Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Вопросы:
1. Особенности становления и развития философии Возрождения
2. Эмпиризм Нового времени
3. Философия рационализма
Особенности становления и развития философии Возрождения
Начиная с XIV–XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Для философской мысли этого периода характерны:
Во-первых, гуманизм(лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 гг. до н. э.) Мыслители эпохи Возрождения акцентировали свое внимание на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
Во-вторых, антропоцентризм (греч. ahtropos - человек и centrum -центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
В-третьих, антиклерикализм(греч. anti - против и лат. clericalis -церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.
Основные идеи Возрождения
1. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности.
2. Сформирован основной принцип антропоцентризма - человек всесторонне развитый, деятельный, в определенном смысле равновеликий Богу становится центром мира и нравственным идеалом.
3. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем.
4. Набирает силу антиклерикализм.
Данте Алигьери (1265 - 1320)- поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»:
во-первых, пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека:
а) божественное и человеческое существуют в единстве;
б) Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека;
в) существование человека обусловлено с одной стороны Богом, с другой - природой.
Во-вторых, человек есть продукт реализации возможностей собственного разума;
В-третьих, человеческое существование подчинено его разуму.
Николай Кребс (Кузанский) выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека. Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма.
Мыслитель утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован - абсолютный максимум, а мир - ограниченный максимум.
а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога;
б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного;
в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует об единстве мира.
Мишель де Монтень (1533-1592) часто прибегает к авторитету античных мыслителей, свободно и часто их цитирует, но характер ссылок говорит, что слепого преклонения Монтень не испытывает ни перед античными мудрецами, ни перед современными мыслителями. Главный авторитет для него - разум человека. Все, что относится к природе, — дело разума, все, что относится к религии,–дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума.
Эмпиризм Нового времени
В центре внимания философии Нового времени - теория познания (гносеология). Философии Нового времени был присущ ряд особенностей.
Во-первых, выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (крупные философы являются одновременно крупными учеными).
Во вторых, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом - невозможен.
При исследовании различных путей познания оформились два основных течения - эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего, научно организованный эксперимент.
Френсис Бэкон (1561 - 1626) он считал что цель научного знания - принесение пользы человеку.
Вклад Бэкона в развитие философии:
1. Впервые теоретически обосновал идеал нового типа знания - экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого приносить пользу человеку, подчинить ему природу.
2. Стал основоположником сциентизма (лат. scientia- наука) - взгляда на науку как на высшую ценность, способную решить все проблемы человека.
Томас Гоббс (1588-1679) - крупнейший английский философ. Он считал, что:
1.Мир - это единая материальная субстанция: совокупность тел, подчиненных механическому движению.
2. Никакой другой самостоятельно существующей духовной субстанции нет. Следовательно, души нет.
3. Материя вечна, неуничтожима; каждое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Все есть движущая материя. Однако, первопричиной движения Гоббс объявляет Бога.
Джон Локк (1632 - 1704) английский философ - последователь Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Суть учения.
1. При появлении на свет душа человека есть «чистая доска» (tabula rasa).
2.Знания человек получает из опыта, который складывается из двух источников:
а) ощущений;
б) рефлексии (лат. refleksio - мысль, обращенная на самое себя). Ощущения есть внешний опыт. Рефлексия - внутренний опыт, который формируется из идей, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума.
Рационализм (от греч. Ratio - разум) - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.
Рене Декарт(1596-1650) - выдающийся французский философ и крупнейший математик своего времени - основоположник рационализма.
Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика (метафизикой с древности и во времена Декарта называли философскую дисциплину о первых началах всего существующего).
По словам Декарта его философия сводилась к следующим положениям:
а) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам;
б) поэтому надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить вновь добытые или старые, но проверенные разумом;
в) отыскать истину можно, только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом.
Бенедикт Спиноза Основу философской системы составляет учение о субстанции (лат. substantia- сущность, то, что лежит в основе). Субстанцией является единая, вечная и бесконечная природа. Двух субстанций быть не может.
Субстанция – природа - Бог находится в постоянном действии. Способ действия субстанции Спиноза называет атрибутом (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемым ее свойством она бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Человек может познать только два: протяженность и мышление.
Познание человека состоит из трех ступеней:
первая - чувственное познание, которое часто искажает предметы, хотя содержит зерно истины.
вторая - понимание основывается на рассудке и разуме. Эта ступень -единственный источник достоверных истин.
третья - интуиция - фундамент достоверного знания; полученные истины наиболее ясны и достоверны.
Для заметок
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________