Стремление человека совершать праведное
ДЕЛО РАДИ МИРСКИХ БЛАГ ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
Всевышний Аллах сказал:
«Тому, кто желает жизни ближней и её прелестей, Мы полностью воздадим в ней за дела их, и не будут они здесь обделены. Это — те, для которых в Будущей жизни нет ничего, кроме Огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили!» (Худ, 15—16).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Абу Хурайры:
Посланник Аллаха сказал:
«Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб одежды, несчастен раб убранства! Он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то сердится. Да будет он несчастен, и опрокинутся все его дела с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечёт он её!
Туба — тому, кто держится за узду своего коня на пути Аллаха, с растрёпанными волосами и запылёнными ногами. Если он несёт службу на заставе, то делает это должным образом, а если он в арьергарде, то служит по-настоящему. Когда он испрашивает разрешения, он не получает его, а когда заступается, его заступничество не принимается». (Аль-Бухари 6/61 и, в сокращённой форме, 11/216; Ибн Маджах).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Желание человека обрести мирские блага за счёт содеянного им для Будущей жизни.
2. Тафсир аятов 15—16 из суры «Худ».
3. Именование мусульманина выражениями «раб динара», «раб дирхема», «раб убранства».
4. Разъяснение этого тем, что «он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то проявляет негодование».
5. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Да будет он несчастен и опрокинется его дела с ног на голову!»
6. Его высказывание: «Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечёт он её!»
7. Восхваление муджахида, обладающего указанными в этой главе качествами.
Глава 38
ПОДЧИНЯЮЩИЕСЯ УЧЁНЫМ И ПРАВИТЕЛЯМ В ИХ
ЗАПРЕЩЕНИИ ДОЗВОЛЕННОГО АЛЛАХОМ И В ДОЗВОЛЕНИИ ЗАПРЕЩЁННОГО ИМ ДЕЛАЮТ ИЗ НИХ ГОСПОДОВ (Т.Е. ОБЪЕКТОВ ПОКЛОНЕНИЯ)
Ибн Аббас сказал:
«Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: "Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир...",— вы же говорите: "Абу Бакр и Умар сказали.."» (Ахмад, 1/337).
Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, но всё же следующие мнению Суфйана [ас-Саури. — Ред.], несмотря на то, что Всевышний Аллах говорит: «Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их фитна или не постигло их наказание мучительное!» (ан-Нур, 63). А знаешь ли ты, что такое фитна? Фитна— это ширк. Пожалуй, это означает то, что если кто-либо станет отвергать некоторые высказывания Пророка, то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет».
Ади ибн Хатим рассказывал:
«Я слышал, как Пророк прочитал следующий аят:«Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха...» (ат-Тауба, 31). Я сказал ему: "Ведь мы же не поклоняемся им!" Тогда он спросил: "Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещённым, а если они разрешают запрещённое Аллахом, то и вы разрешаете себе это?" Я ответил: "Да, это так". Он сказал: "В этом и заключается поклонение им"».Об этом рассказали Ахмад и ат-Тирмизи; последний назвал этот хадис хорошим. (Ат-Тирмизи (3094). Ибн Джарир (16631). (16632), (1633). «ад-Дурр аль-Мансур» ас-Суйути 3/230 и др. Ат-Тирмизи назвал хадис странным (гариб), так как до него он дошёл только через Абд ас-Салама ибн Харба и Атифа ибн Айна, не являющихся знатоками хадисов. Однако Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что Ибн Джарир ат-Табари (16634) приводит этот хадис от Хузейфы, который делает хадис Ади ибн Хатима более сильным. Ибн Касир же сказал, что этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Джарир через несколько цепочек от Ади ибн Хатима).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 63 аята из суры «ан-Нур».
2. Тафсир 31 аята из суры «ат-Тауба».
3. Указание на смысл поклонения, которое отрицал Ади ибн Хатим.
4. Приведение Ибн Аббасом в пример Абу Бакра и Умара, а Ахмадом — Суфйана ас-Саури.
