Тема 2.4. Урок 2 «Человек в современном мире»
Вопросы:
1.Философское понимание свободы и ответственности личности
2.Фатализм и волюнтаризм
3.Философские концепции о смысле жизни
Вопрос 1: Философское понимание свободы и ответственности личности
1. Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.
Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость«.
Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является.
Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.
Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи.
Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
Дополнение:
Свобода и необходимость в бытии человека.
Две концепции свободы человека:
1. Фатализм - рассматривает человека как Существо, объективно обусловленное и четко детермированное внешними силами (т. е. религиозные точки зрения).
2. Волюнтаризм видят в человеке существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств.
Спиноза (1634-1674) - свобода человека связана с познанием необходимости.
Современная философия - понятие свободы включает в себя;
1)Познание законов природы, общества и человеческого мышления.
2) Принятие решений, выявление способов средств, способствующих достижению поставленных целей
3) Наличие желания и способностей, необходимых для претворения принятых решений в жизнь. Реализуя свою свободу человек должен сделать свой выбор, который будет определен его ценностной
ориентацией, потребностями и интересами.
Высшая степень свободы человека - это совпадение его стремления воли , хотения и объективной необходимости.
Уровень развития культуры определяет граница свободы человека, поэтому свобода человека исторична. Нужно уметь пользоваться свободой. Свобода человека сопряжена с ответственностью. Проблема ответственности четко разработана в учении экзистенциализм. В этой философии воля человека свободна и так как свободно человек определяет свою сущность, судьбу и свой выбор. Человек ответственен за все происходящее в мире, за все его несовершенства..
Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умение осуществлять самоконтроль и самоуправление. - контроллер всех действий человека.
В итоге: Свобода связана с необходимостью, с ответственностью, умением человека сделать правильный выбор, и с его мужеством.
Вопрос 2: Фатализм и волюнтаризм
Фатализм – мировоззрение, которое исходит из положения о том, что каждое событие и каждый человеческий поступок уже заранее изначально предопределен
Согласно этой позиции все должно свершиться так, как хочет того слепой рок, и человек ничего не может изменить в этом течении событий. Тем самым фатализм исключает свободу, свободный выбор и действие случайности. Поэтому анализ фатализма пересекается с анализом таких понятий и проблем, как взаимодействие необходимости и случайности, необходимости и свободы, волюнтаризма, судьбы и свободы выбора
Фатализм
• Отсутствие кооперации в любой форме - она может принести непредсказуемые и неприятные результаты.
Фатализм выполняет роль греческого хора, отмечающего тщетность и глупость планов действующих на сцене игроков.
Сознательное встраивание случайности в деятельность организации (для того, чтобы сделать сотрудничество еще менее предсказуемым; для того, чтобы предотвратить взлом системы машинной бюрократии).
Примеры: выборочные проверки, регулярная ротация руководителей.
Волюнтаризм - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия.
Волюнтаризм
«В нас существует нечто более мудрое, нежели голова».
Каждый из нас замечает, что движение его рук и других частей тела обычно сопровождается неким внутренним усилием. Подобные состояния именуются волевыми актами.
Осознавая это в отношении себя, я могу сказать, что и движениями другого человека тоже руководит воля => вещи в себе (коей является человек), если о них вообще можно говорить, должны быть описаны в терминах воли, а не разума: идеалы Просвещения уходят. Сущность мира, таким образом, лишена рационального начала.
Разум подчинен воле (рациональное следует за иррациональным).
Вопрос 3: Философские концепции о смысле жизни.
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире – для чего живет человек? Французский философ и писатель А. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому “вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов”, заключает он.
Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”.
Смысл жизни Толстой видит
в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям «Чтобы жить честно,надо рваться, путаться,биться,ошибаться, начинать и бросать.и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие –душевная
подлость.»
Дополнение:
Смысл жизни человека интересовал людей должно быть с тех пор , как явился миру человек разумный. В учении экзистенциализма человек одинокий, неспособный реализовать себя и оставшись один на один с враждебным ему миром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни
Сторонники утилитаризма-- смысл жизни в достижении выгоды, пользы, успеха, наслаждений и удовольствий. Философия геоданизма и эвдонизма- 1 )В достижении наслаждений и удовольствий 2) в достижении счастья и блаженства.
Христианское православие: - (если бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же)
Смысл жизни : совершенствование человеческой природы внутри природы божьей.
И в христианстве и в мусульманстве и в буддизме бессмертие души представляется как спасение от смерти. Смысл жизни в исполнение религиозных законов.
В материальной философии - смысл жизни - в саморазвитии человека в совершенствование его с сущностных сил, способностей и потребностей, в сотворении добра.
В настоящие время центральной проблемой человека стала проблема самой жизни, ее сохранение на земле. Жизнь как смысл жизни становится все более значительным принципом современного человечества.