О тех, кто отрицает некоторые
ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА
Всевышний Аллах сказал:
«...Они не веруют в Милосердного. Скажи: "Он — Господь мой! Нет никого достойного поклонения, кроме Него. На Него я уповаю, и к Нему моё обращение!"»(ар-Ра’д, 30).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис:
Али сказал: "Рассказывайте людям по мере их понимания. Разве вы хотите чтобы Аллах и Его посланник были отвергнуты?" (Аль-Бухари, 1/199).
Абд ар-Раззак передал от Мамара [ибн Рашида. — Ред.] от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас рассказывал:
«Я видел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка по поводу качеств Аллаха. Я спросил: "Что пугает их? Они принемают ясные аяты, однако гибнут от неясных?"» (Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что иснад этого хадиса достоверен).
Когда курайшиты услышали упоминание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Милосердном, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу: «.„Они не веруют в Милосердного...»(Ра’д, 30).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Отрицание какого-либо из имён и качеств Аллаха является признаком отсутствия веры.
2. Тафсир 30 аята из суры «Ра’д».
3. Запрещение рассказывать то, чего слушающий не понимает.
4. Причина этого заключается в том, что непонятное ведёт к отвержению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, даже если отрицающий делает это непреднамеренно.
5. Высказывание Ибн Аббаса о том, кто отрицает что-либо из имён и качеств Аллаха, и что это губит его.
Глава 41
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿يَعْرِفُونَ نِعْمَتَ اللَّهِ ثُمَّ يُنكِرُونَهَا وَأَكْثَرُهُمْ الكَافِرُونَ﴾
«Они знают благо Аллаха, а потом отрицают его, и большинство из них – неверующие»Из суры ан-Нахль 83 аят.
Муджахид сказал, что смысл этого в том, что человек говорит: «Это — моё имущество, которое я унаследовал от моих предков».
Аун ибн Абдулла сказал, что эти слова относятся к тому, кто говорит: «Если бы не такой-то, то так бы не случилось».
Ибн Кутайба сказал: «Они говорят: "Мы добились этого вследствие заступничества наших божеств"».
После хадиса Зейда ибн Халида, в котором говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие...», — Абу аль-Аббас [Ибн Теймийа. — Ред.] писал: «В Книге Аллаха и Сунне много текстов, в которых Всевышний осуждает тех, кто приписывает Его блага другому и таким образом приобщает к Нему сотоварища».
Некоторые саляфы сказали, что эти слова относятся и к тем, кто при удаче говорит, что «ветер был благоприятным, а штурман был — искусным», и тому подобное, что и сейчас у многих на языке.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Разъяснение познании и отрицании блага Аллаха.
2. То, что подобное распрастранено у многих на языке.
3. Подобные высказывания называются «отрицанием блага Аллаха».
4. В сердце человека может сочетатся две противоположности.
Глава 42
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ﴾
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»
Из суры аль-Бакара 22 аят.
В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт, чем следы муравья, ползущий по чёрному, гладком камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!" или "Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один человек говорит другому: "Если пожелает Аллах и ты..." Или могут сказать: "Если бы не Аллах и такой-то; не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха". Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
От Абдуллы ибн Умара ибн аль-Хаттаба передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и (или) в ширк».Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным. (Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/69, 87 и 125, аль-Хаким и др., достоверный хадис).
Ибн Масуд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом».
Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то».Достоверный хадис, приведённый Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/3 84).
Ибрахим ан-Нахаи считал запретным говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он сказал: «Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то...", но не говорите: "Если бы не Аллах и такой-то..."».
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 22 аята из суры «аль-Бакара» в отношении приобщения к Аллаху равных.
2. Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный по поводу большого ширка, в том смысле, что он включает и запрещение малого ширка.
3. Клятва не Аллахом является ширком.
4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.
5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.
Глава 43