Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Вопросы:

1. Особенности становления и развития философии Возрождения

2. Эмпиризм Нового времени

3. Философия рационализма

Особенности становления и развития философии Возрождения

Начиная с XIV–XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Для философской мысли этого периода характерны:

Во-первых, гуманизм(лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 гг. до н. э.) Мыслители эпохи Возрождения акцентировали свое внимание на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.

Во-вторых, антропоцентризм (греч. ahtropos - человек и centrum -центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

В-третьих, антиклерикализм(греч. anti - против и лат. clericalis -церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.

Основные идеи Возрождения

1. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности.

2. Сформирован основной принцип антропоцентризма - человек всесторонне развитый, деятельный, в определенном смысле равновеликий Богу становится центром мира и нравственным идеалом.

3. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем.

4. Набирает силу антиклерикализм.

Данте Алигьери (1265 - 1320)- поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»:

во-первых, пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека:

а) божественное и человеческое существуют в единстве;

б) Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека;

в) существование человека обусловлено с одной стороны Богом, с другой - природой.

Во-вторых, человек есть продукт реализации возможностей собственного разума;

В-третьих, человеческое существование подчинено его разуму.

Николай Кребс (Кузанский) выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека. Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма.

Мыслитель утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован - абсолютный максимум, а мир - ограниченный максимум.

а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога;

б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного;

в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует об единстве мира.

Мишель де Монтень (1533-1592) часто прибегает к авторитету античных мыслителей, свободно и часто их цитирует, но характер ссылок говорит, что слепого преклонения Монтень не испытывает ни перед античными мудрецами, ни перед современными мыслителями. Главный авторитет для него - разум человека. Все, что относится к природе, — дело разума, все, что относится к религии,–дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума.

Эмпиризм Нового времени

В центре внимания философии Нового времени - теория познания (гносеология). Философии Нового времени был присущ ряд особенностей.

Во-первых, выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (крупные философы являются одновременно крупными учеными).

Во вторых, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом - невозможен.

При исследовании различных путей познания оформились два основных течения - эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего, научно организованный эксперимент.

Френсис Бэкон (1561 - 1626) он считал что цель научного знания - принесение пользы человеку.

Вклад Бэкона в развитие философии:

1. Впервые теоретически обосновал идеал нового типа знания - экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого приносить пользу человеку, подчинить ему природу.

2. Стал основоположником сциентизма (лат. scientia- наука) - взгляда на науку как на высшую ценность, способную решить все проблемы человека.

Томас Гоббс (1588-1679) - крупнейший английский философ. Он считал, что:

1.Мир - это единая материальная субстанция: совокупность тел, подчиненных механическому движению.

2. Никакой другой самостоятельно существующей духовной субстанции нет. Следовательно, души нет.

3. Материя вечна, неуничтожима; каждое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Все есть движущая материя. Однако, первопричиной движения Гоббс объявляет Бога.

Джон Локк (1632 - 1704) английский философ - последователь Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Суть учения.

1. При появлении на свет душа человека есть «чистая доска» (tabula rasa).

2.Знания человек получает из опыта, который складывается из двух источников:

а) ощущений;

б) рефлексии (лат. refleksio - мысль, обращенная на самое себя). Ощущения есть внешний опыт. Рефлексия - внутренний опыт, который формируется из идей, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума.

Рационализм (от греч. Ratio - разум) - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Рене Декарт(1596-1650) - выдающийся французский философ и крупнейший математик своего времени - основоположник рационализма.

Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика (метафизикой с древности и во времена Декарта называли философскую дисциплину о первых началах всего существующего).

По словам Декарта его философия сводилась к следующим положениям:

а) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам;

б) поэтому надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить вновь добытые или старые, но проверенные разумом;

в) отыскать истину можно, только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом.

Бенедикт Спиноза Основу философской системы составляет учение о субстанции (лат. substantia- сущность, то, что лежит в основе). Субстанцией является единая, вечная и бесконечная природа. Двух субстанций быть не может.

Субстанция – природа - Бог находится в постоянном действии. Способ действия субстанции Спиноза называет атрибутом (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемым ее свойством она бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Человек может познать только два: протяженность и мышление.

Познание человека состоит из трех ступеней:

первая - чувственное познание, которое часто искажает предметы, хотя содержит зерно истины.

вторая - понимание основывается на рассудке и разуме. Эта ступень -единственный источник достоверных истин.

третья - интуиция - фундамент достоверного знания; полученные истины наиболее ясны и достоверны.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации