Кому-либо кроме аллаха является ширком
Всевышний Аллах сказал:
«Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда! Если же ты сделаешь это, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах причинит тебе зло, то никто, кроме Него, не избавит от него, а если захочет Он добра тебе, то никто не отвернёт блага Его. Низводит Он это на кого хочет из рабов Своих, ведь Он — Прощающий, Милосердный!» (Йунус, 106-107).
Всевышний Аллах сказал также:
«...Поистине, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не владеют для вас ризком; просите ризк у Аллаха, и поклоняйтесь Ему, и благодарите Его, ведь к Нему вы будете возвращены!»(аль-‘Анкабут,17).
Всевышний также сказал:
«И кто заблуждается более, чем те, кто взывает помимо Аллаха к тем, которые не ответят им до дня Воскресения и которые молитвам их не внимают? А когда люди будут воскрешены, они окажутся им врагами и откажутся от поклонения им».(аль-Ахкоф, 5-6).
Он также сказал:
«Кто отвечает на зов принужденного, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на Земле? Или какое-то божество вместе с Аллахом? Мало вы размышляете!»(ан-Намль, 62).
Ат-Табарани передал, что «во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был один лицемер, который чинил всяческие козни верующим. Тогда некоторые из них сказали: "Давайте обратимся за помощью к посланнику Аллаха против этого лицемера". Когда об этом стало известно Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал:
Поистине, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха.(Ат-Табарани передал со слов Убады ибн Самита «Маджма’ аз-зауаид» 10/159; недостоверный хадис).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Употребление слова «дуа» после слова «истигъоса» в названии главы является принятым в арабском языке употреблением общего смысла после частного.
2. Тафсир высказывания Аллаха: «Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда!»(Йунус, 106).
3. Это является большим ширком.
4. Если даже самые праведные люди сделают это, ища благосклонности кого-нибудь другого, то они тем самым становятся злотворящими (т.е. мушриками).
5. Смысл последующего аята.
6. Мало того что это является куфром, к тому же не приносит мирскую выгоду.
7. Смысл третьего аята.
8. Просить ризк следует только у Аллаха, точно так же, как испрашивать Рая можно только у Него.
9. Смысл четвёртого аята.
10. Нет более заблуждающегося, чем тот, кто поклоняется или взывает с мольбой не к Аллаху.
11. Тот, к кому взывают помимо Аллаха, не внимает мольбе взывающего, поскольку он не знает об этом.
12. Подобная мольба является причиной гнева того, к кому взывают, по отношению к взывающему, а также его вражды к нему.
13. Такой вид призыва является поклонением в отношений того, к кому обращается этот призыв.
14. Отказ того, к кому взывают, от подобного поклонения.
15. В этом и состоит причина того, что он является самым заблудшиим.
16. Смысл пятого аята.
17. Как ни странно, идолопоклонники считают, что в беде на мольбу ответит только Аллах, и поэтому при любом несчастье они взывают именно к Нему, будучи искренними в своей вере в Него.
18. Защита избранным Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, неприкосновенности таухида и его праведное поведение в отношении Аллаха.
Глава 15
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ(191) وَلاَ يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْرًا وَلاَ أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ﴾
«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, (191) которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?»
Из суры аль-А’раф 191-192 аяты.
Всевышний сказал также:
«Те же, к кому вы взываете помимо Него, не владеют и плевой на финиковой косточке. Если вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы и слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они откажутся от вашего ширка. Подобно Ведающему тебе никто об этом не расскажет» (Фатыр, 13—14).
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Анаса:
«Когда в битве при Ухуде у Пророку рассекли лоб и сломали зуб, он воскликнул: Как может преуспеть народ, который поранил своего Пророка? И тут ему было ниспослано: «Ты не принемаешь никокого решение...» (Али Имран, 128). (Передали Аль-Бухари 7/281, Муслим (1791), а также Ахмад, ат-Тирмизи и ан-Насаи).
Аль-Бухари также приводит хадис Ибн Умара о том, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подняв голову после совершения поясного поклона в последнем ракате утреннего Намаза сказал:
Аллах внял тому, кто Его восхвалил. Господь наш, хвала Тебе!», — произнёс: «О Аллах! Прокляни такого-то и такого-то!
И Аллах ниспослал откровение: «Ты не принемаешь никокого решение...»(Семейство Имрана, 128). (Передал аль-Бухари, 7/281).
