Смысл таухида и свидетельства
«НЕТ БОЖЕСТВА ДОСТОЙНОГО (ПОКЛОНЕНИЯ),
КРОМЕ АЛЛАХА»
Всевышний Аллах сказал:
«Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к своему Господу — кто из них ближе,— надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа следует остерегаться!»(аль-Исра, 57).
Всевышний также сказал:
«И вот сказал Ибрахим отцу своему и народу: "Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто создал меня. Поистине, Он поведёт меня по прямому пути!"»(аз-Зухруф, 26-28).
Всевышний Аллах сказал также:
«Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха...»(ат-Тауба, 31).
Всевышний сказал:
«Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха».(аль-Бакара, 165).
В «ас-Сахихе» Муслима приводится следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Будет неприкосновенным имущество и жизнь того, кто сказал «нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха» и отрёкся от поклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик. (Муслим, 23).
Нижеследующие главы являются толкованием для данной главы.
Глава 7
НОШЕНИЕ КОЛЬЦА, ШНУРКА ИЛИ
БЕЗДЕЛУШКИ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ
БЕДЫ ИЛИ ЕЁ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Тогда расскажите мне про тех, кому вы взываете вместо Аллаха. Если пожелает Аллах причинить мне вред, избавят ли они от Его вреда? Или если Он пожелает мне милость, удержат ли они Его милость?" Скажи: "Довольно мне Аллаха, на Него уповают уповающие!"»(аз-Зумар, 38).
Имран ибн Хусайн рассказывал:
Однажды Пророк увидел одного человека с жёлтым кольцом на руке и спросил его: "Что это такое?" Человек ответил: "Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость". Пророк сказал: "Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрёшь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья". Этот хадис передал Ахмаде неплохим иснадом. (Ахмад 4/445, Ибн Маджах (3531), Ибн Хиббан (1410), (1411), аль-Хаким; достоверный хадис).
Он же приводит хадис Укбы ибн Амира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Тот, кто повесил на себя амулет (и связал свое сердце с ним), (Пусть) Аллах не даст ему благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину (и связал свое сердце с ним), (Пусть) Аллах не даст ему спокойствие". (Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), Аль-Хаким 4/417 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
В другой ривайе говорится:
"Кто повесил на себя амулет (и связал свое сердце с ним), тот совершил ширк". (Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417; достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим передал, что «Хузейфа, увидев на руке одного человека шнурок. Он надел его, чтобы вылечиться от лихорадки. Хузейфа сорвал этот шнурок и прочитал аят: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!»(Йусуф, 106).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Недопустимость ношения колец, шнурков и других амулетов, так как это считается ширком.
2. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что сподвижник, о котором говорится в хадисе, не достиг бы счастья, если бы умер с кольцом на руке. Это подтверждает высказывание сподвижников о том, что малый ширк хуже смертных грехов.
3. Невежество не может служить этому оправданием.
4. Амулет не только не приносит пользы в этом мире, но и вредит, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...ибо оно лишь увеличивает твою слабость.
5. Порицание тех, кто поступает подобным образом.
6. Разъяснение того, что каждый, кто носит что-либо подобное (и связывает свое сердце с ним), будет доверян этому предмету.
7. Провозглашение мушриком того, кто надел на себя амулет.
8. Подвязывание шнурка от лихорадки также является ширком.
9. Чтение Хузейфой аята свидетельствует о том, что сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, использовали аяты Корана, относящиеся к большому ширку, в качестве доказательства для выявления и осуждения малого ширка, как упомянул об этом Ибн Аббас в отношении аята из суры «аль-Бакара».
10. Навешивание на себя ракушку от сглаза также является ширком.
11. Дуа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, против того, кто повесил на себя амулет, с тем чтобы Аллах не дал ему благого конца, и того, кто повесил на себя ракушку, с тем что бы Аллах не дал ему спокойствие, означает, что Аллах отказался от таких людей.
Глава 8
О ЗАКЛИНАНИЯХ (РУКИЯ) И АМУЛЕТАХ (ТАМИМА)
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Башира аль-Ансари о том, что «он сопровождал посланника Аллаха в некоторых его поездках. Пророк посылал гонца с приказом снять с шей верблюдов все ожерелья (из тетивы)[2], и чтобы не осталось ни одного ожерелья, которое не было бы сорвано». (Аль-Бухари 6/98, Муслим (2115), Абу Дауд (2552), Ахмад 5/216, Малик 2/937).
Ибн Масуд рассказывал:
«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком». Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд. (Абу Дауд (3883), Ибн Маджах (3530), Ахмад 1/381. Аль-Хаким 4/418 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
Тамима(амулеты) — это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Если они представляют собой аяты из Корана, то некоторые из салафов позволяли носить их, а некоторые не разрешали этого, считая запретным. Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Масуд.
Рукия (заклинание) так же его называют «‘Aзааим». Разрешенным является те виды рукия, которые не содержат ширка, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил пользоваться заклинаниями против дурного глаза и укуса змеи или скорпиона.
Тиуаля (привораживание) – вид колдовства, которую совершают люди и заявляют, что оно, якобы, заставляет женщину полюбить мужа, а мужчину — полюбить жену.
Абдулла ибн Укейм передал следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Тот кто повесил на себя что-то (и связал свое сердце с ним), вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. (Ахмад 4/211, ат-Тирмизи (2073); хороший хадис).
Ахмад передал следующие слова Руайфи’а:
«Посланник Аллаха сказал мне: О Рувайфи’, возможно, ты долго проживёшь. Поэтому передай всем, что если кто будет переплетать бороду, носить ожерелье из тетивы либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад отрёкся от этого человека».(Абу Дауд (36), ан-Насаи 8/135, Ахмад 4/108, 109; достоверный хадис).
Сайд ибн Джубейр сказал:
Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба.Этот хадис рассказал Уакиа.
По этому же поводу Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Они (саляфы. — Ред.) запрещали любой амулет, будь то аяты Корана или нет».
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ;
1. Смысл понятий «рукия» и «тамима».
2. Смысл понятия «тиуаля».
3. Все эти три понятия относятся к ширку.
4. Исключением является только заклинание из Слов Истины от дурного глаза и укуса (змеи или скорпиона).
5. Если амулет представляет собой аяты Корана, то мнения учёных по поводу того, является ли это ширком или нет, разделились.
6. Навешивание ожерелий из тетивы на верховых животных является ширком.
7. Грозное предупреждение тому, кто повесил на себя ожерелье из тетивы.
8. Достоинства награды того, кто сорвал с человека амулет.
9. Слова Ибрахима не противоречат сказанному выше, поскольку он имел в виду последователей Абдуллы ибн Масуда.
Глава 9