Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

Род выглядит как лес, он просматривается далеко – и в виде цепочки людей-деревьев, которые держатся за руки. Почему-то так. Там, в тумане времен и веков, стоят они, предыдущие поколения, многорукие деревья, и каждый предок соединен ветвями с одной своей стороны с родителями, а с другой стороны с детьми. И каждый и отец и одновременно сын, и сам по себе единственный в мире. И каждая из них – дитя своей матери и мать своей дочери или сына и в то же время отдельное, непохожее ни на кого создание. И каждый един в трех лицах – дитя, родитель и личность.

Пока тот, в центре, силен, он поддерживает обе стороны, т тех, кто стоит перед ним, и тех, кто встал потом. И этот центр перемещается со столетиями. Человек слабеет, его сила переходит к следующему поколению». [Л. Петрущевская. Маленькая девочка из «Метрополя». СПб, 2006, с.22-23 ]

8.

Что такое профессиональное самоопределение учащихся? Раскройте психолого-педагогические, социологические, экономические, правовые аспекты профессионального самоопределения.

Является ли приведенный ниже отрывок из автобиографии писательницы Н. Берберовой иллюстрацией процесса профессионального самоопределения личности? Докажите, обоснуйте свою точку зрения.

«Мне было десять лет, когда мне в голову пришла странная мысль о необходимости скорейшим образом выбрать себе профессию.<…> В недетской силе едва сформированного желания иметь профессию «на всю жизнь», иметь что-то, что могло бы срастись со мной, как рука или нога, и быть частью меня я теперь вижу некую компенсацию чего-то, чего я, как девочка, была лишена.<…>

Осуществление первого сильного желания выбрать, решить, найти, сознательно двинуть себя в избранном направлении дало мне на всю жизнь, как я понимаю чувство победы не данной свыше, но лично приобретенной – не над окружающими, но над собой. И вот я написала на листе бумаги длинный список всевозможных занятий, совершенно не принимая во внимание того обстоятельства, что я не мальчик, а девочка.<…>

И вот, после долгих размышлений, в полном одиночестве и секрете, решение пришло ко мне. И тогда на меня хлынули стихи: я захлебывалась в них, я не могла остановиться, я писала их по два, по три в день, читала их самой себе, кому придется. Это суровое чувство профессии всю жизнь уже не оставляло меня, но в те годы оно, мне кажется, было не совсем обычным: ведь в десять лет я играла в игры, чтобы увильнуть от приготовления уроков, -словом была такой же, как и все дети, но с этим жила постоянная мысль: я – поэт, я буду поэтом, я хочу водить дружбу с такими же, как я, пишущими стихи, выбравшими для себя в жизни призвание, прежде чем войти в жизнь». [Н.Берберова. Курсив мой: Автобиография. М.,1996, с.40-42 ]

9.

Дайте психологическую характеристику старшего подросткового периода. Какая деятельность является ведущей в этот возрастной период? Какая социальная ситуация развития будет характерна для старшего подростка? Какие психические новообразования появляются в этом возрасте?

Проанализируйте следующие выдержки из характеристик, данных Александру М., учащемуся лицея (учреждения начального профессионального образования).

Из характеристики, данной педагогическим коллективом лицея:

«Александр М. – безинициативный учащийся, не проявляющий каких-либо способностей к овладению учебными предметами. Практически не выполняет домашних заданий, на занятиях пассивен. С преподавателями часто бывает груб.»

Из характеристики, данной коллективом учащихся:

«Санек – свой парень. Всегда с нами, никогда не выделывается. Может всегда поделиться всем, что есть у него. Не «ботан».

Из характеристики, данной родителями:

«Саша в последнее время очень изменился. Совсем перестал учиться. Грубит, по дому ничего не делает. Всегда готов бежать по первому зову своих друзей. Хотя, какие они друзья? Когда он болел в прошлом месяце, его даже никто не навестил. Но он парень добрый. Готов отдать последнюю рубашку. Деньги, которые летом подработал, все своим друзьям и отдал, говорит, что в долг».

Как можно по этим фрагментам характеристик составить описательный портрет подростка? Чем обоснованы различия в характеристиках, данных подростку, его окружением?

10.

Что такое психологическая готовность к будущей профессии? Какие компоненты готовности Вам известны?

Как Вы прокомментируете следующие утверждения?

«Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать»? Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?» (Пифагор)

«Хорошее начало – половина дела» (Платон)

«Всякое дело не идет без настоящей страсти и любви» (И.П.Павлов)

Как на Ваш взгляд необходимо формировать психологическую готовность к будущей профессии? Какие методы и приемы могут помочь будущему педагогу?

