Тема 10. Духовная жизнь общества.
1. Социальная природа духовной жизни общества.
2. Содержание духовной жизни общества.
3. Каково взаимоотношение между материальным и духовным производством? Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.
1. Прежде всего дайте понятие духовной жизни общества. Подумайте, как соотносятся между собой понятия «духовная жизнь общества», «духовная культура» и «общественное сознание». Раскройте объективную и субъективную стороны духовной жизни. Объясните, каковы смысл и значение понятия «объективация». Раскройте взаимосвязь материальной и духовной жизни общества.
2. Необходимо объяснить основные содержательные моменты духовной жизни общества: духовное производство (духовная деятельность); духовные отношения и духовное общение; духовные потребности и интересы; духовное потребление. При этом важно раскрыть содержание таких понятий, как идеальные явления и процессы, менталитет, творцы, носители и трансляторы духовной жизни общества.
Литература.
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008.
2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.
3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.
4. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006.
5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005.
7. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. – М., 1980.
Тема 11. Общественное сознание.
1. Понятие общественного сознания и его уровни.
2. Формы общественного сознания.
3. Раскройте целостную систему общественного сознания. Изобразите ее графически. Объясните исторический характер системы общественного сознания.
1. Дайте понятие общественного сознания. Объясните, к какой сфере общественной жизни оно относится и какие основные компоненты составляют его содержание. Подумайте, какова взаимосвязь между общественным и индивидуальным сознанием. Далее необходимо перейти к раскрытию различных уровней общественного сознания: обыденного и теоретического; общественной психологии и идеологии. Покажите взаимодействие между различными уровнями общественного сознания.
2. Необходимым и весьма важным элементом системы общественного сознания являются формы общественного сознания. Современная социальная философия различает целый ряд таких форм. Необходимо назвать их и дать общую характеристику каждой из форм. Формы общественного сознания различаются между собой по следующим основаниям: 1) предмету отражения общественного бытия; 2) способу его отражения; 3) социальным функциям. Покажите это на конкретных примерах.
Литература.
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008.
2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.
3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.
4. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006.
5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005.
7. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. – М., 1980.
8. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004.
Тема 12. Наука.
1. Понятие и функции науки. Специфика научного познания.
2. Логика развития науки.
3. Дайте общую характеристику и покажите основные черты современной научной картины мира.
1. Раскройте понятие науки как системы знаний и вида духовной деятельности. Изложите основные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, мировоззренческая. После этого можно переходить к изложению вопроса о специфики научного знания. Задача состоит в том, чтобы выделить и объяснить те критерии, которые отличают научное знание от ненаучного.
2. Необходимо раскрыть те закономерности и принципы, которым подчиняется процесс развития научного знания. В этой связи следует обратить особое внимание на объяснение таких понятий, как «научная революция», «научная парадигма» и др. Их разработка содержится в трудах Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера и других представителей методологии науки. При рассмотрении вопроса необходимо обратить внимание также и на такую важную закономерность, как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Литература.
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008.
2. Философия науки/ Под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М., 2006.
3. Гадамер Г.Г. Миф и разум// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., 1999.
4. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 2007.
5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.
6. Степин В.С. Философия науки. – М.: Гардарики, 2006.
7. Ценностные аспекты развития науки. – М., 1990.
8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М., 2004.
9. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. – СПб., 2000.
Тема 13. Искусство.
1. Понятие, происхождение и функции искусства.
2. Социальное содержание искусства.
3. Что такое эстетический идеал? Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве.
1. Важно раскрыть искусство как особый вид освоения действительности и концентрированное выражение эстетических отношений человека к миру. В этой связи следует раскрыть вопрос об основных особенностях этого освоения и объяснить категорию «художественный образ». Необходимо также объяснить категорию эстетического и ее место в понимании специфики искусства. Весьма важным является также вопрос о происхождении и развитии искусства. Покажите, каковы его основные функции.
2. Раскрытие вопроса предполагает объяснение взаимосвязи между искусством и социально-историческим содержанием жизнедеятельности людей. В этой связи следует раскрыть содержание таких понятий, как «гуманизм в искусстве», «дегуманизация искусства», «тоталитарное искусство» и т.д. Желательно раскрыть поставленный вопрос на конкретных примерах, посмотреть, как и в какой степени различные школы и направления в искусстве отражают социальные процессы. Покажите особенности развития современного искусства.
