О связывании выпадения дождя
С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ЗВЁЗД
Всевышний Аллах сказал:
«...И превращаете ваш ризк в неверие?»(аль-Уак'иа, 82).
Абу Малик аль-Аш'ари рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
В моей общине есть четыре пережитка джахилиййи которую люди не оставят: гордость знатным происхождением (или же: гордость тем, на чем были его предки), опорочивание рода другого, связывание выпадения дождя со звёздами и оплакивание покойников (нияха). Затем он добавил: Если плакальщица не принесёт покаяния до смерти, то в день Воскресения она восстанет в одеянии из чёрной смолы (или расплавленной меди), покрытая коростой.Этот хадис передал Муслим (943).
Зейд ибн Халид рассказывал:
Посланник Аллаха совершил с нами утренний Намаз в Худайбийе, сразу после выпадения дождя. После совершения Намаза он повернулся к людям и сказал: "Известно ли вам, что сказал ваш Господь?" Люди ответили: "Аллаху и Его посланнику это известно лучше". Тогда Пророк произнёс: "Он сказал: "Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие". Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря (или по причине) такой-то звезде, то он не верит в Меня и верит в звёзды".Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим (Аль-Бухари 2/277, 433 и 7/338, Муслим [71]).
Муслим передал похожий хадис от Ибн Аббаса, в котором говорится:
Некоторые из людей сказали: "Оправдала надежду такая-то звезда". И тогда Аллах ниспослал следующий аят: «Клянусь Я местами падения звёзд! (или местами снисхождения Корана). А ведь это — клятва, если бы вы знали, великая. Поистине, это ведь Благородный (Прекрасный) Коран в Книге Сокровенной. Прикасаются к нему только очищенные (ангелы). Ниспослание от Господа миров. Разве же и этим повествованием вы небрежете? И превращаете ваш ризк в неверие?(аль-Уак'иа, 75—82). (Передал Муслим [73]).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 82 аята из суры «аль-Уак'иа».
2. Упоминание о четырёх качествах, оставшихся со времён джахилиййи.
3. То, что некоторы из них является неверием.
4. Иногда неверием является то, что не выводит мусульманина из исламской общины.
5. Слова Аллаха из хадиса кудси «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие...» связаны с признанием благ Аллаха и отрицанием их.
6. Осознание веры в данной ситуации.
7. Осознание неверия в данной ситуации.
8. Понимание высказывания «Оправдала надежду такая-то звезда».
9. Постановка учёным вопроса перед обучающимися для того, чтобы привлечь их внимание. Ярким примером этому является вопрос Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?»
10. Суровая угроза плакальщице (нааиха).
Глава 31
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَندَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ﴾
«И среди людей есть такие, которые пидают Аллаху равных, и они любят их так, как любят Аллаха»Из суры аль-Бакара 165 аят.
Всевышний также сказал:
«Скажи: "Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя которого вы боитесь, и жилища, которым вы довольствуетесь, милее вам, чем Аллах, Его посланник и джихада на Его пути, то выжидайте, пока Аллах не отдаст Своего повеления. Ведь Аллах не ведёт людей нечестивых!"»(ат-Тауба, 24).
Анас рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребёнок, отец и все остальные люди». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 1/55, Муслим [44]).
Они же передали другой хадис Анаса: «Посланник Аллаха сказал:
«Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь. (Аль-Бухари 1/56—58, 68 и 12/281, Муслим [43]).
В другом хадисе говорится: Никто не ощутит сладость веры, пока не... Далее текст аналогичен предыдущему.
Ибн Аббас передал:
«Тот, кто станет любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, тем самым обретёт покровительство Аллаха. Раб Аллаха не почувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные Намазы и пост, пока не будет именно так. Сейчас же, братство среди людей стало ради мирской жизни, и это не принесут им никакой пользы».Этот хадис передал Ибн Джарир. (Ахмад 3/430 от Амра ибн аль-Джамуха; слабый хадис. Его упомянул хафиз аль-Хайсами 1/89 от Амра ибн аль-Хамака и сказал, что его передал ат-Табарани в «аль-Кабире», однако в его иснаде Рушдин ибн Саад —-слабый рассказчик).
В отношении же высказывания Всевышнего «...И оборвутся у них связи...»(аль-Бакара, 166) Ибн Аббас сказал: «То есть любовь и привязанность»
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 165 аята из суры «Бакара».
