Мощным фактором антропосоциогенеза является также и семья. Пройдя длительный путь развития, она выступила ячейкой общества, регулируя своё воспроизводство и обеспечивая воспроизводство общества.
Анализ факторов становления антропосоциогенеза свидетельствует о том, что трудовая деятельность является оптимальным способом бытия человека. Но эта деятельность может осуществляться только в системе определённых отношений. Вне общества, вне общественных отношений говорить о человеке можно, но только на уровне абстракции.
Человек есть существо социальное и таковым он является, будучи включённым в определённую систему общественных отношений. Вместе с тем, человек и существо природное, ибо выйдя из природы, он сохраняет с ней связь как на уровне общества, так и на уровне индивида.
Наделённый разумностью, человек заявляет о себе и как существо духовное, способное постигать тайны бытия и соотносить знания о себе и знание о мире.
Человек заявляет о себе и как родовое существо. Его родовое начало обусловлено общечеловеческим генофондом и информационной памятью прошлых поколений.
И, наконец, человек не без оснований, заявляет о себе как космическое существо. Его космическое начало представлено теми циклами и ритмами, которым следует Земля, Галактика, Вселенная и … человек. Все пять начал в своём единстве создают неповторимую уникальность феномена человека, в которой переплавляются внутренние задатки и внешние факторы; где формируются его сущностные силы: воля, чувства и разум.
Итак, по мере эволюции человек обретает новое качество, когда о нём говорят как о существе, принципиально отличном от животного, отмечая его способность к этическому и эстетическому отношению к миру; указывая на его способность при необходимости быть по ту сторону выгоды, преодолевать волю к жизни; рефлексировать; творить себя и мир по канонам разума, добра и красоты.
Эти качества являются предпосылкой для осознания человеком особого положения в мире, когда он заявляет о своих претензиях, сохраняя при этом тайну своего происхождения. В этом случае речь идёт о том, что природа создала человека как свое зеркало, с тем, чтобы по необходимости смотреться в него и редактировать своё дальнейшее развитие. Человека рассматривают как посредника Бога на земле и как субъекта общего дела, как планетарное существо.
Рассмотрение антропосоциогенеза позволяет сделать следующие выводы: Во-первых, человек как некая целостность, открытая миру, включает такие компоненты. как уровень природного (биологического); уровень духовного; уровень социального (общественного); уровень родового (общечеловеческого) и уровень космического. В своем единстве эти уровни и обеспечивают сущность человека, особую и неповторимую, принципиально отличную от сущности других проявлений жизни на Земле.
Во-вторых, онтологическим основанием бытия человека является его сущностные силы, его способность к целесообразной деятельности.
В-третьих, главное качество человека – его человеческое содержание, Это стыд и совесть; сострадание как солидарность; благоговение перед природой; принятие жизни как высшей ценности.
В-четвёртых, человек принадлежит одновременно двум мирам: феноменальному и интеллигибельному. Он постоянно преодолевает свою феноменальность, создает свой собственный лик и своё содержание на пути диалога и разрешения противоречия души и тела.
В-пятых, в поисках себя за пределами своей природы, человек использует игру и творчество. Он проектирует желаемый образ и идет на риск выбора, перечеркивая все другие возможные варианты.
В-шестых, человек живёт в определенной культурной парадигме, которая задаёт определённую его направленность и вызывает определённые ассоциации.
В-седьмых, человек живёт в состоянии принципиальной незавершённости. У него есть прошлое, настоящее и будущее. Выступая субъектом возможного, человек постоянно демонстрирует свое состояние неудовлетворенности.
В отличие от природы бытие человека специфично. У человека его собственное тело есть синтез телесного и духовного. Через мозг, психо-энергетическую полевую структуру, состояние здоровья, и др. тело влияет на душевное начало, которое в свою очередь влияет на тело силой своих представлений, чувств, настроения и т.д. Поскольку дух основывается на душевном, постольку он не является независимым от живого тела. Благодаря единству тела, энергетических полевых структур человека (Манеев А., Акимов А, Шипов Г. Аблеев С. и др.) и духа, человек выступает как мыслящее, чувствующее бытие. Здоровый дух человека имеет и здоровое тело, он способствует его укреплению. Душевные переживания также связаны с его полевыми структурами и телом. Доступное наблюдению бытие и поведение человека является выражением психического состояния и психически энергетических процессов. Характер человека становится доступным для понимания благодаря формам выражения. Для человека его собственное тело как синтез телесного, полевого и духовно-психических переживаний, ментального мира с самим его объектом – все это влияет на окружающий мир и на него самого, обеспечивая бытие созидания и бытие самосозидания.
Человек. Индивид. Личность.