Античный философ, сфокусировавший философствование на проблеме человека под девизом «Познай самого себя»
Создатель формальной логики
а) Аристотель
б) Платон
в) Демокрит
г) Сенека
Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:
а) человека
б) первоначала
в) Бога
г) счастья
Античный философ, сфокусировавший философствование на проблеме человека под девизом «Познай самого себя»
а) Фалес
б) Гераклит
в) Сократ
г) Аристотель
Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:
а) материализм,
б) объективный идеализм,
в) субъективный идеализм,
г) агностицизм.
Представитель диалектической традиции в античной философии:
а) Фалес.
б) Гераклит.
в) Демокрит.
г) Эпикур.
Представитель атомизма:
а) Аристотель.
б) Гераклит.
в) Демокрит.
г) Платон.
Автор апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.:
а) Гераклит.
б) Зенон Элейский.,
в) Сократ.
г) Аристотель.
В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существую-щего: материальная, формальная, действующая; целевая.
Укажите недостающую в этом перечне первопричину.
«Добродетель есть знание. Дурные поступки порождаются незнанием», - считал:
а) Платон
б) Сенека
в) Эпикур
г) Сократ
«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.» Такое умозаключение называется
а) апорией
б) антиномией
в) софизмом
г) диалектикой
Высказывание «Все есть число» выражает суть философского учения
а) Фалеса
б) Платона
в) Пифагора
г) Аристотеля
Высказывание: "Покорного судьба ведет, а непокорного - тащит" выражает пози-цию
а) скептицизма
б) платонизма
в) стоицизма
г) атомизма
Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, раз-работал:
а) Платон.
б) Сократ.
в) Эпикур.
г) Аристотель.
Учения античных философов Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена принято объеди-нять под названием «школы»
а) Милетской
б) Элейской
в) Афинской
г) Стоической
Высказывание "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют" приписывают
а) Гераклиту
б) Сократу
в) Аристотелю
г) Протагору
Философский реализм – это философское направление:
а) адекватно воспроизводящее реальность
б) утверждающее, что реальным существованием обладает только общее, а не единичные вещи
в) утверждающее, что реальны только единичные вещи
г) отстаивающее материалистическую позицию
Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:
а) соотношение веры и разума;
б) создание мира Богом;
в) универсалий;
г) двойственности природы человека (божественной и земной)
Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?
а) эмпиризм и рационализм;
б) диалектика и метафизика;
в) реализм и номинализм;
г) скептицизм и агностицизм.
В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:
а) человека
б) космоса
в) Бога
г) природы
Номинализм - это философское направление:
а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;
б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;
в) отрицающее возможность познания внешнего мира;
г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.
Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:
а) разума
б) чувства
в) интуиции
г) долга
Тип религиозного философствования в России развивал
а) Герцен,
б) Соловьев,
в) Чернышевский,
г) Данилевский.
«Общее дело» в философии Н.Ф.Федорова:
а) осуществление социалистических преобразований;
б) борьба против смерти и воскрешение мертвых;
в) изгнание из Царьграда басурман;
г) примирение и объединение Востока с Западом.
В динамической концепции личности З.Фрейда выделены три слоя человеческой психики. Первые два принято обозначать словами “Я” (Ego), Сверх-Я (Super-ego). Тре-тий же именуется
а) Не-Я;
б) Контр-Я;
в) Оно;
г) Абсолютное Я.
Постпозитивизм можно рассматривать как философию:
а) науки;
б) обыденной жизни;
в) социальных систем;
г) языка.
Понятие, означающие «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»:
а) научные парадигмы;
б) научные теории;
в) научные схемы;
г) научные революции.
Синергетика - это
а) общая теория систем;
б) теория поведения систем с положительной или отрицательной обратной свя-зью;
в) теория экосистем, экологических единиц биосферы;
г) теория самоорганизации открытых неравновесных систем.
Иллюстрацией действия диалектического принципа отрицания отрицания может служить пример:
а) Семя - растение - семя.
б) Зима - лето - зима.
в) Работа - отдых - работа.
г) Вода - лед - вода.
У античного философа Платона идеи (эйдосы) составляют бытие, а материя объявляется небытием, потому что:
а) это следовало из греческой мифологии;
б) только идеи обладают свойствами единства, неделимости, неизменности, неуничтожимости, т.е. представляют собой некий абсолют;
в) только мир идей дан человеку непосредственно и весь сразу (в его голове);
г) в античном обществе духовные ценности преобладали над материальными.
Субстанциальная концепция бытия преобладала в философии:
а) в Средневековье (Ф.Аквинский, Августин Блаженный);
б) в XVII веке (Декарт, Спиноза);
в) в эпоху Просвещения (XVIII в. - П.Гольбах, Ж.Ламетри);
г) в ХХ в. (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр).
Прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, не значимых для субъекта свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования – это
а) анализ
б) индукция
в) индукция
г) абстрагирование
Познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы – это:
а) анализ,
б) синтез,
в) индукция,
г) абстрагирование.
Форма рациональной ступени познания:
а) понятие
б) представление
в) ощущение
г) восприятие
Суть корреспондентской теории истины:
а) Истина - это знание, соответствующее действительности.
б) Свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо.
в) Истина - результат условного соглашения, исходящего из соображений удобства, простоты и т.д.
г) Истинность есть непротиворечивость знания, его внутренняя согласован-ность.
Агностицизм – это:
а) Признание принципиальной непознаваемости окружающего мира.
б) Теория познания.
в) Отрицание сотворения мира Богом.
г) Признание относительности любого человеческого знания.
Истина
а) объективна, абсолютна, абстрактна;
в) субъективна, относительна, абстрактна;
г) объективна и субъективна, абсолютна, конкретна;
д) объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна, но не абстрактна.
Познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы – это:
а) анализ,
б) синтез,
в) индукция,
г) абстрагирование.
Форма чувственной ступени познания:
а) понятие
б) суждение
в) представление
г) умозаключение
Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных случаев – это:
а) дедукция;
б) индукция;
в) аналогия;
г) анализ.
Автор принципа фальсификации:
а) Т.Кун
б) Л.Витгенштейн
в) И.Лакатос
г) К.Поппер
«Только то знание может претендовать на статус научного, которое в принципе опровержимо» - так формулируется принцип:
а) верификации
б) дополнительности
в) фальсификации
г) единства и борьбы противоположностей
Создатель формальной логики
а) Аристотель
б) Платон
в) Демокрит
г) Сенека
Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:
а) человека
б) первоначала
в) Бога
г) счастья
Античный философ, сфокусировавший философствование на проблеме человека под девизом «Познай самого себя»
а) Фалес
б) Гераклит
в) Сократ
г) Аристотель
Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:
а) материализм,
б) объективный идеализм,
в) субъективный идеализм,
г) агностицизм.
Представитель диалектической традиции в античной философии:
а) Фалес.
б) Гераклит.
в) Демокрит.
г) Эпикур.
Представитель атомизма:
а) Аристотель.
б) Гераклит.
в) Демокрит.
г) Платон.
Автор апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.:
а) Гераклит.
б) Зенон Элейский.,
в) Сократ.
г) Аристотель.
В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существую-щего: материальная, формальная, действующая; целевая.
Укажите недостающую в этом перечне первопричину.
«Добродетель есть знание. Дурные поступки порождаются незнанием», - считал:
а) Платон
б) Сенека
в) Эпикур
г) Сократ
«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.» Такое умозаключение называется
а) апорией
б) антиномией
в) софизмом
г) диалектикой