Средневековая философия: патристика, схоластика.
Философия Средневековья - своеобразный исторический тип философии.
Ей присущ ряд особенностей:
а) креационизм (лат. creatio - создание, сотворения) т. е. убеждение, что Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, пребывающую в постоянном изменении;
б) провиденциализм (лат. providentia - провидение) - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет Бог или его действия.
В средневековой философии выделяют два основных этапа:
а) патристика (лат. pater - отец)- совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые обосновывали христианство, опираясь в основном на идеи Платона;
б) схоластика (лат. scholasticos - школьный)- школьная учебная философия, преподававшаяся в университетах и школах. Кто занимался ею, был «схоластом». Это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».
Главные проблемы патристики:
1) проблема сущности Бога и Его трочности (Бог - Отец, Бог -Сын и Бог - Дух святой);
2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников;
3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - «Град Божий»;
4) свобода воли человека и возможность спасения его души;
5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог.
Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупнейший представитель патристики Аврелий Августин. Понимание бытия в Средние века нашло свое афористическое выражение в латинской формуле: ens et bonum convertuntur (бытие и благо обратимы). Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность.
Августин утверждает, что человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Но он стремится к Богу, потому что в нем он находит любовь, покой и благодать.
К Богу есть 2 пути:
1. Путь познания разумом, при помощи теологии и философии.
2. Путь через веру, проявляющуюся в воле человека.
Этап схоластики (IX-XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются.
Главные проблемы схоластики.
1. Отношения разума и веры.
2. Отношения религии и науки.
3. Соотношение общего и единичного.
Фома Аквинский (1225-1274) Главная заслуга Фомы Аквинского - разработка проблем:
а) соотношения веры и разума в познании;
б) сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме.
Формулируя эту позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:
1) между методами познания с помощью веры и с помощью разума есть много общего, есть сходство:
а) и вера, и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир;
б) оба метода познания – вера и разум – не исключают, а дополняют друг друга;
в) оба источника познания созданы Богом, и потому имеют одинаковое право на существование.
Аквинский уделял большое внимание не только проповеди принятых на веру библейских истин, но и их рациональному, логическому обоснованию.
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Таких взглядов придерживался Ансельм Кентерберийский.
Номиналисты, например Иоанн Росцелинсчитали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.
Для заметок
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________