В другой ривайе говорится: «Он испрашивал у Аллаха проклятия на Сафвана ибн Умеййу, Сухейла ибн Амра и аль-Хариса ибн Хишама. И было ниспослано: «Ты не принемаешь никокого решение...» (Передал аль-Бухари 7/281).
Абу Хурайра рассказывал: «Когда посланнику Аллаха было ниспослано откровение: «И увещевай ближайших родственников своих...»(аш-Шу’ара, 214), он встал перед нами и произнёс: «О курайшиты! Выкупайте свои души, ибо я ничем не могу вам помочь перед Аллахом! О сыны Абду аль-Мутталиба, я ничем не могу вам помочь перед Аллахом! О Аббас сын Абду аль-Мутталиба, я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом! О Сафиййа, тётя посланника Аллаха! Я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом! О Фатима, дочь посланника Аллаха! Проси у меня что хочешь, но я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом!»(Передал аль-Бухари, 8/368).
Рассматриваемые вопросы:
1. Тафсир двух аятов из суры «аль-Араф» 191-192, и суры «Фарыт» 13-14.
2. История, случившаяся при битве Ухуд.
3. Ду'а кунут во время Намаза господина всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведных последователей, стоявших за ним и говоривших «Аминь!»
4. Все проклинаемые были неверными.
5. Они творили такие действия, которых не делали большинство неверных, в том числе — разбили лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и хотели убить его. Они также надругались над убитыми, хотя те были их родственниками.
6. Аллах ниспослал ему по этому поводу следующий аят: «Ты не принемаешь никокого решение...» (Али Имран, 128).
7. Затем было ниспослано: «...примет ли Он их покаяние, или покарает их...» (Али Имран, 128). И действительно Аллах смилостивился над ними, приняв их покаяние, и они уверовали.
8. Ду'а кунут при беде.
9. Проклинаемые были названы в мольбе по именам и именам их отцов.
10. Проклятие определённого человека при совершении ду'а кунут.
11. Повествование о действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда ему было ниспослано: «И увещевай ближайших родственников своих».(аш-Шу’ара, 214).
12. Усердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в выполнении этого приказа (призыва) не смотря на то, что люди приписали ему состояние ненормальности. То же самое произойдёт, если это сделает какой-либо мусульманин в наши дни.
13. Как близким и дальним родственникам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался с призывом: Я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом!Он даже сказал: О Фатима, дочь Мухаммада!.. Я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом!Если это заявил господин всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, утверждая, что он ничем не может помочь своей дочери, госпоже женщин всех миров, и если человек верит в то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит только правду, а затем посмотрит, что заполняет сегодня сердца знатных людей, то он чётко осознает, что такое таухид и что такое отчуждение от религии.
Глава 16
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿حَتَّى إِذَا فُزِّعَ عَنْ قُلُوبِهِمْ قَالُوا مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ قَالُوا الْحَقَّ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ﴾
«Когда же испуг покинет их сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?». Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий»
Из суры Саба 23 аят.
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Когда Аллах решает какое-нибудь дело на Небесах, то ангелы складывают крылья, проявляя покорства перед Его словами, и это подобно грохота удара цепи о камни, который поражает их. «А когда страх оставляет сердца их, они говорят: "Что сказал Господь ваш?" И отвечают: "Истину, ведь Он — Всевышний, Великий!"» (Саба, 23). Шайтаны же, расположившись один над другим (подобно пальцам кисти рук, как это описал Суфйан ибн Уйейна), украдкой слушают слова Аллаха. Услышав слово, каждый передаёт его тому, кто ниже его, и так далее сверху вниз, пока, в конце концов это слово не произносит колдун или предсказатель. Его носителя может сбить падающая звезда до того, как он передаст его, а может и не успеть сбить его, и тогда он добавляет к этой правде сто неправд. Люди же говорят: "Разве он не сказал нам в такой-то день то-то и то-то?" И правдивое слово, услышанное с Небес, убеждает людей верить ему» (Передал аль-Бухари 8/413, 414 и 8/288).