11.

Раскройте проблемы формирования коллектива учащихся.

Проанализируйте писание групп педагога А.Н. Лутошкина по мере их развития от диффузной группы до коллектива. Докажите, какое из его описаний относится к диффузной группе, группе-ассоциации, группе-кооперации, группе-коллективу?

«Песчаная россыпь» (по А. Н. Лутошкину)

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок со­брано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. На­летит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассы­плет его по площадке. Дунет ветер посильнее — и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. <…> Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

12.

Дайте определение характера. Раскройте структуру характера.

Проанализируйте высказывание французского философа Ларошфуко:

«Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека».

Что имеется в виду, когда говорится о бесхарактерности. Что оказывает влияние на формирование характера?

Как Вы понимаете понятие «акцентуации характера»? Раскройте особенности типологии акцентуаций по К. Леонгарду и Е.А. Личко.

13.

Раскройте особенности психологических теорий учения: культурно-исторической теории Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, ассоциативно-рефлекторной теории обучения).

14.

Дайте психологическую характеристику юношескому возрасту, определите социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психические новообразовании этого возраста.

Каковы психологические особенности поведения, познания, направленности студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования?

Прокомментируйте, исходя из этих позиций, следующие утверждения о юношеском периоде.

«Юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Изобретая юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону» [Ф. Масгрейв ].

«Если бы молодость знала, если бы старость могла» [Французская пословица].

«Дважды в жизни человек должен быть одиноким: в юности – чтобы большему научиться и выработать себе образ мыслей, и в старости – чтобы взвесить все пережитое» [ И. Циммерман].

«Будь верен мечтам своей юности» [И. Шиллер ].

«Юные и красивые редко бывают мудрыми» [Гомер].

«Печальней вида молодого пессимиста может быть только вид старого оптимиста» [М. Твен ].

15.

Дайте определение деятельности. Охарактеризуйте структуру деятельности. Какие виды деятельности Вам известны?

Как Вы понимаете термин «индивидуальный стиль деятельности»?.

Проанализируйте индивидуальный стиль деятельности педагога (из наблюдений Щукина М.Р.):

«Учитель В.Ф. легко переключается с одного состояния на другое. На перемене в учительской весел, оживлен. Рассказывает какую-то смешную историю, но вот прозвенел звонок – и на лице В.Ф. уже выражение сосредоточенной деловитости». Темп движений В.Ф. быстрый. В классе на уроке он все время в движении, ходит быстро. Вместе с тем его никогда не раздражает непонимание учащихся, он собран, сдержан, терпелив. Один из излюбленных приемов оживления учеников – организуемая им кратковременная динамическая игра типа соревнования». [Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения., М., 2004, с.69 ]

16.

Дайте определение темперамента. Какие типы темперамента и ВНД Вам известны. Докажите влияние типов темперамента на поведение, обучение, работоспособность.

Найдите подход к представителям каждого темперамента, исходя из определенных психологических принципов: «Ни минуты покоя», «Доверяй, но проверяй», «Не торопи», «Не навреди».

17.

Определите, какой стиль педагогического руководства характерен для преподавателя, который четко придерживается правил балльно-рейтинговой системы оценивания: все задания должны быть сданы в определенные сроки, все пропущенные практические и семинарские занятия должны быть отработаны. При этом проверенные письменные работы преподаватель выдает лично в руки студентам, информацию о «накоплениях» в баллах каждый студент получает индивидуально. При разборе контрольных работ, эссе, творческих заданий преподаватель дает право студентам зачитать вслух лучшие ответы.

Обоснуйте свое мнение: балльно-рейтинговая система является манипуляцией по отношению к студентам?

18.

Дайте общую характеристику понятия «конфликт». Раскройте структуру конфликта: стороны или участники конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

Прокомментируйте нижеприведенный конфликт с точки зрения социально-психологического анализа:

«Молодой преподаватель, первый год работающий в учебном учреждении, широко использует активные формы обучения. Учащимся это очень нравится. На педсоветах молодой преподаватель выступает с критикой обычных сложившихся форм обучения. Более опытные коллеги упрекают молодого преподавателя в необоснованности и преждевременности выводов. Молодой преподаватель демонстративно перестает общаться с коллегами, зато с учащимися активно обсуждает «отсталость» и «профнепригодность» своих старших коллег».

Определите, конструктивный или деструктивный конфликт представлен в этом примере. Определите истинные причины, приведшие к конфликту. Определите приемлемые выходы из сложившейся конфликтной ситуации.

19.

Охарактеризуйте направленность как иерархическую систему потребностей и целей личности.

