Философский смысл категории бытия . Многообразие форм бытия.

Проблема бытия - исходная в философских раз­мышлениях. При постановке этой проблемы мысль порой достигает высшего абстрагирования и обоб­щенности от единичного, преходящего. Окружающий мир, природный и социальный, заставляет людей за­думываться над непроясненными данностями сущего. Чтобы понять смысл бытия, необходимо выявить, какие корни имеет данная проблема в реальной жизни человечества. Рассмотрим основные направления постижения бытия в предфилософии и в истории движения философской мысли.

1. Подчиненность человека непонятным ему природным и социальным силам, поначалу господствовавшее религиозно-мифологическое сознание* предопределили теистическое толко­вание всего существующего. Религии удваивают мир, указывают человеку на превосходящие его силы, а эмпирическая реальность предстает как проекция Бога или богов. Еще древнегреческие философы утверждали: "Все полно богов".

2. К теистическому толкованию сущего примыкает пантеи­стическое. Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевлен­ных стихиях. В ряде учений бог, осуществив первотолчок, ока­зывается излишним в дальнейшем меняющемся бытии. Пантеизм постепенно становился лишь нравственной доктриной.

3. В сознании человека земной мир, а не потусторонний, все­гда занимал важное место. В своих мыслях, чувствах, практиче­ском поведении человек исходит из наличности естественного мира, где необходимы материальные блага, здоровая природа, политические институты и многое другое, выступающие усло­виями существования человека.

4. Атеистическое сознание связано со стихийно-материали­стическим натуралистическим пониманием сущего. В древней философии представление о реальности существовало в виде первоэлементов - воды, огня, металла, дерева, земли, воздуха, света и пр.

5. Оперирование понятиями, помимо достоинств, имело и недостатки: утрачивалось доверие к самоочевидности опыта и открывался путь к учению о запредельных и недоступных для чувственного познания сущностях. Абстрактное понимание сущего часто перерастало в идеалистическое. Сократ объявил выс­шей реальностью общезначимое сознание. У Платона природа -"мир чувственных вещей" - производна от бестелесных идей, "истинного бытия". Деление всего сущего на две сферы распро­странилось и на человека, в котором различались бессмертная душа и смертное, тленное тело.

6. Одним из выражений абстрактного понимания бытия явля­ется субстанциональное, стремление свести все изменчивое и многообразное к одному основанию. Субстанциональный подход синтезирует в определенной мере предыдущие позиции по во­просу о сущем.

7. К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что труд как преобра­зование природы и активное изменение людьми своих собствен­ных общественных отношений составляет бытие человека в об­ществе (социально-трудовая трактовка бытия). При этом практика рассматривалась как глубинная основа и характеристи­ка человеческого мира.

Философский смысл категории бытия. Многообразие форм бытия.

Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории филосо­фии по проблеме сущего (сущее - субъект всякого бытия, абсо­лютное первоначало), мы приходим к следующему смыслу кате­гории бытия:

1. "Полагание (существование, бытийствование) вещей" здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами.

2. Единство многообразного мира заключается в общности законов и категорий диалектики независимо от того, материаль­ны или идеальны явления мира. Смысл бытия выражается в про­тиворечии конечного и бесконечного, общего и отдельного, це­лого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного и т. д.

3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью привела к по­явлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относи­тельное небытие. Размышления о стабильности, дифференциро­ванное™ мира породили понятие пространства.

Итак, бытие включает в себя: материальное и духовное, нежи­вое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное. Бытие пребывает в единстве и многообразии, как бесконечность в целом и ограниченность в отдельных вещах и состояниях, как объ­ективность и субъективность, процессуальность и относительный покой, жизнь и смерть, реальность и потенциальность.

Наши рекомендации