По мнению французского философа - просветителя Ж.-Ж. Руссо, догосударственный этап существования человечества — это период
(1) «гармонии» человека с природой (3) дикости и варварства (5) «войны всех против всех»
(2) «триумфа» общественного договора (4) «естественного рабства»
137. Укажите единственный вариант, в котором ОШИБОЧНО соотнесен крупный общественный мыслитель и течение общественной мысли, к которому он принадлежал:
(1) В.И. Ленин – марксизм (3) К.С. Аксаков – славянофильство (5) Г.В. Плеханов - религиозный экзистенциализм
(2) П.А. Кропоткин - анархизм (4) Б.Н. Чичерин - западничество
138. Укажите единственное положение, характерное для славянофилов:
(1) характеристика русского православия как замкнутого, консервативного, пассивного по отношению к обществу религиозного течения
(2) тезис о том, что православие не способно противостоять идеологической экспансии католицизма
(3) отстаивание национальных интересов России путем выдвижения собственной оригинальной доктрины «Москва - третий Рим»
(4) защита принципа соборности как особой формы объединения свободных личностей на основе общей любви к Богу
(5) критика евразийства как концепции, оправдывавшей монголо - татарское иго.
139. Укажите ОШИБКУ в перечне положений А. Тойнби, раскрывающих содержание исторического процесса.
(1) Концепция А. Тойнби является примером классификации обществ на основе культуроцентристского подхода.
(2) Самодостаточными единицами исторического процесса А. Тойнби считает цивилизации, каждая из которых может объединять этнически различные народы.
(3) Важнейшую основу духовной консолидации цивилизаций А. Тойнби усматривает в общности эстетических норм.
(4) По мнению А. Тойнби, каждая более или менее выделенная конфессия создает свой собственный уникальный образ жизни.
(5) А. Тойнби подчеркивал, что каждая цивилизация возникает, развивается и умирает по собственным законам, не оставляя прямых наследников.
Укажите ОШИБКУ в перечне основных аргументов Дж. Локка в критике абсолютной монархии.
(1) Абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом и не может быть формой гражданского правления.
(2) Абсолютная монархия не подчиняется закону и потому не может обеспечить подчинение ему других властей и лиц.
(3) Абсолютная монархия исключает действие республиканских институтов власти, которые единственно способны гарантировать участие граждан в общественно-политической жизни, добиться главной великой цели — сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.
(4) Абсолютная монархия не может гарантировать естественные права и свободы человека.
(5) Абсолютная монархия вовсе не является, как думают некоторые, единственной формой правления в мире.
141. Совершенные государства, по Аристотелю, это:
А) аристократия; Б) тирания; В) монархия; Г) олигархия; Д) полития; Е) демократия; Ж) тимократия.
142. Установите соответствие между названием и содержанием приведённых ниже философских доктрин.
А) волюнтаризм; Б) редукционизм; В) гуманизм; Г) номинализм.
1) признание человека высшей ценностью:
2) отрицание объективных законов развития общества;
3) рассмотрение общества как множества отдельно взятых людей;
4) попытка объяснить поведение людей законами физики или биологии.
143. Государственная целесообразность в качестве принципа оценки государственного управления была предложена в учении:
А) Г.В.Ф. Гегеля; Б) Платона; В) Т. Мора; Г) Н. Макиавелли; Д) К. Маркса.
Кому из древних мыслителей принадлежит высказывание: «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй»?
А) Платону; Б) Аристотелю; В) Сократу; Г) Цицерону.
145. Немецкий философ О.Шпенглер был одним из создателей концепции:
А) общественно-экономических формаций; В) «локальных цивилизаций»; Д) «конца истории».
Б) надысторического характера человеческих ценностей; Г) постиндустриального общества;
146. В идеальном государстве Платона люди делились на сословия в соответствии:
А) со своим имущественным положением; В) со своим происхождением и принадлежностью определенному роду;
Б) со своим семейным положением; Г) с врожденными качествами своей души.
Для чего необходимо разделение властей, согласно Щ.Монтескье?
А) для эффективного функционирования экономики; В) для защиты интересов народа.
Б) для обеспечения политической свободы в обществе;