Как одно из высших достижений жанра
1. Устройство греческого театра и театральных представлений.
2. Происхождение греческой трагедии и ее структура.
3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».
4. Миф об Атридах как основа трилогии.
5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.
6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.
7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.
Тексты
Эсхил. Орестея.
Исследования
Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—
М.,1958. Кн. 1.
Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.
Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —
М.,1982.
Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)
«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)
1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?
2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?
«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)
1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?
2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?
«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)
1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?
2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?
3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
Занятие 4.
Древнегреческая трагедия.
Софокл «Царь Эдип», «Антигона».
1. Образы трагических героев в драмах Софокла.
1. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»:
а) мифологическая основа трагедии;
б) комплекс «трагической вины» в произведении Софокла (объективные
и субъективные причины вины главного героя);
в) проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема
власти в трагедии).
2. Эволюция классической трагедии в творчестве Эсхила и Софокла.
Тесты
Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).
Исследования
Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.
Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.
Теперик Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.
Занятие 5
Древнегреческая трагедия.
Еврипид «Медея», «Ипполит».
Римская трагедия. Сенека «Федра».
1. Новаторская роль Еврипида в античной драматургии.
2. Анализ трагедии «Медея»:
а) миф и отступление от традиционной мифологической формы;
б) образ главной героини, особенности трагического конфликта.
3. Анализ трагедии «Ипполит»:
а) как трансформируется в трагедиях Еврипида комплекс «трагической вины»?
б) образы богов в трагедии Еврипида, их функции.
4. Интерпретация мифологического сюжета в трагедии Сенеки «Федра», отражение в ней философии стоицизма.
Тексты
Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).
Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).
Исследования
Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.
Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.
Занятие 6.
Древнеаттическая комедия Аристофана
1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры
2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:
1) тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»),
2) тема власти и народа («Всадники»),
3) философские и педагогические идеи времени («Облака»).
3. «Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа:
1) условно-фантастический характер фабулы,
2) пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов,
3) агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора,
4) функции и образ хора.
4. Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.
Тексты
Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.
Исследования
Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.
Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.
Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.
Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. —М.,1994, Т.2. Гл. VIII.
Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)
1. Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?
2. Как при этом меняются положение и роль главного героя?
3. Какова в эписодиях роль хора?
«Лягушки» (Агон)
1. Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона?
2. Почему комедия содержит большой, разросшийся агон?
3. Какова в агоне роль бога театра Диониса?
4. Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга?
5. Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии?
6. В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии?
7.