Ценности как психологические метки

Ценности – это психологические метки на воспринимаемой нами реальности. Животные метят мочой, а мы метим ценностями... Эти метки оказывают влияние на нашу мотивацию, мы можем совершать поступки, которые требуют от нас ценные вещи. Если ставить вопрос, а как представление о реальности может влиять на наши чувства, желания и поведение, то ответ – это влияние происходит через метки – ценности.

Ценности – достаточно независимые образования. Ценности могут образовываться благодаря потребностям, но после своего образования существуют независимо. Например, имея немного золота, можно приобрести множество нужных вещей, решить много проблем. Золото становится ценным. Если же вещи мы приобретём и проблемы решим, то золото всё равно останется для нас ценным – метка-ценность останется и теперь она несёт независимое существование от потребностей, которые породили эту ценность (остаётся типа благодарность).

Вся наша реальность помечена. Не было бы способности помечать (не было бы ценностей), не существовало бы культуры. Да, у человека имеются важные потребности, рядом с которыми ценности блекнут. Но если основные потребности удовлетворены, то в игру вступают ценности. И если общество состоит из удовлетворённых людей, то оно управляется исключительно ценностями.

В сознании человека существует система ценностей. И система эта движется, меняется, развивается. И у неё есть законы развития. Если знать эти законы, то можно оказывать на неё целенаправленное воздействие. Система ценностей субъективна, она целиком находится в сознании человека, и возможности по её изменению крайне широки. Ценности определяют, что для нас самое важное, а значит, способность изменять человеческие ценности – это очень важная способность. Изменяя систему ценностей, можно изменять культуру. Причём изменяться культура будет на всех уровнях – и на духовном, и на материальном. Мы могли бы преобразовать облик городов, изменив систему ценностей людей, в них проживающих (люди перестроили бы города в соответствии со своей системой ценностей). Система ценностей определяет поведение человека. Управление системой ценностей есть управление человеком.

Знать законы развития системы ценностей возможно. И ими можно пользоваться. Чтобы вы могли в этом убедиться, я приведу пример такого закона. Ценность перетекает от следствия к причине. Причинно-следственные связи – это категории рассудка, которые мы прикладываем к реальности, чтобы её описать. Пример. На деньги можно приобрести еду. Рассудок здесь деньги рассматривает как причину, а еду – следствие. Если еда ценна, то ценность перетекает к деньгам. Работа приносит деньги – здесь ценность перетекает от денег к работе. Этим правилом можно пользоваться: если вам нужно сделать какую-либо вещь ценной, то нужно представить её причиной ценных вещей. И, наоборот, если вы хотите обесценить что-то, то вам следует найти побольше причин этой вещи. После этого из вещи "вытечет" ценность. Например, если вы начнёте выявлять причины, как появились деньги, как они были введены, то ценность их в ваших глазах начнёт падать. Если же вы начнёте представлять, для чего они были введены, какие ценные результаты могут быть с помощью них получены, то ценность денег вырастет в ваших глазах.

Как можно создать огромное разнообразие техники? Можно создать идею технологического рая, где техника будет удовлетворять все наши нужды, где она будет создавать для нас ценные для нас блага. Рай превратится в ценность. Далее, прогресс является причиной этого рая. То есть, если не будет прогресса, то и рай не появится. Прогресс заряжается ценностью от идеи рая. Теперь прогресс ценен. Что такое прогресс? Это когда регулярно появляются технические новшества. Техническое новшество – причина прогресса. Таким образом, само техническое новшество становится ценностью, ценной вещью. И эту ценную вещь готовы приобрести многие люди, верящие в технологический рай и идею прогресса. Причём ценность новшества уже не зависит от ценности прогресса. Стоит ценности появиться, и она уже существует независимо. Поэтому люди покупают технические новшества совсем не из-за того, что им хочется попасть в рай на Земле, а потому, что это новшество обладает ценностью. Причём, когда для одних людей какие-то вещи становятся ценными, то эти вещи становятся ценными и для других людей. Тут уже другие механизмы, их легко объяснить, и я не буду загромождать текст объяснениями.

