяет человеку видеть свой духовный рост и стремиться к дальнейшему его совершенствованию
Физическое здоровье человека – это ценнейшее достояние человека, которое потеряв, тяжело, а порой и невозможно приобрести вновь. Если Вы замечали, что при встречах и расставаниях с родными, близкими и дорогими нам людьми, мы обязательно желаем крепкого здоровья. Наше здоровье – это залог счастливой и полноценной жизни. Оно помогает во всех аспектах нашей деятельности и отдыха. Каждый человек должен знать принципы здоровья, что бы обеспечить себе полноценную, активную и долгую жизнь.
Важнейшая надобность каждого — физическое здоровье человека, которое определяет его способность к труду, к развитию личности, познанию окружающего мира, самоутверждению и счастью. И мы рассмотрим принципы здоровья, которые ведут к активной долгой жизни и поддерживают физическое здоровье человека.
Сохранение своего здоровья – это наша прямая обязанность. Потому что никто лучше, чем мы сами не позаботится о нашем здоровье. Мы не можем, даже если сильно захотим, переложить ответственность за сохранность своего здоровья ни на окружающих, ни на общество, ни на конкретного человека
Зачастую бывает так, что мы истязаем себя в молодости свободным образом жизни, а к середине жизни вспоминаем, что у нас есть какие-то органы, которые требуют заботы о себе.
Воистину народная мудрость гласит – береги здоровье смолоду.
Вопрос 2: Здоровый образ жизни-основы физического и нравственного развития человека.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной господом земной жизни
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Выделяют дополнительно следующие аспекты Здорового образа жизни (ЗОЖ)
эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм
Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;
инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;
личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
Вопрос 3: Воспитание Гармоничной личности –Вызов алкоголизму и Наркомании.
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса
Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. Создание условий для такого развития включает в себя: материально-техническую базу, учебно-программную документацию, учебники, методики обучения, дидактические средства, подготовленного к достижению этой цели учителя и т.д. Данная цель является гуманистической традицией российского образования и выражает его национально ориентированную особенность
Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества
Алкоголизм в подростковом возрасте приносит много вреда незрелому организму. Общеизвестен тот факт, что при регулярном употреблении спиртного страдает репродуктивная функция человека. Но если у мужчин она после шестимесячного воздержания от спиртного может восстановиться, то у женщин детородная функция страдает необратимо. Поэтому и увеличивается количество случаев бесплодия и рождения детей с уродствами у молодых женщин.
Еще одно серьезное осложнение от приема алкоголя подростками – развитие цирроза печени. Причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков
Наркомания
Наркотики – вещества, действующие на человеческий организм в виде наркотического опьянения и обладающие характерными побочными эффектами. Они вызывают привыкание, как психологическое, так и физическое. В перерывах между их приемами, у наркомана возникает болезненное состояние, так называемая, ломка.