Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы.
Настоящий коллектив – тот, который приходит на помощь.
«Мягкая глина» (по А. Н. Лутошкину)
Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы.
«Мерцающий маяк» (по А.Н.Лутошкину)
В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив.
[Экспресс-диагностика социально-психологических свойств школьного класса / Под ред. А. С. Чернышева. Курск, 2000]
Какие Вам известны приемы и методы по развитию коллектива учащихся?
12.
Дайте определение характера. Раскройте структуру характера.
Проанализируйте высказывание французского философа Ларошфуко:
«Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека».
Что имеется в виду, когда говорится о бесхарактерности. Что оказывает влияние на формирование характера?
Как Вы понимаете понятие «акцентуации характера»? Раскройте особенности типологии акцентуаций по К. Леонгарду и Е.А. Личко.
13.
Раскройте особенности психологических теорий учения: культурно-исторической теории Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, ассоциативно-рефлекторной теории обучения).
К какой теории относятся понятия «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития», «ориентировочная основа действия», «учебная ситуация» и «учебная задача».
14.
Дайте психологическую характеристику юношескому возрасту, определите социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психические новообразовании этого возраста.
Каковы психологические особенности поведения, познания, направленности студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования?
Прокомментируйте, исходя из этих позиций, следующие утверждения о юношеском периоде.
«Юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Изобретая юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону» [Ф. Масгрейв ].
«Если бы молодость знала, если бы старость могла» [Французская пословица].
«Дважды в жизни человек должен быть одиноким: в юности – чтобы большему научиться и выработать себе образ мыслей, и в старости – чтобы взвесить все пережитое» [ И. Циммерман].
«Будь верен мечтам своей юности» [И. Шиллер ].
«Юные и красивые редко бывают мудрыми» [Гомер].
«Печальней вида молодого пессимиста может быть только вид старого оптимиста» [М. Твен ].
15.
Дайте определение деятельности. Охарактеризуйте структуру деятельности. Какие виды деятельности Вам известны?
Как Вы понимаете термин «индивидуальный стиль деятельности»?.
Проанализируйте индивидуальный стиль деятельности педагога (из наблюдений Щукина М.Р.):
«Учитель В.Ф. легко переключается с одного состояния на другое. На перемене в учительской весел, оживлен. Рассказывает какую-то смешную историю, но вот прозвенел звонок – и на лице В.Ф. уже выражение сосредоточенной деловитости». Темп движений В.Ф. быстрый. В классе на уроке он все время в движении, ходит быстро. Вместе с тем его никогда не раздражает непонимание учащихся, он собран, сдержан, терпелив. Один из излюбленных приемов оживления учеников – организуемая им кратковременная динамическая игра типа соревнования». [Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения., М., 2004, с.69 ]
16.
Дайте определение темперамента. Какие типы темперамента и ВНД Вам известны. Докажите влияние типов темперамента на поведение, обучение, работоспособность.
Найдите подход к представителям каждого темперамента, исходя из определенных психологических принципов: «Ни минуты покоя», «Доверяй, но проверяй», «Не торопи», «Не навреди».
17.
Определите, какой стиль педагогического руководства характерен для преподавателя, который четко придерживается правил балльно-рейтинговой системы оценивания: все задания должны быть сданы в определенные сроки, все пропущенные практические и семинарские занятия должны быть отработаны. При этом проверенные письменные работы преподаватель выдает лично в руки студентам, информацию о «накоплениях» в баллах каждый студент получает индивидуально. При разборе контрольных работ, эссе, творческих заданий преподаватель дает право студентам зачитать вслух лучшие ответы.
Обоснуйте свое мнение: балльно-рейтинговая система является манипуляцией по отношению к студентам?
18.
Дайте общую характеристику понятия «конфликт». Раскройте структуру конфликта: стороны или участники конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.
Прокомментируйте нижеприведенный конфликт с точки зрения социально-психологического анализа:
«Молодой преподаватель, первый год работающий в учебном учреждении, широко использует активные формы обучения. Учащимся это очень нравится. На педсоветах молодой преподаватель выступает с критикой обычных сложившихся форм обучения. Более опытные коллеги упрекают молодого преподавателя в необоснованности и преждевременности выводов. Молодой преподаватель демонстративно перестает общаться с коллегами, зато с учащимися активно обсуждает «отсталость» и «профнепригодность» своих старших коллег».
Определите, конструктивный или деструктивный конфликт представлен в этом примере. Определите истинные причины, приведшие к конфликту. Определите приемлемые выходы из сложившейся конфликтной ситуации.
19.
Охарактеризуйте направленность как иерархическую систему потребностей и целей личности.
Прокомментируйте следующее высказывание отечественного психолога Б.С. Братуся:
«Если любое животное, будь то заяц или лев, проснувшись, сразу найдет себя зайцем или львом, а не кем-то иным, то человек ежедневно, если не ежечасно, осуществляет выбор себя, и, если перед нами, по видимости, совершенно тот же человек, с такими же взглядами и манерами, как вчера и год назад, все равно это продукт выбора себя, выбора и отстаивания именно такого, а не какого-либо иного из множества доступных данному человеку образцов Я и способов поведения».
20.
Раскройте особенности педагогического общения. Приведите примеры опосредованного общения между педагогом и учащимися. Обоснуйте, когда эффективно будет применение приема общения между педагогом и учащимися «Я-сообщения», «Ты-сообщения», «Мы –сообщения». Приведите примеры этих сообщений.
21.
Дайте определение понятию «способности». Какие способности относят к общим, а какие к специальным. Раскройте уровни развития способностей и индивидуальные различия.
Дайте объяснение с точки зрения психофизиологии способностей следующим биографическим фактам из жизни выдающихся людей: