Категорический императив И.Канта – это основной закон
а) нравственности
б) религии
в) искусства
г) науки
Суть научной революции в концепции Т.Куна составляет:
а) смена научно-исследовательских программ
б) смена парадигм
в) появление новаторских методов исследования
г) смена поколений в научном сообществе
«Производство сознания в определенной общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом» – это определение:
а) искусства
б) науки
в) религии
г) духовного производства
Хронологическая последовательность возникновения мировых религий:
а) христианство, ислам, буддизм
б) буддизм, ислам, христианство
в) ислам, буддизм, христианство
г) буддизм, христианство, ислам
Главная функция искусства:
а) эстетическая
б) воспитательная
в) аксиологическая
г) познавательная
Может ли закон быть неправовым?
а) Нет, поскольку право – это и есть система законов.
б) Нет, поскольку любой закон устанавливает правовую норму.
в) Да, если закон не соответствует международному праву.
г) Да, если закон нарушает неотчуждаемые права человека.
В рамках какого философского направления родилась аксиология – философская теория ценностей:
а) позитивизм
б) марксизм
в) неокантианство
г) постмодернизм
К мировым религиями относятся:
а) синтоизм, иудаизм, ислам
б) буддизм, христианство, ислам
в) православие, индуизм, ламаизм
г) джайнизм, даосизм, конфуцианство
Философское направление, утверждающее, что существование человека предшествует его сущности:
а) марксизм
б) фрейдизм
в) экзистенциализм
г) постпозитивизм
Какое философское направление рассматривает свободу как способ бытия человека:
а) марксизм
б) фрейдизм
в) экзистенциализм
г) позитивизм
Суждение «Человек – это политическое животное» сформулировал
а) Сократ
б) Аристотель
в) Локк
г) Ницше
Религию отличает от мифологии:
а) вера в сверхъестественное
б) большая достоверность представляемой картины мира
в) наличие культа
г) большая древность
Тотемизм, фетишизм, магия – это
а) ранние формы религиозности
б) национальные религии
в) специфические восточные культы
г) религиозные секты
Функция, общая для науки и религии:
а) иллюзорно-компенсаторная
б) социально-терапевтическая
в) мировоззренческая
г) интегрирующая
Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности – это:
а) антропоцентризм
б) антропоморфизм
в) гуманизм
г) антропогенез
«Золотое правило нравственности» гласит:
а) (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе
б) не убий
в) возлюби ближнего своего как самого себя
г) не верь, не бойся, не проси
Формулируя тезис: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений», К.Маркс имел в виду, что:
а) человек – это марионетка в руках общества;
б) сущность человека социальна, а не биологична;
в) оригинальность личности не более чем иллюзия;
г) изменение общественных отношений меняет личность.
Афоризм «свобода есть познанная необходимость» впервые сформулировал:
а) Аристотель
б) Спиноза
в) Гегель
г) Маркс
Профессиональные этические кодексы (медиков, юристов, бизнесменов и пр.) необходимы, потому что:
и) традиционные моральные нормы устарели
к) профессиональные требования вступают в противоречие с обычными мо-ральными нормами
л) современность характеризуется общим падением нравов
м) этого требуют соображения престижа конкретной профессии
Философское учение о морали:
а) этика
б) этикет
в) этос
г) этология
Человек обречен на свободу, свобода – это его трагическое бремя – таков смысл по-нимания феномена свободы в
д) марксизме
е) неопозитивизме
ж) экзистенциализме
з) фрейдизме
Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т. д.), в противоположность типовым чертам, – это:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность;
г) субъект.