2. Тафсир 24 аята из суры «ат-Тауба».
3. Любовь человека к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, должна быть сильнее его любви к самому себе, своим близким и к деньгам.
4. Отрицание Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, наличия веры в данном хадисе не свидетельствует о выходе из Ислама.
5. Вера имеет свою сладость, которую человек может ощутить, а может и не ощущать.
6. Только четыре действия сердца могут обеспечить человеку покровительство Аллаха и познание вкуса веры.
7. Понимание сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, того, что братство людей чаще бывает ради мирской жизни.
8. Смысл высказывания Аллаха «...И оборвутся у них связи...» (аль-Бакара, 166).
9. Среди мушриков есть такие, кто любит Аллаха сильной любовью.
10.Угроза тому, для кого восемь видов богатства, перечисленных Аллахом, любезнее, чем религия.
11. Кто возлюбил что-то так же сильно, как Аллаха, тот впал в ширк.
Глава 32
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿إِنَّمَا ذَلِكُمْ الشَّيْطَانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءَهُ فَلَا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِي إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ﴾
«Это всего лишь Шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» Из суры Али Имран 175 аят.
Всевышний также сказал:
«Поистине оживляют мечети Аллаха только те, которы веруют в Аллаха и в Последний день, совершают Намаз, дают закят и не боятся никого, кроме Аллаха, такие действительно окажутся идущими верно!» (ат-Тауба, 18).
Он также сказал:
«Есть среди людей такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха", — но когда они страдают ради Аллаха, они испытание людское уподобляют наказанию Аллаха» (аль-Анкабут, 10).
Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему следующее:
«Из признака слабости убеждённости, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за ризк которую тебе дал Аллах, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесёт ризк Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его».(Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Наима; слабый хадис).
Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свой и вызовет гнев людей против него».Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». (Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Наима; достоверный хадис).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 175 аята из суры «Али Имран».
2. Тафсир 18 аята из суры «ат-Тауба».
3. Тафсир 10 аята из суры «аль-Анкабут».
4. Убеждённость (якин) человека может слабеть и крепнуть.
5. Признаки слабости убеждённости, три из которых содержатся в хадисе Абу Саида.
6. Посвящение страха одному Аллах является одним из обязательных религиозных предписаний.
7. Напоминание о награде тому,кто делает это
8. Напоминание о наказаний для того, кто оставляет их.
Глава 33
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِنْ كُنتُمْ مُؤْمِنِينَ﴾
«Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими»
Из суры аль-Мааида 23 аят.
Всевышний также сказал:
«Поистине верующими являются те, у которых сердца трепещут от страха, когда поминают они Аллаха, вера которых увеличивается, когда читаются им аяты Его, и которые уповают на Господа своего...»(аль-Анфаль, 2).
Он также сказал:
«О пророк! Достаточно Аллаха тебе и тем, которые последовали за тобой из верующих»(аль-Анфаль, 64).
Он также сказал:
«А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен...»(ат-Таляк, 3).
Ибн Аббас сказал, что в Коране сказано: "Достаточно нам Аллаха, и Он лучший на Кого можно пложиться!"(Али Имран, 173). Это слова Ибрахима, когда он был брошен в огонь. То же самое сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда услышал от людей: "Народ собрался против вас. Побойтесь же их!" — но это только увеличило их веру..."»(Али Имран, 173).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Упование на Аллаха является обязательным религиозным предписанием.
2. Это является одним из условий веры.
3. Тафсир 2 аята из суры «аль-Анфаль».
4. Тафсир 64 аята из той же суры.
5. Тафсир 3 аята из суры «Развод».
6. Величие этого вырожения, так как Ибрахим и Мухаммад, да будет над ними благословение Аллаха, ответили именно ею в критической обстановке.
Глава 34
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿أَفَأَمِنُوا مَكْرَ اللَّهِ فَلَا يَأْمَنُ مَكْرَ اللَّهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْخَاسِرُونَ﴾
وقوله: ﴿وَمَنْ يَقْنَطُ مِنْ رَحْمَةِ رَبِّهِ إِلَّا الضَّالُّونَ﴾
«Неужели они обезопашены от хитрости Аллаха? В безопасности от хитрости Аллаха чувстует себя только люди потерпевшие убыток» Из суры аль-А’раф 99 аят. Так же, слова Его:«Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» Из суры аль-Хиджр 56 аят.