Прокомментируйте следующее высказывание отечественного психолога Б.С. Братуся:

«Если любое животное, будь то заяц или лев, проснувшись, сразу найдет себя зайцем или львом, а не кем-то иным, то человек ежедневно, если не ежечасно, осуществляет выбор себя, и, если перед нами, по видимости, совершенно тот же человек, с такими же взглядами и манерами, как вчера и год назад, все равно это продукт выбора себя, выбора и отстаивания именно такого, а не какого-либо иного из множества доступных данному человеку образцов Я и способов поведения».

20.

Раскройте особенности педагогического общения. Приведите примеры опосредованного общения между педагогом и учащимися. Обоснуйте, когда эффективно будет применение приема общения между педагогом и учащимися «Я-сообщения», «Ты-сообщения», «Мы –сообщения». Приведите примеры этих сообщений.

21.

Дайте определение понятию «способности». Какие способности относят к общим, а какие к специальным. Раскройте уровни развития способностей и индивидуальные различия.

Дайте объяснение с точки зрения психофизиологии способностей следующим биографическим фактам из жизни выдающихся людей:

22.

Раскройте основы профориентации и профконсультирования.

Определите, какие случаи из практики профконсультирования соответствуют:

а) профориентации;

б) профотбору;

в) профподбору;

г) профпригодности.

А. Медсестра гастроэнтерологического отделения детской больницы,66 лет, стаж работы 45 лет. В последнее время стала путать назначения лечащего врача(путает лекарства при раздаче, некоторым пациентам по несколько раз делает процедуры по подготовке к обследованию и т.п.). Несмотря на участившиеся жалобы со стороны больных и их родителей, не утратила желания работать. Необходимо решить вопрос о ____________.

В. Школьник 16 лет, учащийся 11 класса. Не знает, куда дальше идти учиться, своих интересов самостоятельно выделить не может. Присутствует желание идти учиться дальше, а не работать, чтобы не забрали в армию. Необходимо решать вопрос о _________________________________.

С. Женщина 35 лет, высшее образование, состоит на бирже труда в связи с закрытием производства, где отработала 10 лет инженером –технологом. Есть стойкое желание работать на госпредприятии, иметь стабильную зарплату + соц.пакет, иметь возможность профессионального роста. Готова получить дополнительное образование, т.к. осознает необходимость его для дальнейшей работы. Необходимо решить вопрос о _______________.

D. Молодой человек, 22 лет, образование среднее специальное (закончил автодорожный колледж), прошел службу в армии, занимается спортом (кандидат в мастера спорта по боксу), владеет автомобильными правами, стаж вождения 4 года. Тип темперамента в основном сангвинический, уровень интеллекта средний. Замотивирован на любую работу, не взирая на степень сложности, но с высоким окладом (не менее 1000 у.е.). Готов на собеседовании с реальным работодателем показать свои спортивные достижения. В данном случае речь идет о __________________________________.

23.

Раскройте психологические аспекты развития педагогической рефлексии.

Как Вы понимаете, что такое «внутренняя картина мира учащегося»? Как можно ее создать?

Какие механизмы лежат в основе рефлексивного управления в педагогической деятельности?

24.

Проанализируйте процесс оценивания деятельности учащихся с точки зрения функций и критериев.

Какие проблемы оценивания можно выделить в нижеприведенных примерах:

25.

Раскройте профессиональные и личностные требования, предъявляемые к педагогу профессионального образования.

Какие компоненты и функции педагогической деятельности, профессиональные позиции Вам известны?

Проанализируйте с позиций системного подхода к деятельности педагога следующее высказывание:

«Без интереса к личности учителя не бывает интереса к предмету! Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Его можно сравнить с воротами, с шлюзом. Ворота, шлюз (интерес к личности учителя) закрыты – нет и движения дальше (интерес к предмету и через него к культуре). Открыты шлюз, ворота – возможно движение дальше.» [М.В.Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя.М., 1995, с.13 ]

Род выглядит как лес, он просматривается далеко – и в виде цепочки людей-деревьев, которые держатся за руки. Почему-то так. Там, в тумане времен и веков, стоят они, предыдущие поколения, многорукие деревья, и каждый предок соединен ветвями с одной своей стороны с родителями, а с другой стороны с детьми. И каждый и отец и одновременно сын, и сам по себе единственный в мире. И каждая из них – дитя своей матери и мать своей дочери или сына и в то же время отдельное, непохожее ни на кого создание. И каждый един в трех лицах – дитя, родитель и личность.

