Единство и многообразие общественной жизни. Критерии и особенности исторического прогресса. Формационный цивилизационный и социальнокультурный подходы к анализу истории общества.
Единство общественной жизни определено единством биологической, социальной и духовной организации человека. Труд по отношению ко всей истории человечества есть "вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он... обш всем ее общественным формам"244. Формирующиеся в процессе труда общественные связи и отношения, сознание и язык явились теми общими силами, которые превратили обезьяноподобное существо в человека.
Проявления единства исторического процесса разнообразны: установление экономических и иных связей между странами, развитие товарно-денежных отношений, что стимулирует подвижность населения, консолидацию народностей, рост городов. Факторами интеграции выступают машинная техника, транспорт, наука, образование, обмен информацией и культурными ценностями, общее использование исторически оправдавших себя рынка, стандартов и норм демократии.
Разнообразие, плюрализм базируются на признании противоречий как источника общественного развития. Чтобы между элементами общества (личностями, институтами одного уровня, например, экономическими субъектами, политическими партиями и т. д.) были соревнование и борьба как источник прогресса, они должны быть автономными и равноправными. Единство и многообразие не действуют разобщенно. В отдельном человеке заложены черты типизации и уникальности. Человек и социум как формы бытия Универсума есть единство многообразия. Единство человеческого рода, общая направленность исторического процесса сочетается с сохранением самобытности этносов, разнообразием путей развития всемирной ис-. тории, наличием возможностей исторического выбора, необходимостью строгого учета конкретных исторических условий деятельности, отказом от однолинейности.
Духовные и исторические посылки общественного прогресса.
Ход истории человечества обнаруживает, что в общественном развитии имеются восхождение (прогресс), цикличность (повторение) и деструктивные процессы (регресс). Идея "прогресса - регресса - цикличности" обусловлена историческим развитием общества.
Теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) в своем "Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума" доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества
К. Маркс, опираясь на гегелевские принципы, подчеркивал внутреннюю противоречивость социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению о конечном совершенном состоянии ("царство свободы"), которое завершает социальную эволюцию ("царство необходимости", "предысторию"). Гегель и Маркс как классики диалектики, проводя идею конечного совершенства, изменяли диалектике*. Ведь достижение совершенного, непротиворечивого общества в принципе невозможно, а историческая необходимость и свобода всегда являются единством взаимодействующих противоположностей (см. 15.5 ).
В настоящее время формируется подход к изучению развития сложных социальных систем, который исходит из волнообразного характера их эволюции, Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития, усложнение социальной системы, а с другой - наличие сменяющих друг друга волн изменений.
В прошлом при всем многообразии социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый исторический период было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости, войн, гибели государств и целых человеческих популяций. В настоящее время наряду с традицией прогрессивного понимания истории сильны позиции сторонников социального круговорота (теории локальных цивилизаций) и, в связи с обострением глобальных проблем, социальной деградации и даже конца цивилизации. Мировоззрение современного человека зачастую становится эклектичным, ибо перед лицом возможности общей гибели идет "перебор" вариантов и поиск объединяющего принципа, который служил бы обоснованием идеи выживания. Конечно, в целом поступательное развитие общества отнюдь не исключает тенденции попятного движения. Преодоление мировоззренческого эклектизма в понимании прогресса и обретение смысла в истории возможно на пути четкого выявления критериев общественного прогресса.