Тема 1.4 «Русская философия»
Вопросы:
1.Становление и развитие древнерусской философии
(Митрополит Илларион). Научный статус философии в эпоху Петра I. М.В. Ломоносов, П.Я.Чаадаев.
2.Западники и славянофилы в русской философии.
3.Русская религиозная идеалистическая философия (В. Соловьев, И.А. Бердяев). Русский космизм (К.Э. Циолковский, П. Чижевский, В.И. Вернадский).
4.Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы. Судьба русской философий в XX веке.
Вопрос 1:Становление и развитие древнерусской философии
Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.
Своими корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского царства. На ее становление значительное влияние оказали не только византийское православие, но и языческие традиции славян, представляющие собой довольно богатый культурный пласт. Вместе с христианством Русь получила от Византии и православную философия, постепенно выделяя ее в самостоятельную область знаний.
Правда, православная философская традиция смогла укорениться в нашей стране, лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа. В ходе развития философии в ней отразился сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности культуры и национального самосознания россиян.
Среди первых мыслителей, которые начали разрабатывать философско-религиозные проблемы, можно назвать митрополита Иллариона
(XI в.). В трактате «Слово о законе и благодати» он рассматривал вопросы истории человечества и закономерностей его изменения, считая причиной этих процессов смену форм религии. Противопоставляя Ветхий завет (иудаизм) и Новый завет (христианство), автор выводит два различных принципа общественного устройства: «закон» и «благодать».
На первом основывается подчинение народов друг другу, на втором - их полное равноправие. Киевская Русь, по его мнению, основывается на принципе «благодати».
Это положение служит ему для теоретического обоснования государственной самостоятельности и международного значения русской жизни. Илларион полагал, что христианизация Руси является завершающим этапом распространения этой веры и рассеивания «тьмы бесослужения» с помощью «слова ангельского» и крещение открыло людям путь к жизни вечно, к истине и благодати.
Теме природы человека посвящена «Молитва» Иллариона, где подчеркивается ее греховность и нестойкость. Эти качества устремляют человека к «земному» и порабощают его «заботами житейскими». Именно поэтому для спасения человека требуется его обращение к богу, который воплощает в себе совершенное, великое и благое.
ИЛЛАРИО́Н – древнерусский писатель, оратор, церковно-политический деятель; киевский митрополит (1051—1055). В летописях Илларион характеризуется как человек исключительной учености, близкий ко двору князя Ярослава Мудрого. До 1051 года он был священником церкви Святых апостолов в селе Берестове — загородной резиденции Ярослава. Илларион заложил начало традиции «печерского монашества» на Руси (жизни и молитвы в пещерах): для молитвы в уединении он выкопал себе небольшую, «двухсаженную» пещеру на берегу Днепра. Эта пещера будет найдена афонским монахом Антонием, который на этом месте основал Киево-Печерский монастырь (позднее — Киево-Печерская лавра) и стал его первым игуменом.
Илларион — родоначальник традиции торжественного красноречия на Руси. В конце 1030-х годов он создал «Слово о законе и благодати» — выдающееся произведение древнерусской прозы. Предположительно оно было произнесено 25 марта 6546 (1038) года на праздник Благовещения в новоосвященной церкви Благовещения Богородицы на Золотых воротах в Киеве. Менее вероятна датировка создания «Слова» концом 1040-х годов, и его произнесение 26 марта 1049 года в Десятинной церкви или Софийском соборе. Полный текст «Слова» известен в рукописях 15-17 веков
Особенности развития древнерусской философии:
1) Особенностью русской философии является то, что она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания, исключавшей существование нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания. Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения в его православном варианте
2) русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную особенность русской философии. Ее представителям был исконно присущ интерес к реальным экономическим, политическим и нравственным проблемам. Они много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения проблемы соотношения Востока и Запада, которая явилась фоном многих исторических исследований.
3) в отличие от представителей немецкой классической философии русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия. В центр своих размышлений они ставили индивидуальную и общественную жизнь человека. Именно поэтому в качестве важной особенности этой философии можно назвать познание и отражение мира, направленное на познание человека и пристальное внимание к проблемам человека.
4) для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. При этом не идея власти, а идея красоты имеет значение не только для церковной жизни, но и для решения многих социальных вопросов, для рассмотрения проблем светской духовной и материальной жизни.