Чтобы понимать научный текст, нужно иметь соответствующую систему ценностей. Если её нет, то текст не будет понятен. Ведь, действительно, не понятно, зачем всё это написано? Писавший, конечно, знал, зачем писал. И если понять, зачем писал автор, то и текст станет понятен. Поэтому для того, чтобы человек смог начать понимать научные тексты, нужно, чтобы у него сформировалась соответствующая система ценностей. Обратите внимание, что не столько здесь нужны знания, сколько понимание, принятие ценностей. Чем полнее понимание ценностей, тем глубже понимание самой науки.

Чтобы вести научное исследование, нужно постоянно корректировать свою систему ценностей. Каждый раз на пути возникают новые объекты. И, чтобы двигаться дальше, нужно делать эти объекты ценными, иначе с ними совершенно не будет интересно работать. Когда движешься к важной цели, формирование ценностей происходит само собой, потому что новые объекты кажутся причиной, а цель – следствием. Таким образом, эти новые объекты подзаряжаются ценностью от цели. Можно заниматься наукой, потому что само занятие наукой представляет ценность. Но нужно откуда-то подзарядить это занятие наукой. А если не подзаряжать объекты, с которыми работаешь (или не подзаряжать деятельность), то деятельность останавливается – она кажется абсолютно неинтересной, бесполезной.

Любовь – это сексуальное влечение + ценность. Не было бы ценности, можно было бы задавать вопрос: "Ну да, я испытываю какие-то чувства, только что с этого толку?" И влюбляемся зачастую мы в людей, которых считаем ценными. Нам в детстве могут говорить, как круто любить. И нам хочется приобщиться к этому. И любое малейшее странное чувство хочется называть любовью.

Произведения искусства обладают ценностью. Можно спросить, а что в них ценного? Я не буду рассматривать случай ответа типа: "Да ты ничего не понимаешь, ты не дорос, и я не хочу с тобой разговаривать, пока ты не поймёшь!" – с ним и так всё ясно. В некоторых случаях можно сказать, что данное произведение вызывает у меня эмоции, и этим всё сказано. А кто сказал, что эмоции представляют ценность? То есть, конечно, представляют, но не у всех и не всегда. Эмоции могут быть заряжены ценностью, а могут быть и не заряжены. С зарядкой эмоций ценностями могут быть целые поэмы, каждый культурный человек может вспомнить свою поэму. Искусство может подзаряжаться от ценностей сложного, правильного (отточенного), бунтарского, похожего, или не похожего на реальность. У разных людей разные ценности, а отсюда и разное искусство, по-разному подзаряженное.

Оценивать можно всё, что обнаружим в своём сознании (все явления мира мы обнаруживаем в нашем сознании), в том числе людей. Человека можно приучить, что нужно иметь высокую себе оценку. После этого им можно легко управлять. Ведь, чтобы им управлять, нужно всего лишь оценивать его и его поступки. Человек жаждет хорошей оценки, и ему можно легко её давать, если он ведёт себя так, как нам нужно. Конечно, не каждому человеку важна его оценка. А приучать людей к оценке можно в школе. Приучить ребёнка к хорошей оценке можно тем, что детей с низкой оценкой можно делать изгоями. Дети понятливые, быстро просекут фишку... хотя, конечно, они не просекут фишки с субъективной реальностью оценочных меток...

Положение оценщика и оцениваемого очевидно различается во время конфликта. Если оцениваемый попал в конфликт – это... это... не хочу материться, но это очень плохо. Если же оценщик попал в конфликт с оцениваемым, то ему достаточно похвалить его, признать его правильность...

Ну, а чтобы изменять общество, достаточно изменить систему ценностей народа, составив правильным образом убеждение. И совсем не обязательно быть президентом. Да и вообще, президент, не обладающий ораторским искусством... да есть ли у него вообще какая-нибудь власть? Ну, да, конечно, есть, если не считать, что его свобода строго определяется системой ценностей, в которой он находится и не в силах изменить. Некоторые считают, что президент обладает властью наворовать деньги и построить себе десять дач за рубежом – это реально смешно.

Наши рекомендации