Пока тот, в центре, силен, он поддерживает обе стороны, т тех, кто стоит перед ним, и тех, кто встал потом. И этот центр перемещается со столетиями. Человек слабеет, его сила переходит к следующему поколению». [Л. Петрущевская. Маленькая девочка из «Метрополя». СПб, 2006, с.22-23 ]

8.

Что такое профессиональное самоопределение учащихся? Раскройте психолого-педагогические, социологические, экономические, правовые аспекты профессионального самоопределения.

Является ли приведенный ниже отрывок из автобиографии писательницы Н. Берберовой иллюстрацией процесса профессионального самоопределения личности? Докажите, обоснуйте свою точку зрения.

«Мне было десять лет, когда мне в голову пришла странная мысль о необходимости скорейшим образом выбрать себе профессию.<…> В недетской силе едва сформированного желания иметь профессию «на всю жизнь», иметь что-то, что могло бы срастись со мной, как рука или нога, и быть частью меня я теперь вижу некую компенсацию чего-то, чего я, как девочка, была лишена.<…>

Осуществление первого сильного желания выбрать, решить, найти, сознательно двинуть себя в избранном направлении дало мне на всю жизнь, как я понимаю чувство победы не данной свыше, но лично приобретенной – не над окружающими, но над собой. И вот я написала на листе бумаги длинный список всевозможных занятий, совершенно не принимая во внимание того обстоятельства, что я не мальчик, а девочка.<…>

И вот, после долгих размышлений, в полном одиночестве и секрете, решение пришло ко мне. И тогда на меня хлынули стихи: я захлебывалась в них, я не могла остановиться, я писала их по два, по три в день, читала их самой себе, кому придется. Это суровое чувство профессии всю жизнь уже не оставляло меня, но в те годы оно, мне кажется, было не совсем обычным: ведь в десять лет я играла в игры, чтобы увильнуть от приготовления уроков, -словом была такой же, как и все дети, но с этим жила постоянная мысль: я – поэт, я буду поэтом, я хочу водить дружбу с такими же, как я, пишущими стихи, выбравшими для себя в жизни призвание, прежде чем войти в жизнь». [Н.Берберова. Курсив мой: Автобиография. М.,1996, с.40-42 ]

9.

Дайте психологическую характеристику старшего подросткового периода. Какая деятельность является ведущей в этот возрастной период? Какая социальная ситуация развития будет характерна для старшего подростка? Какие психические новообразования появляются в этом возрасте?

Проанализируйте следующие выдержки из характеристик, данных Александру М., учащемуся лицея (учреждения начального профессионального образования).

Из характеристики, данной педагогическим коллективом лицея:

«Александр М. – безинициативный учащийся, не проявляющий каких-либо способностей к овладению учебными предметами. Практически не выполняет домашних заданий, на занятиях пассивен. С преподавателями часто бывает груб.»

Из характеристики, данной коллективом учащихся:

«Санек – свой парень. Всегда с нами, никогда не выделывается. Может всегда поделиться всем, что есть у него. Не «ботан».

Из характеристики, данной родителями:

«Саша в последнее время очень изменился. Совсем перестал учиться. Грубит, по дому ничего не делает. Всегда готов бежать по первому зову своих друзей. Хотя, какие они друзья? Когда он болел в прошлом месяце, его даже никто не навестил. Но он парень добрый. Готов отдать последнюю рубашку. Деньги, которые летом подработал, все своим друзьям и отдал, говорит, что в долг».

Как можно по этим фрагментам характеристик составить описательный портрет подростка? Чем обоснованы различия в характеристиках, данных подростку, его окружением?

10.

Что такое психологическая готовность к будущей профессии? Какие компоненты готовности Вам известны?

Как Вы прокомментируете следующие утверждения?

«Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать»? Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?» (Пифагор)

«Хорошее начало – половина дела» (Платон)

«Всякое дело не идет без настоящей страсти и любви» (И.П.Павлов)

Как на Ваш взгляд необходимо формировать психологическую готовность к будущей профессии? Какие методы и приемы могут помочь будущему педагогу?

11.

Раскройте проблемы формирования коллектива учащихся.

Проанализируйте писание групп педагога А.Н. Лутошкина по мере их развития от диффузной группы до коллектива. Докажите, какое из его описаний относится к диффузной группе, группе-ассоциации, группе-кооперации, группе-коллективу?

«Песчаная россыпь» (по А. Н. Лутошкину)

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок со­брано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. На­летит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассы­плет его по площадке. Дунет ветер посильнее — и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. <…> Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Горящий факел» (по А. Н. Лутошкину)

Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаи­мопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каж­дого не только за себя, но и за весь коллектив.

Наши рекомендации