Философский смысл категории бытия . Многообразие форм бытия.
Проблема бытия - исходная в философских размышлениях. При постановке этой проблемы мысль порой достигает высшего абстрагирования и обобщенности от единичного, преходящего. Окружающий мир, природный и социальный, заставляет людей задумываться над непроясненными данностями сущего. Чтобы понять смысл бытия, необходимо выявить, какие корни имеет данная проблема в реальной жизни человечества. Рассмотрим основные направления постижения бытия в предфилософии и в истории движения философской мысли.
1. Подчиненность человека непонятным ему природным и социальным силам, поначалу господствовавшее религиозно-мифологическое сознание* предопределили теистическое толкование всего существующего. Религии удваивают мир, указывают человеку на превосходящие его силы, а эмпирическая реальность предстает как проекция Бога или богов. Еще древнегреческие философы утверждали: "Все полно богов".
2. К теистическому толкованию сущего примыкает пантеистическое. Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевленных стихиях. В ряде учений бог, осуществив первотолчок, оказывается излишним в дальнейшем меняющемся бытии. Пантеизм постепенно становился лишь нравственной доктриной.
3. В сознании человека земной мир, а не потусторонний, всегда занимал важное место. В своих мыслях, чувствах, практическом поведении человек исходит из наличности естественного мира, где необходимы материальные блага, здоровая природа, политические институты и многое другое, выступающие условиями существования человека.
4. Атеистическое сознание связано со стихийно-материалистическим натуралистическим пониманием сущего. В древней философии представление о реальности существовало в виде первоэлементов - воды, огня, металла, дерева, земли, воздуха, света и пр.
5. Оперирование понятиями, помимо достоинств, имело и недостатки: утрачивалось доверие к самоочевидности опыта и открывался путь к учению о запредельных и недоступных для чувственного познания сущностях. Абстрактное понимание сущего часто перерастало в идеалистическое. Сократ объявил высшей реальностью общезначимое сознание. У Платона природа -"мир чувственных вещей" - производна от бестелесных идей, "истинного бытия". Деление всего сущего на две сферы распространилось и на человека, в котором различались бессмертная душа и смертное, тленное тело.
6. Одним из выражений абстрактного понимания бытия является субстанциональное, стремление свести все изменчивое и многообразное к одному основанию. Субстанциональный подход синтезирует в определенной мере предыдущие позиции по вопросу о сущем.
7. К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовая трактовка бытия). При этом практика рассматривалась как глубинная основа и характеристика человеческого мира.
Философский смысл категории бытия. Многообразие форм бытия.
Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории философии по проблеме сущего (сущее - субъект всякого бытия, абсолютное первоначало), мы приходим к следующему смыслу категории бытия:
1. "Полагание (существование, бытийствование) вещей" здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами.
2. Единство многообразного мира заключается в общности законов и категорий диалектики независимо от того, материальны или идеальны явления мира. Смысл бытия выражается в противоречии конечного и бесконечного, общего и отдельного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного и т. д.
3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью привела к появлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относительное небытие. Размышления о стабильности, дифференцированное™ мира породили понятие пространства.
Итак, бытие включает в себя: материальное и духовное, неживое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное. Бытие пребывает в единстве и многообразии, как бесконечность в целом и ограниченность в отдельных вещах и состояниях, как объективность и субъективность, процессуальность и относительный покой, жизнь и смерть, реальность и потенциальность.