Наууас ибн Сим'ан, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Посланник Аллаха сказал: "Сотрясаются небеса, когда говорит Аллах, желая передать повеление через Откровение, и всё преисполняется страхом пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик. Услышав это, все обитатели Небес падают ниц пред Аллахом и теряют сознания. Первым поднимает голову Джибриль, и Аллах сообщает ему то откровение, которое Ему угодно. Затем Джибриль проходит через ангелов. Когда он проходит по каждому небу, то ангелы этого неба спрашивают его: "О Джибриль, что же сказал Господь наш?" Джибриль отвечает им: "Истину сказал Он, ведь Он — Всевышний, Великий!" И все они повторяют то, что сказал Джибриль. И доводит Джибриль Откровение туда, куда повелел ему Аллах, Всемогущ Он и Велик"» (Ибн Абу Хатим и ат-Табарани).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 23 аята из суры «Саба».
2. В этом аяте содержится обоснование недействительности ширка, в особенности касающегося праведников. Про этот аят сказано, что он подрубает дерево ширка в самом его основании.
3. Тафсир высказывания Аллаха: «Они ответят: "Истину, ведь Он — Всевышний, Великий!» (Саба, 23).
4. Причина их испрашивания об этом.
5. Джибриль отвечает им после этого: «Он сказал то-то и то-то».
6. Упомянуто, что первым, кто поднимает голову, является Джибриль.
7. Он обращается ко всем обитателям Небес, поскольку они испрашивают его.
8. Все обитатели Небес повергаются ниц пред Аллахом.
9. Небеса содрогаются слыша речи Аллаха.
10. Джибриль передает Божественное откровение туда, куда повелел ему Аллах.
11. Упоминание о подслушивании шайтанов.
12. Описание расположения одних из них над другими.
13. Посылание падающих звёзд.
14. Иногда шайтан сбивается падающей звездой прежде, чем он передаёт откровение нижестоящему, а иногда откровение передаётся до того, как звезда сбивает его, пока оно не доходит таким образом до колдуна.
15. Колдун иногда может говорить правду.
16. Вместе с этой правдой он распространяет сотню неправд и измышлений.
17. Ложь принимается только из-за слова, ниспосланного с Небес.
18. Принятие душами лжи: они цепляются за одно, а целую сотню не берут в расчёт.
19. Одни передают другим ниспосланное слово, заучивают его и руководствуются им.
20. Утверждение Божественных качеств в отличие от ашаритов-муаттилитов и джахмитов.
21. Указание на то, что причиной всеобщего потрясения является страх пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик.
22. Они падают ниц пред Аллахом.
Глава 17
О ЗАСТУПНИЧЕСТВЕ
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:
«Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к их Господу. Нет для них помимо Него покровителя и заступника, — может быть, они будут богобоязненны!»(аль-А’нам, 51).
Он сказал также:
«Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью"»(аз-Зумар, 44).
Всевышний Аллах сказал:
«Кто может ходатайствовать пред Ним, кроме как с позволения Его?»(аль-Бакара, 255).
Он сказал также:
«Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит, пока не дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!» (ан-Наджм,26).
Всевышний сказал:
«Скажи: "Призовите тех, кого вы выдумали вместо Аллаха!" Они не владеют даже весом пылинки — ни на небесах, ни на земле; нет у них там участия, и нет для Него среди них помощника. Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, за кого Он позволит...» (Саба, 22—23).
Абу аль-Аббас Ибн Теймийа сказал: «Аллах отверг всё то, на что надеются мушрики. Он отверг владение собственностью или долей её кем-либо, кроме Него, и наличие у Него помощников. Таким образом, остаётся только заступничество, однако оно возможно только для того, кому Он это дозволит. Господь сказал: «...И они не ходатайствуют ни о ком, кроме того, к кому Он благоволит...» (аль-Анбия, 28).
Подобное заступничество, на которое уповают мушрики, будет абсолютно недействительно в день Воскресения, так как его отверг Коран. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал, что [в день Суда. — Ред.] он придёт и падёт ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему и не начиная с заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, ходатайствуй, и твоё заступничество будет принято»(Аль-Бухари 6/264, 265, 8/300, Муслим (194); это — часть хадиса, получившего название «хадиса о
заступничестве»).
Как-то Абу Хурайра спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслужили твоё ходатайство?» Он ответил:
Это те, кто сказал «нет никго достойного поклонения, кроме Аллаха» искренне от чистого сердца. (Передали аль-Бухари 1/173, 174, ан-Насаи 11/385 и Ахмад 2/373). Такое заступничество, с позволения Аллаха, предоставляется только тем людям, которые были искренными перед Аллахом, и недоступно оно тем, кто приобщает к Аллаху сотоварищей.
