Возникновение, структура и сущность сознания
Сознание – это свойство высоко организовывать, отражать материю.
Свойства сознания как высшей формы биологического отражения:
Идеальность(нематериальность сознания),
Интенциональность (создавать новое)
Объективность,
Социальность( сознание формируется только в социуме)
Идеаторность(способность создавать идеи)
Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности.
Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания:
1.система знаков(материальная сторона)
2.система значений(идеальная сторона).
Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.
Сознание, язык, мышление и речь тесно и интенсивно взаимодействуют. Мышление сводит воедино элементы сознания, а язык и речь служат его объективизации, делая индивидуальное сознание достоянием окружающих. В свою очередь сознание утончается, пополняется и разъясняется благодаря воздействию мышления, языка и речи.
Сознание без мышления ‑ пестрый сплав впечатлений, в нем много случайного и искаженного, противоречивого и обманчивого, непонятного и запутанного. И только мышление, сличая и объединяя впечатления, ставит многое на свои места – сортирует и упорядочивает, «очищает зерна от плевел». Выделяют два типа мышления:
Образно-ассоциативное и абстрактно-логическое.
Язык – основная форма объективизации сознания. Благодаря языку (устному, письменному, внутреннему, обыденному и специальному) сознание становится доступным для других. Язык вырабатывается в общении и оттачивается мышлением. Развитость языка-речи (в том числе глубина и многозначность слов) свидетельствует о развитом мышлении.
Гносеология как философская теория познания.
Гносеология(«гнозис» - знание, познание) – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.
Виды познания:
Научное, обыденное, художественное, религиозное.
Принципы:
Историзм, диалектика, объективность, активное творчество отображаемое действительность.
Познание – это процесс целенаправленного отображения действительности в сознании человека.
Познавательные методы:
Рационализм и Эмпиризм.
В современной гносеологии отстаивается положительное решение вопроса о возможности адекватного воспроизведения действительности в познавательной деятельности человека. Достаточным основанием для этого является практическая деятельность человека. Поскольку всякое реальное преобразование налично данной природной, социальной действительности и самих людей и отношений между ними обязательно предполагает работу сознания, наличие идеальных планов деятельности. Таким образом, практика всегда опосредована сознанием, находится с ним в органическом единстве. То есть знание является не продуктом пассивного созерцания действительности, оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека. Вместе с развитием практики совершенствуется и человеческое познание.
Суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие факторы, заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и его успешное преобразование. А гносеология (теория познания), как философская дисциплина, отвечает на вопрос о закономерности и возможности этого познавательного отношения.
В настоящее время познание изучается не только философией, поэтому гносеология очень тесно связана с психологией (когнитивной), логикой, методологией научного познания, историей науки, науковедением и социологией знаний.
С одной стороны все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты, и без опоры на их достижения невозможно квалифицированное и успешное философское изучение познания. С другой стороны, обобщая методы и приемы, используемые этими науками (эксперимент, моделирование, анализ и синтез) гносеологи выступает в качестве философско-методологической основы.