Литература
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 1-4-е изд., перераб. и доп. – М., 1998-2008.
2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
4. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. – М., 1968.
5. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
6. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990.
7. Кант И. Соч.: В 6 т. – М., 1964. Т. 2.
8. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. – М., 1992.
9. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Он же. Эстетика. Философия культуры. – М., 1968.
10. Ястребова Н.А. Искусство и эстетический идеал. – М., 1975.
Тема 14. Мораль.
1. Понятие и функции морали.
2. Исторические типы морали.
3. Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?
1. Дайте определение морали. Далее покажите ее объективную основу и объясните, почему мораль является неотъемлемым фактором всей жизни человечества. После этого можно приступать к изложению особенностей морального сознания (всеобщность, внеинституциональность, императивность), функций морали и ее роли в общественной жизни. Подумайте, каково различие между понятиями: «мораль», «нравственность», «этика».
2. Следует иметь в виду, что всякая мораль носит конкретный характер, обусловлена социально-историческими условиями. И даже одинаковые абстрактные формулировки моральных норм и императивов проявляются специфическим образом в различных конкретных социально-исторических ситуациях. Покажите основные исторические типы морали и дайте их характеристику. Желательно привести примеры. Раскройте вопрос, о том, что лежит в основе развития (изменения) морали. Назовите известные вам моральные кодексы, существовавшие (существующие) в истории человечества.
Литература
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 1-4 -е изд., перераб. и доп. – М., 1998-2008.
2. Апресян Р.Г. Идея морали. – М., 1995.
3. Губин В.Д. Основы этики. – М., Изд-во: Форум, 2007.
4. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.
5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.
6. Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.
7. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия// Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1988.
8. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004.
9. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1992.
10. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.
Тема 15. Религия.
1. Понятие религии и ее функции.
2. Религиозные ценности и свобода совести.
3. Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.
1. Прежде всего следует сказать, что такое религия. В связи с этим необходимо раскрыть вопрос о специфике религиозного способа взаимодействия с миром. Объясните основные элементы религии (религиозное сознание: религиозная идеология и религиозная психология; религиозный культ; религиозные организации). Покажите социальные, гносеологические и психологические корни религии. После этого следует раскрыть основные функции религии.
2. Необходимо объяснить основные религиозные ценности и показать их специфику. Ответьте на вопрос, что такое свобода совести и каким образом она обеспечивается в нашей стране? Обратите внимание и на раскрытие вопросов: что такое атеизм, каково его место и значение в системе мировоззрения и в духовной культуре.
Литература
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 1-4 -е изд., перераб. и доп. – М., 1998-2008.
2. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.
3. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006.
4. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
5. Ильин И. Основы христианской культуры. – М., 2007.
6. Кименов Ю.А. Философия религии. – М., 1998.
7. Митрохин Л.Н. Религия «Нового века». – М., 1985.
8. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Алгоритм, 2002.
9. Религия народов современной России. – М., 1999.
10. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. – М., 1999.
Тема 16. Смысл и направленность истории.
1. Проблема смысла и направленности исторического процесса в истории философской мысли.
2. Современные концепции о смысле и направленности истории.
3. Что такое общественный прогресс и каковы его критерии? Ответ обоснуйте и приведите примеры.
1. Следует раскрыть проблему смысла истории как она стояла на различных этапах развития философской мысли: 1) Античность; 2) Средние века; 3) Новое время; 4) эпоха Просвещения; 5) немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель). Естественно, речь идет о раскрытии лишь общих положений тех концепций, которые будут затронуты.
2. Необходимо обратить внимание на главные теории, в которых анализируется проблема смысла и направленности человеческой истории. В частности, для раскрытия вопроса можно изложить следующие подходы к пониманию исторического процесса: 1) культурологический подход (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); 2) экзистенциальный подход (К. Ясперс); 3) концепции исторического развития общества в философии марксизма. При ответе на вопрос необходимо также обратить внимание и на такой подход к анализу исторического процесса, как «антиисторицизм», который был сформулирован британским философом К. Поппером.
Литература
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1998.
3. Зиновьев А. Глобальный человейник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
4. Ивин А.А. основы социальной философии. – М., 2006.
5. Информационное общество. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
6. Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993.
7. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991.
8. Тоффлер Э. Война и антивойна. – М., 2005.
9. Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Устойчивое социоприродное развитие. – М.: Наука, 2006.
10. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
11. Шпенглер О. Закат Европы. – Мн., 1999.