Суть этого состоит в том, что Всемогущий Аллах ниспосылает благо Своим искренним рабам, прощая им грехи их через дуа того, кому Он дозволил заступничество, то есть Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, оказывая ему тем самым почесть и удостаивая его «восхваляемого места».
Заступничество же, отвергаемое Аллахом в Коране, это то, в котором замешан ширк, и именно поэтому Аллах определил случаи, когда оно допускается. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что заступничество применимо только в
отношении муваххидов (единобожников) и искренних в религии Аллаха людей.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир аятов из сур: «аль-А’нам», 51, «аз-Зумар», 44, «аль-Бакара», 255, «ан-Наджм», 26 и «Саба», 22—23.
2. Характеристика отвергаемого заступничества.
3. Характеристика утверждённого заступничества.
4. Упоминание великого заступничества пророка, мир ему и благословения Аллаха, удостоенного «восхваляемого места» у Аллаха.
5. Описание действий Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сам не начинает заступничество, а делает это только когда получает на это дозволение Аллаха.
6. Кто является самым счастливым из людей, заслуживших ходатайство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
7. Ходатайство недопустимо в отношении тех, которые приобщают равных к Аллаху.
8. Разъяснение истинной сущности заступничества.
Глава 18
О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
﴿إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ﴾
«Воистину, ты не не ведешь по прямому пути того, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь того, кого пожелает»Из суры аль-Касас 56
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Ибн аль-Мусаййаба от его отца: «Когда Абу Талиб [Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб — дядя посланника Аллаха. — Ред.]был при смерти, к нему пришёл посланник Аллаха. Рядом с умирающим в то время были Абдулла ибн Абу Умаййа и Абу Джахль. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к дяде: "О дядя, скажи: «Нет никого достойног поклонения, кроме Аллаха», — и я приведу эти слова как свидетельство для тебя перед Аллахом". Двое присутствующих при этом спросили Абу Талиба: "Неужели ты откажешься от веры Абд аль-Мутталиба?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал обращаться к умирающему, а присутствующие опять задавали свой вопрос. В конце концов он сказал, что остаётся в вере Абд аль-Мутталиба, отказавшись провозгласить, свидетельство «нет никого достойног поклонения, кроме Аллаха». Тогда Пророк сказал: "Я обязательно буду испрашивать прощения для тебя, если не будет это мне запрещено". Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему:
«Запрещено пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для мушриков, даже если они были им близкими родственниками после того, как им стало ясно, что они — обитатели Огня...»(ат-Тауба, 113).
А в отношении Абу Талиба Аллах ниспослал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следующий аят:
«Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил, а Аллах наставляет на него кого пожелает. Он лучше знает тех, кто идёт по прямому пути»(Рассказ, 56). (Передали аль-Бухари 3/176 и 177, 7/149, 8/258, 389 и 390, Муслим [24]).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир аята «Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил (или тех, для кого ты любишь прямой путь)...»(аль-Касас, 56).
2. Тафсир высказывания Всевышнего: «Запрещено пророку...»(ат-Тауба, 113).
3. Важным вопросом является понимание слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Скажи: "Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха"...»как опровержение тем, кто заявляет о знании этого.
4. Абу Джахль и те, кто были с ним, прекрасно знали, чего хотел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который, войдя, сказал умирающему: «Скажи: "Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха".... Да унизит Аллах тех, кто не понимает из основ Ислама то, чего понимал Абу Джахль!
5. Усердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его воззвании к своему умирающему дяде, чтобы он хотя бы перед смертью принял Ислам.
6. Опровержение тем, кто утверждает что Абу Талиб принял Ислам.
7. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, испрашивал прощения для него, однако прощение не было дано, а самому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было запрещено делать это.
8. Вред дурного общества для человека.
9. Вред возвеличивания предков и знатных людей.
10.Этим руководствуются невежественные люди.
11.Свидетельство того, что деяния оцениваются по заключительным делам. Если бы Абу Талиб сказал то, к чему его призывали, то это принесло бы ему благо.
12.Размышление о глубине этого сомнения в сердцах заблуждающихся, так как в упомянутом хадисе они спорят с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который усиливал и повторял свой призыв именно с этой позиции. Учитывая силу и отчётливость этого сомнения, они ограничились им.
Глава 19