Критерии профессионализма и результативности в социальной работе. Порядок, утвержденный приказом УФГСЗН по Ростовской области от 12.10. 2006 г.
№ п/п | Показатели, характеризующие квалификацию и деловые качества работников, результативность их труда | Категории служащих | ||
руководители | специалисты | др. служ. | ||
1. | Образование: | + | + | + |
наличие высшего образования; | + | + | ||
желание постоянно повышать свой профессиональный уровень. | + | + | + | |
2. | Стаж работы по специальности (с указанием отработанного периода времени (в годах)): | + | + | + |
в службе занятости населения; | ||||
в иных учреждениях, организациях (предприятиях) бюджетной сферы; | ||||
в иных учреждениях, организациях (предприятиях). | ||||
3. | Профессиональная компетентность: | |||
3.1. | Знание необходимых нормативных актов, регламентирующих деятельность службы занятости населения | + | ||
3.2. | Знание отечественного и зарубежного опыта | + | + | |
3.3. | Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей | + | + | |
3.4. | Качество выполненной работы | + | + | + |
3.5. | Способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем | + | + | |
3.6. | Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы | + | + | + |
3.7. | Интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы) | + | + | + |
3.8. | Умение работать с документами (информацией) | + | + | + |
3.9. | Способность прогнозировать, планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных | + | + | |
3.10. | Способность в короткие сроки осваивать компьютерные программы, оргтехнику, технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы | + | + | + |
4. | Служебная этика, стиль общения с коллегами, гражданами, обращающимися в службу занятости населения, работодателями: | + | + | + |
4.1. | отсутствие жалоб, заявление и обращений от граждан и работодателей на стиль работы | + | + | + |
4.2. | наличие благодарных откликов со стороны граждан и работодателей на стиль работы | + | + | + |
5. | Способность к творчеству, предприимчивость | + | + | + |
6. | Способность к самооценке | + | + | + |
7. | Исполнительская дисциплина | + | + | + |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ответы специалистов по социальной работе на полузакрытый вопрос «Выберите наиболее значимые критерии результативности и профессионализма в социальной работе»
№ | Критерии профессионализма и результативности: | Относительная частота выборов |
1. | Образование и стаж работы | 45 % |
2. | Знание нормативно-правовой базы | 85 % |
3. | Знание отечественного и зарубежного опыта | 10 % |
4. | Самостоятельность, своевременность и высокое качество выполняемой работы | 70 % |
5. | Умение адаптироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях | 34 % |
6. | Ответственность и интенсивность труда | 70 % |
7. | Прогностические, аналитические, управленческие умения | 27 % |
8. | Знание ТСО, способность осваивать ТСО в короткие сроки | 32 % |
9. | Умение работать с документами (информацией) | 80 % |
10. | Обучаемость | 31 % |
11. | Профессиональная этика, в т.ч. - отсутствие жалоб - наличие благодарственных откликов клиентов | 70 % |
44 % | ||
16 % | ||
12. | Творчество | 13 % |
13. | Исполнительская дисциплина | 85 % |
14. | Способность к самоконтролю и самооценке | 65 % |
15. | Способность налаживать доверительные отношения с клиентами, коллегами, руководством | 52 % |
16. | Любовь к людям, альтруизм | 80 % |
17. | Любовь к профессии | 61 % |
18. | Профессиональное призвание, интуиция | 60 % |
19. | Другое (дополните список значимыми критериями) | - |
ТЕСТЫ ПО МОДУЛЮ 3
1. Деонтология в социальной работе – это:
B. Комплекс профессиональных, правовых, морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга
C. Комплекс профессиональных, правовых, морально-этических правил, составляющих понятие этикета социального работника
5. Выберите из списка основные функции этики социальной работы:
A. Регламентирующая
B. Воспитательная
C. Коммуникативная
D. Стабилизирующая
E. Информационная
F. Историческая
6. Международный устав этики профессиональных социальных работников принят МФСР:
A. В 1976 году
B. В 1986 году
C. В 1975 году
D. В 1985 году
7. Профессиональная этика возникает как:
A. Практика, предшествующая научной теории о профессиональной этике
B. Теория, предшествующая практической деятельности
8. Международный устав этики профессиональных социальных работников принят МФСР в 1976 году и является:
A. Обязательным к исполнению во всех странах мира
B. Рекомендательным документом
9. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят на Всероссийской конференции членов Межрегиональной Ассоциации работников социальных служб:
A. 22 мая 1994 года
B. 22 мая 1996 года
C. 22 мая 2000 года
10. Этика профессиональной деятельности (профессиональная этика) как раздел общей этики, изучающий профессиональную мораль специалистов, получила признание с середины _______ века, хотя спонтанно развивалась с глубокой древности в рамках философии, этики, теологии, а так же социальной и профессиональной практики
11. Сопоставьте компоненты этики (1,2,3) и их содержание (А,В,С):
1. Общая этика
2. Профессиональная этика
3. Этическая система каждой отдельно взятой профессии
A. Требования и нормы являются основополагающими для профессионально-этических систем всех видов профессиональной деятельности.
B. Систематизирует и конкретизирует требования общей этики, господствующей в обществе этической системы применительно к сфере профессиональной деятельности.
C. Конкретизирует требования профессиональной морали с учетом специфики каждой отдельной профессии.
12. ______________ представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой
13. Соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностейвыражает ____________________ личности перед кем-либо (в том числе и перед собой).
14. Деонтологические конфликты в социальной работе проявляются в частных формах:
A. Между интересами общества и клиента
B. Между интересами общества и профессионального сообщества
C. Между интересами клиента и профессионального сообщества
D. Между интересами негосударственных социальных служб
15. Конфликт между интересами общества и профессиональной группы, клиента и профессиональной группы:
A. должен решаться с позиций корпоративного эгоизма
B. не должен решаться с позиций корпоративного эгоизма
16. __________________________ - это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением
17. __________ профессионально-этического кодекса социальной работы - содействие воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы.
18. Основная _______ профессионально-этического кодекса социальной работы - обеспечение регуляции и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы
19. В примерную структуру профессионально-этического кодекса социальной работы не входит:
A. Преамбула
B. Требования к сущности и содержанию деятельности профессиональной группы (ценности и идеалы)
C. Требования к сущности и содержанию деятельности специалиста (нормы и принципы)
D. Список использованных источников
20. Наиболее известная декларация о ценностях и этике, которой руководствуются все современные социальные работники, это профессионально-этический кодекс, принятый Международной Ассоциацией социальных работников и называющийся:
A. «Этика социальной работы: принципы и стандарты»
B. «Этический Кодекс Социальной работы»
C. «Этика социального работника»
21. К числу основных характеристик профессионально-этического кодекса социальной работы:
A. Соответствие потребностям общества и профессиональной группы
B. Соответствие потребностям общества
C. Соответствие потребностям профессиональной группы
22. К дополнительным разделам профессионально-этического кодекса социальной работы относятся разделы:
A. Об оказании платных услуг
B. Об обжаловании решений социальных работников в арбитражном суде
C. О правилах пользования общественным транспортом
23. К основным разделам профессионально-этического кодекса социальной работы относятся разделы:
A. Требования к качествам личности специалиста
B. Требования к оснащению рабочего места специалиста
C. Требования к внешнему виду специалиста