5. Изменение истинной религии до такой степени, что для большинства поклонение монахам стало праведнейшим делом, получившим название святости (аль-вилайа), а поклонение книжникам стало наукой и знанием. Затем ситуация усугубилась ещё более, и объектом поклонения наряду с Аллахом стали не праведники, а невежественные люди.
Глава 39
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُضِلَّهُمْ ضَلاَلاً بَعِيداً(60) وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْا إِلَى مَا أَنزَلَ اللهُ وَإِلَى الرَّسُولِ رَأَيْتَ المُنَافِقِينَ يَصُدُّونَ عَنْكَ صُدُودًا(61) فَكَيْفَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ ثُمَّ جَاءُوكَ يَحْلِفُونَ بِاللهِ إِنْ أًرَدْنَا إِلَّا إِحْسَانًا وَتَوْفِيقًا﴾
«Не видел ли ты тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и что ниспослоно до тебя, однако хотят обращаться за судом к тагуту, хотя им было приказано не веровать в него. Шайтан хочет ввести их в гоубокое заблуждение. Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к посланнику», – ты видишь, как лицемеры стремительно отвращаются от тебя. А что будет, когда беда постигнет их за то, что приготовили их руки, после чего они приходят к тебе клянясь Аллахом: «Мы хотели толко добра, и примирения»?Из суры ан-Ниса 60-62 аяты.
Всевышний также сказал:
«А когда им говорят: "Не распространяйте нечестия на Земле!" — они говорят: "Мы — только творящие благое"»(аль-Бакара, 11).
Всевышний также сказал:
«Не распространяйте нечестия на Земле после того, как упрочен на ней порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой: поистине, милость Аллаха близка к добродеющим!»(аль-А’раф, 56).
Всевышний также сказал:
«Неужели суда времён джахилиййи они желают? Кто же лучше Аллаха по суду для людей, обладающих уверенностью?!»(аль-Маида, 50).
Абдулла ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха сказал: Ни один из вас не уверует до тех пор, пока не подчинит свои желания тому, с чем я пришёл. Ан-Навави сказал: «Это — достоверный хадис. Мы привели его в книге «аль-Худжжа» с достоверным иснадом».
Аш-Ша’аби рассказывал: «Как-то один из лицемеров поспорил с иудеем, и иудеи предложил: "Давай обратимся к Мухаммаду",— так как ему было известно, что он не берёт взяток. Лицемер же сказал: "Давай лучше обратимся к суду иудеев",— так как он знал, что они берут взятки. Оба спорщика договорились пойти к какому-то прорицателю в Джухайне, чтобы он рассудил их. И было ниспослано: «Разве ты не видел тех, которые заявляют...»
В другом хадисе о причине ниспосылания этого аята говорится следующее: «Поспорили как-то между собой два человека, и один из них предложил: "Давай обратимся к Пророку, чтобы он рассудил нас". Другой же сказал: "Давай лучше обратимся к Каабу ибн аль-Ашрафу [иудею. — Ред.]". Вконце концов они обратились к Умару, и один из спорщиков всё рассказал ему. Умар спросил того, кто не желал обращаться к Пророку: "Так ли это?" Человек ответил: "Да, это так". Умар вытащил свой меч и зарубил его». (Этот рассказ приводит аль-Кальби в своём толковании Корана, от Ибн Аббаса. Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 5/29 назвал его слабым).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 60—62 аятов из суры «ан-Ниса» с разъяснением понятий о том, что является тагутом.
2. Тафсир 11 аята из суры «аль-Бакара»: «А когда говорят им: "Не распространяйте нечестия на Земле!..»
3. Смысл аята 56 из суры «Преграды»: «Не распространяйте нечестия на Земле после того, как упрочен на ней порядок...»
4. Тафсир аята «Неужели суда времён джахилиййи они желают?.." (аль-Маида, 50).
5. То, что сказал аш-Ша’аби относительно ниспосылания первого аята.
6. Смысл истинной и лживой веры.
7. Рассказ об Умаре и лицемере.
8. Указание на то, что человек обретёт веру только в том случае, если подчинит свои желания тому, с чем был послан посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 40