Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы.

Настоящий коллектив – тот, который приходит на помощь.

«Мягкая глина» (по А. Н. Лутошкину)

Известно, что мягкая глина — материал, который сравни­тельно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в груп­пе, классе, ученическом коллективе может быть командир, ор­ганизатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может при­нять самые неопределенные формы.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. - student2.ru В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совмест­ной работы.

«Мерцающий маяк» (по А.Н.Лутошкину)

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. - student2.ru В штормовом море маяк и опытному, и начинающему море­ходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так дер­жать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически вы­брасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каж­дый шел верным путем. В таком ученическом коллективе пре­обладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товари­щеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив.

[Экспресс-диагностика социально-психологических свойств школьного класса / Под ред. А. С. Чернышева. Курск, 2000]

Какие Вам известны приемы и методы по развитию коллектива учащихся?

12.

Дайте определение характера. Раскройте структуру характера.

Проанализируйте высказывание французского философа Ларошфуко:

«Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека».

Что имеется в виду, когда говорится о бесхарактерности. Что оказывает влияние на формирование характера?

Как Вы понимаете понятие «акцентуации характера»? Раскройте особенности типологии акцентуаций по К. Леонгарду и Е.А. Личко.

13.

Раскройте особенности психологических теорий учения: культурно-исторической теории Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, ассоциативно-рефлекторной теории обучения).

К какой теории относятся понятия «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития», «ориентировочная основа действия», «учебная ситуация» и «учебная задача».

14.

Дайте психологическую характеристику юношескому возрасту, определите социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психические новообразовании этого возраста.

Каковы психологические особенности поведения, познания, направленности студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования?

Прокомментируйте, исходя из этих позиций, следующие утверждения о юношеском периоде.

«Юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Изобретая юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону» [Ф. Масгрейв ].

«Если бы молодость знала, если бы старость могла» [Французская пословица].

«Дважды в жизни человек должен быть одиноким: в юности – чтобы большему научиться и выработать себе образ мыслей, и в старости – чтобы взвесить все пережитое» [ И. Циммерман].

«Будь верен мечтам своей юности» [И. Шиллер ].

«Юные и красивые редко бывают мудрыми» [Гомер].

«Печальней вида молодого пессимиста может быть только вид старого оптимиста» [М. Твен ].

15.

Дайте определение деятельности. Охарактеризуйте структуру деятельности. Какие виды деятельности Вам известны?

Как Вы понимаете термин «индивидуальный стиль деятельности»?.

Проанализируйте индивидуальный стиль деятельности педагога (из наблюдений Щукина М.Р.):

«Учитель В.Ф. легко переключается с одного состояния на другое. На перемене в учительской весел, оживлен. Рассказывает какую-то смешную историю, но вот прозвенел звонок – и на лице В.Ф. уже выражение сосредоточенной деловитости». Темп движений В.Ф. быстрый. В классе на уроке он все время в движении, ходит быстро. Вместе с тем его никогда не раздражает непонимание учащихся, он собран, сдержан, терпелив. Один из излюбленных приемов оживления учеников – организуемая им кратковременная динамическая игра типа соревнования». [Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения., М., 2004, с.69 ]

16.

Дайте определение темперамента. Какие типы темперамента и ВНД Вам известны. Докажите влияние типов темперамента на поведение, обучение, работоспособность.

Найдите подход к представителям каждого темперамента, исходя из определенных психологических принципов: «Ни минуты покоя», «Доверяй, но проверяй», «Не торопи», «Не навреди».

17.

Определите, какой стиль педагогического руководства характерен для преподавателя, который четко придерживается правил балльно-рейтинговой системы оценивания: все задания должны быть сданы в определенные сроки, все пропущенные практические и семинарские занятия должны быть отработаны. При этом проверенные письменные работы преподаватель выдает лично в руки студентам, информацию о «накоплениях» в баллах каждый студент получает индивидуально. При разборе контрольных работ, эссе, творческих заданий преподаватель дает право студентам зачитать вслух лучшие ответы.

Обоснуйте свое мнение: балльно-рейтинговая система является манипуляцией по отношению к студентам?

18.

Дайте общую характеристику понятия «конфликт». Раскройте структуру конфликта: стороны или участники конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

Прокомментируйте нижеприведенный конфликт с точки зрения социально-психологического анализа:

«Молодой преподаватель, первый год работающий в учебном учреждении, широко использует активные формы обучения. Учащимся это очень нравится. На педсоветах молодой преподаватель выступает с критикой обычных сложившихся форм обучения. Более опытные коллеги упрекают молодого преподавателя в необоснованности и преждевременности выводов. Молодой преподаватель демонстративно перестает общаться с коллегами, зато с учащимися активно обсуждает «отсталость» и «профнепригодность» своих старших коллег».

Определите, конструктивный или деструктивный конфликт представлен в этом примере. Определите истинные причины, приведшие к конфликту. Определите приемлемые выходы из сложившейся конфликтной ситуации.

19.

Охарактеризуйте направленность как иерархическую систему потребностей и целей личности.

Прокомментируйте следующее высказывание отечественного психолога Б.С. Братуся:

«Если любое животное, будь то заяц или лев, проснувшись, сразу найдет себя зайцем или львом, а не кем-то иным, то человек ежедневно, если не ежечасно, осуществляет выбор себя, и, если перед нами, по видимости, совершенно тот же человек, с такими же взглядами и манерами, как вчера и год назад, все равно это продукт выбора себя, выбора и отстаивания именно такого, а не какого-либо иного из множества доступных данному человеку образцов Я и способов поведения».

20.

Раскройте особенности педагогического общения. Приведите примеры опосредованного общения между педагогом и учащимися. Обоснуйте, когда эффективно будет применение приема общения между педагогом и учащимися «Я-сообщения», «Ты-сообщения», «Мы –сообщения». Приведите примеры этих сообщений.

21.

Дайте определение понятию «способности». Какие способности относят к общим, а какие к специальным. Раскройте уровни развития способностей и индивидуальные различия.

Дайте объяснение с точки зрения психофизиологии способностей следующим биографическим фактам из жизни выдающихся людей:

Наши рекомендации