О тех, кого не удовлетворяет
КЛЯТВА АЛЛАХОМ
Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то он не от Аллаха». Хороший хадис, переданный Ибн Маджой. (Ибн Маджах (2101); достоверный хадис).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрещение клясться отцами.
2. Повеление удовлетворяться тому, кому клянутся Аллахом.
3. Суровая угроза тому, кто не удовлетворяется ею.
Глава 44
О ВЫРАЖЕНИИ: «ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТ АЛЛАХ И ТЫ»
Кутейля рассказывала:
«Однажды к Пророку пришёл один иудей и сказал: "Вы совершаете ширк, так как говорите: 'Если пожелает Аллах и ты', а также клянётесь Каабой". После этого Пророк повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: "Клянусь Господом Каабы", а также: "Если пожелает Аллах, а затем ты"». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным.(Ан-Насаи 7/6, Ахмад 6/371 и 372; достоверный хадис).
Он же передал хадис Ибн Аббаса:
Один человек сказал Пророку: "Если пожелает Аллах и ты". В ответ на это Пророк спросил его: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах! (Передали Ан-Насаи в «Аф'аль аль-Йаум ва-ль-Лейла», Ахмад 1/214, 283, 347 и др.).
Ибн Маджах передал хадис Туфейла, брата Аиши по матери:
Однажды во сне я увидел, что подошёл к группе иудеев и сказал: "Поистине, вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили, что Узейр — сын Аллаха. Они ответили: "И вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили: "Если пожелает Аллах и Мухаммад". Затем я подошёл к группе христиан и сказал им: "Поистине, вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили, что Иса — сын Аллаха". Они сказали: "И вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили: "Если пожелает Аллах и Мухаммад". Проснувшись утром, я рассказал об этом некоторым людям, а затем пришёл к Пророку и также рассказал ему о своём сне. Он спросил: "Ты рассказал кому-нибудь об этом?" Я ответил: "Да". Тогда Пророк воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а затем сказал: "Туфейль видел сон, о котором рассказал некоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более: "Если пожелает Аллах и Мухаммад",— а говорите: "Если пожелает Один Аллах". (Передали Ибн Маджах (2118), Ахмад 5/72, ад-Дарими 2/295 и др. от Хузайфы ибн Йамама).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Знание иудеев о малом ширке.
2. Понимание человеком подобных вопросов [в данном случае: понимание иудеями малого ширка. — Ред.], если это соответствует его страстям.
3. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху?Чего же тогда заслуживает человек, который написал следующие строки: «О благороднейший из людей! [т.е. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.]. Не у кого мне искать спасения, кроме как у тебя...»
4. Это выражение не является большим ширком, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...в силу некоторых обстоятельств я не мог...
5. Праведное сновидение является частью Божественного откровения.
6. То, что сон иногда может служить основанием для некоторых законоположений.
Глава 45
РУГАЮЩИИ ВРЕМЯ ОСКОРБЛЯЕТ АЛЛАХА
Всевышний Аллах сказал:
«И сказали они: "Это ведь — только наша ближняя жизнь: умираем мы и живём, и губит нас только время". Нет у них об этом никакого знания, они только предполагают!»(аль-Джасия, 24).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всевышний Аллах изрёк: "Меня обижает сын Адама [человек. — Ред.], ругая время, ибо Я есть время: Я чередую ночь и день"» (Аль-Бухари 8/441 и 13/389, Муслим [2246]).
В другой ривайе сказано:
«Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время». (Муслим (2246), Ахмад 2/395, 491, 496 и 499 от Абу Хурайры).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрет ругать время.
2. Ругание времени считается оскорблением Аллаха.
3. Размышление по поводу изречения: «...ибо, истинно, Аллах есть время».
4. Ругающий время оскорбляет Аллаха, даже если он не преследует такой цели в своём сердце.
Глава 46
О ТИТУЛАХ ВРОДЕ «СУДЬЯ ВСЕХ СУДЕЙ»
И ТОМУ ПОДОБНЫХ
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Самым низким человеком у Аллаха является тот, кого называли царь всех царей, ибо нет царя, кроме Аллаха. (Передали Аль-Бухари 10/486, Муслим (2143), Абу Дауд (4961), ат-Тирмизи [21391]).
Суфйан [ибн Уйайна. — Ред.] сказал: «Это то же, что и "шахин-шах"».
В другой ривайе говорится: «Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым скверным человеком у Аллаха в Судный день».
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрет называться «царь всех царей».
2. Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, и на то указал Суфйан ибн Уйейна.
3. Понимание того, что это и подобные выражения запретны, даже если человек не преследует такой цели в своём сердце.
4. Понимание того, что человек должен отказаться от подобных титулов ради уважения к Всевышнему и Всемогущему Аллаху.
Глава 47