Закон единства и борьбы противоположности.
Диалектические противоположности
Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории "противоположность", "противоречие", "единство", "борьба противоположностей", "тождество", "различие".
Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в антиномиях. Антиномии, по Канту, - это противоположения (тезис и антитезис), которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Примеры противоположений: 1. Мир конечен -мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3. В мире господствует необходимость (детерминированность) - в мире существует свобода. 4. Имеется первопричина мира (Бог) - отсутствует первопричина сущего.
Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. При этом ни одну из сторон нельзя квалифицировать как отрицательную. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненнонеобходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, производственной эффективности и социальной защищенности, социального равенства и различий в доходах.
Наличие противоположностей вытекает из дифференциации. Она - способ и условие развития. Дифференциация в микромире на виды элементарных частиц и виды взаимодействия есть условие образования атомов, а затем и молекул. Дифференциация на' разнородные химические элементы (в частности, на металлы и неметаллы) - условие образования сложных химических соединений, а в конечном счете - возникновения жизни. Деградация (антипод дифференциации) характеризует разрушение сложных структур, возрастание однородности и однообразия.
Борьба противоположностей и ее стадии
Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их "взаимоотрицание". "Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения"113. Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово "борьба" употребляется метафорически.
Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие**. К. Маркс между тождеством и различием (на примере развертывания стоимостного отношения) дополни-
Здесь мы мысленно отвлекаемся от того, что борьба (взаимодействие) противоположностей не существует вне их единства.
Этапы взаимодействия сторон целого - тожде-|ства, двойного существования, различия, противоположности и собственно противоречия - вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.
В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита "Война - отец всех вещей".
Акцент на единство противоположностей направляет мысль на осознание того, что на место нескончаемой борьбы - классовой, межнациональной, межгосударственной и т. д. - заступают поиски терпимости во всех опасных направлениях, нахождения взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.
Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно**. Между тем в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчи вость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты "единства" и "борьбы" противоположностей ошибочно.
Закон отрицания отрицания.
Диалектика отрицания
Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости определенных сторон старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.
В философской классике отрицание связывалось с представлениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. "Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно ..., противоречащее себе не переходит в ... ничто..."117. Только сила отрицания от всего прошедшего, - писал Чернышевский, - создает нечто новое и лучшее.
Ряд философских направлений упрощенно трактует отрицание: как вечный круговорот явлений в мире; как прямолинейный прогресс; как движение вспять; как разрушение, наступление нигилизма (например, в концепциях социального пессимизма Ф. Ницше и О. Шпенглера); как имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания. Приверженцы "негативной диалектики" (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер и др.) сузили сферу действия отрицания только до социальных процессов.
Реально отрицание носит всеобщий характер. "Для диалектической философии, - отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения"118.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).
Механизм действия закона отрицания отрицания.
В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому".
Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности.
Преемственность, сохранение старого в новом выражаются в следующем:
1. Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.
2. Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.
3. Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, несмотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отрицания, как трансформация, где происходит переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т. д.; этапы изменения труда: ручной, частично механизированный, комплексно механизированный, автоматизированный.