Сознание и язык . Комуникация как условие стан овления развитых фоорм сознания. Герменевтика и ее роль в современной философии.
Переход от биологического приспособления к среде на социальное ее преобразование менял основную функцию отражения: из программы, обеспечивающей приспособительную биологическую активность, она на уровне сознания превращается в программу, управляющую, на основе воли, общественно-трудовой деятельностью.
Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Сознание обеспечивает человеку прояснение смысложизненных проблем: для чего (и достойно ли) он живет, есть ли цель в его существовании и т. п. Сознание - особое состояние человека, в котором ему доступен и мир и он сам. Через сознание человек выделяет себя из природы, из сообщества других людей. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накопленного опыта. Сознание - целостная, мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь. Физиологической основой этого единства является взаимодополняемость левого и правого полушарий головного мозга, контролирующих логическое и ценностно-эмоциональное освоение действительности.
В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства.
1. Оно универсально, т. е. потенциально способно отражать любые свойства предметов, вовлекаемых в деятельность. 2. Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности.
3. Объективность сознания сочетается с его субъективностью. 4. Сознанию присуща способность целеполага-н и я, предварительного создания идеального проекта будущего результата. 5. Сознание потенциально "заряжено" творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового.
6. Сознание обладает неразрывной связью с языком. Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно.
Выделяются два типа сознания - обыденное и теоретическое.
Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, выступает как эмпирическое отражение внешней стороны действительности, направлено прежде всего на получение непосредственной пользы для индивида. Данное сознание расплывчато, четко не систематизировано, это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии.
Теоретическое сознание выступает как отражение существенных связей и закономерностей действительности. Теоретические знания систематизированы, нацелены на выяснение истины, хранятся и передаются в знаковой форме - научных текстах, формулах, чертежах.
Различаются два уровня общественного сознания - общественная психология и идеология.
Оба уровня сознания взаимодополняют друг друга. Решающую роль играют условия жизни, способствующие формированию общественной психологии. Общественная идеология в идеале должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного (не искусственно конструируемого из ничего, а имеющего традиции и культурно-исторические корни) образа жизни. И далее общественная психология призвана еще раз закрепить осознанное идеологией.
Структура общественного сознания выражается, помимо типов и уровней, в его формах. Выделяются определенные критерии разграничения форм сознания:
а) по предмету отражения.
б) по формам отражения.
в) по особенностям своего развития
г) по выполняемым ими социальным функциям.
В современном мире роль духовности возрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного сознания. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их развитии. Наряду с известными классическими (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание) вычленяются новые формы сознания. Ранее считалось, что политическое сознание отражает не только политическую жизнь общества, но и экономическую, ибо политика есть концентрированное выражение экономики. Но ведь экономика и политика, решая общие задачи, вместе с тем специфичны. В связи с развертыванием НТР, повышением роли экономических стимулов развивается экономическое сознание.