Как наши страхи притягивают неприятности
Наш страх может притягивать то, чего мы боимся. Как это происходит? Рассмотрим пример. Допустим, человек хочет объяснить понятно. Если с ним всё в порядке, то, когда возникает неудача в объяснении, он поднапряжётся и объяснит лучше. Если же он боится быть непонятым, то, когда возникнет проблема, силы покинут его из-за ощущения провала.
Конечно, страхи разные бывают. Бывает страх подбадривающий (волнение, мандраж), а бывает подавляющий. Если что-то является для нас плохим, то об этом и думать даже не хочется. Мы не можем выбраться из ловушки, потому что любое действие кажется нам заводящим ещё глубже в трясину. Мы становимся в ступор и не пытаемся выбраться.
Конечно, в этом принципе притяжения есть некоторая неточность. Мы ничего на самом деле не притягиваем: все проблемы находятся кругом нас. Просто, если мы их не боимся, то они не вводят нас в ступор, а если боимся, то вводят. Точно также не существует и положительного принципа притяжения (о нём говорилось в известном фильме "Секрет"). Все блага находятся кругом нас, просто, мы можем не ценить их. Если мы их не ценим, то и не будем обращать на них внимания, для нас эти блага существовать практически не будут. Но если мы однажды окрасили их в ярко положительный цвет, то вряд ли сможем упустить это. Зато мы можем забыть почему нам хочется именно это благо... чему и удивляются многие люди и травят друг другу магические истории об исполненных желаниях, которые они когда-то забыли.
Итак, чтобы не попадать в ловушку, нужно не бояться неприятностей. "От сумы и от тюрьмы не зарекайся". Если будешь бояться даже думать о бедности, о возможности потерять свободу, то обязательно нарвёшься на что-нибудь этакое...
Почему нас раздражают люди?
Нас раздражают люди, когда они нарушают запреты, которые мы себе установили. Чем больше мы себе запрещаем, тем чаще нас будут раздражать люди, которые не имеют понятия о наших запретах.
Когда мы смотрим на человека, мы незаметно проецируем себя на него. И если человек делает то, что мы себе запрещаем, то у нас возникает диссонанс. Но проблема в том, что мы можем даже не понимать, почему у нас возник диссонанс. Вместо мысли о том, что человек сделал что-то для нас запрещённое, мы просто почувствуем, что человек раздражает нас и припишем ему это в свойство. То есть, мы будем думать, что у человека свойство такое – раздражать.
Как можно использовать данный принцип? Можно диагностировать свою психику. Если мы увидели человека, которые раздражает нас, это сигнал к тому, что внутри нас есть запрет. Например, если мы увидели некрасивого человека и он вызвал у нас раздражение, то это означает, что у нас есть запрет быть некрасивым. Сейчас вы, наверное, хотите сказать, что я немножко перебрал. Ведь некрасивое на то и некрасивое, чтобы раздражать. Нет! Человеку нравится красота, и если он видит красивое, то оно вызывает у него радость, но это не значит, что его будет раздражать не содержащее красоту. Он может просто не обращать на это внимания. Красивое – хорошо, а если красивого нет, то и не на что смотреть. Если же он обратил отрицательное внимание, то значит здесь где-то он усмотрел криминал.
А можно также диагностировать психику других людей, и пользоваться этими знаниями в каких-нибудь подлых целях... Если на вас стали раздражаться – это не значит, что надо расстраиваться. Это означает, что вам сообщили кое-что о себе. Собеседник сообщил вам о своей ограниченности. И вместо того, чтобы расстраиваться, можно было бы подумать, а как можно воспользоваться этой ограниченностью?
Этот принцип можно использовать, чтобы становиться счастливее. Чем меньше вы себе делаете запретов (чем больше любите себя), тем меньше вас будут раздражать люди. Конечно, у некоторых людей бывает страх жить без запретов, потому что они думают, что человеческая природа грязная, отвратительная, жестокая. Конечно они так думают, ведь окружающие их так раздражают! И по себе видят, сколько в них ненависти к другим людям: естественно после такого думать, что ненависть – это фундаментальное свойство нашей природы. Чтобы немного снять страх перед снятием запретов, скажу об отрицательной и положительной мотивации. Положительная мотивация – это когда нас тянет к чему-то, когда мы хотим делать что-то. Отрицательная мотивация – это когда мы делаем что-то, потому что не делать запрещено. Вот где сидят наши запреты! Мы не живём, а мучаемся! Вместо того, чтобы делать, что хочется, мы делаем что-то, чтобы не нарушить запрет. Ну как, вам ещё хочется сохранять в себе запреты?
Почему учёба, особенно гуманитарная, делает человека более добрым? Да потому, что он узнаёт о многих "гадостях", то есть о том, что многое происходит так, как он себе запрещает. Он свыкается с этими мыслями и снимает с себя запреты. Поэтому, чтобы стать добрее, полезно читать аморальную литературу.
Ну, и конечно же, полезно тренироваться нарушать нормы. Только надо знать, что нарушать. Есть нормы, которые запрещают разрушительное поведение. Но запрещать здесь совсем не надо. У нас есть естественный страх перед разрушением. Так что нормальный человек, который ещё не сошёл с ума от раздражительности и ненависти, вряд ли будет стремиться к разрушению. Между прочим, отучать человека от разрушительности вредно. Вместо естественного страха перед разрушением он будет руководствоваться запретами. Таким образом, запретом на разрушение мы добиваемся двух вещей: 1) атрофируем естественный страх перед разрушением, 2) становимся раздражительными. Ой, что-то у меня такое ощущение, что эти два пункта – весьма взрывоопасная смесь. А вам так не кажется?