Ибн Аббас рассказывал, что однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о смертных грехах, и он ответил:
Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на милость (или на помощь) Аллаха и ощущение безопасности от хитрости Аллаха. (Аль-Хейсами 1/104 сказал, что этот хадис передали аль-Баззар и ат-Табарани, а его передатчики хадисов заслуживают доверия).
Ибн Масуд передал так:
«Самые страшные из смертных грехов — это приобщение к Аллаху равных, ощущение безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь (или на милость) от Аллаха». Это передал Абд ар-Раззак в «Маджму' аз-Заваид» аль Хайсами 1/104.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 99 аята из суры «аль-А’раф».
2. Тафсир 56 аята из суры «Аль-Хиджр».
3. Суровая угроза для тех, кто считает себя в безопасности от хитрости Аллаха.
4. Суровая угроза для тех, кто отчаялся в милости Аллаха.
Глава 35
ТЕРПЕНИЕ НА ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЛАХА
ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ВЕРЫ В НЕГО
Всевышний Аллах сказал:
«Не происходит никакого несчастья, иначе как с позволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...»(ат-Тагабун, 11).
Алкама в отношении данного аята сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье, знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому смиряется со случившимся и покоряется». (Аль-Бухари 8/500 от Алкамы от Ибн Масуда; хадис согласован. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в «Фатх аль-Бари» писал: «Абд ар-Раззак привёл его от Ибн Уйайны от аль-А'маша от Абу Зибйана от Алкамы, но не упоминал имени Ибн Масуда»).
В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры:
«Посланник Аллаха сказал: «Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание рода и оплакивание умершего».(Муслим, [67]).
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не из нас тот, кто бьёт себя по щекам, рвёт свою одежду и взывает зовом времён джахилиййи».(Передали Аль-Бухари 3/131 и 132,
Муслим [103]).
Анас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершённый им грех до наступления дня Воскресения». Этот хадис передал ат-Тирмизи (2398); достоверный хадис.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Величина награды зависит от величины испытания. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он посылает ему испытание. Тот, кто проявит довольство, ему будет доволство, а тот, кто проявит негодование, Аллах обратит на него Свое негодование». (Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим. (Ат-Тирмизи (2398), Ибн Маджах [4021]).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 11 аята из суры «ат-Тагабун».
2. Сабр является составной частью веры в Аллаха.
3. Опорочивание рода является неверием.
4. Суровая угроза тому, кто бьёт себя по щекам и рвёт свою одежду, а также обращается с призывом времён джахилиййи.
5. Указание на то, каким оброзом Аллах желает добра Своему рабу.
6. Указание на то, каким оброзом Аллах желает зла Своему рабу.
7. Проявление любви Всевышнего Аллаха к Своему рабу.
8. Запрет негодования.
9. Награда за довольствие испытанием.
Глава 36
О ПОКАЗУХЕ (РИЯ)
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: "Я ведь — лишь человек, подобный вам: ниспослано мне откровение о том, что ваше Божество— Единое Божество. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не приобщает к Нему никого"»(аль-Кахф, 110).
Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Всевышний Аллах сказал: "Я самый богатый из всех сотоварищей. И Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с тем, кого он придал Мне в сотоварищи"». Этот хадис приводится Муслимом. (Муслим (2985), Ибн Маджах [4202]).
Абу Саид передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль? Люди ответили: «Сообщи, о посланник Аллаха!» Он сказал: Это — скрытый ширк: когда человек встаёт на Намаз, специально приукрашивая его, когда видит, что на него кто-то смотрит.Этот хадис приведён Ахмадом. (Ахмад 3/30, Иби Маджа (4204); хороший хадис).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 110 аята из суры «аль-Кахф».
2. Серьёзное предупреждение об отвергании любого праведного деяния, если оно в какой-то степени посвящено не Аллаху.
3. Упоминание причины отвергания этого Аллахом, которая заключается в том, что Он абсолютно ни в чём не нуждается.
4. Так же, причиной является то, что Он лучше всех тех, кого к Нему приобщают.
5.Опасение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу возможности распространения показухи среди своих сподвижников.
6. Он разъяснил это на примере того, как человек молится Аллаху, однако приукрашивает свой Намаз, когда видит, что за ним наблюдают другие.
Глава 37