В средневековой философии сущее - это творение бога, вся полнота бытия присущее богу.
В эпоху нового времени совокупность вещей, причин и условий. Даже человек является вещью, хотя и центральной.
Сущность - внутреннее существование предметов, выражается во всех формах его бытия.
Ничто – это бытие не-сущего или возможность сущего. Ничто это то потаенное, из чего бытие выводит сущее на свет.
Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Движение – любые изменения. Движение абсолютно и относительно.
Пространство – протяжённость и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.
Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.
Субстанция представляет собой основу, предельное основание мироздания, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования. Она существует, безусловно, благодаря самой себе. В понятии субстанции, таким образом, выражается осознание бытия как единства сущности и существования. То или иное понимание субстанции в философских концепциях мира вводится как исходный постулат: либо материя, либо сознание, поскольку внешний опыт человека способен зафиксировать только эти две реальности. Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическими. Так, философия Гегеля представляет собой идеалистический, а марксистская философия – материалистический монизм. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Р. Декарта). К плюралистическим относят учения, признающие множества начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница и др.).
Философское осмысление бытия.
Слово «бытие» настраивает на философский лад, так как мы встречаем его именно в этой области знания в различных мировоззренческих контекстах, чаще всего, в религиозном или научном. Буквальный смысл понятия «бытие» как «того, что есть» не совсем соответствует философской категории бытия, которая является ключевой в рамках онтологии («учения о сущем»). Категория бытия наполняется смыслом в зависимости от стратегии осмысления реальности. Вместе с тем, условно представляя основные смыслы, скрытые за «бытием», мы можем увидеть, что их три. Бытие означает:
1) существование (актуальное, проявленное присутствие, или наличие);
2) целостность (как определенность, ограниченную упорядоченность);
Единство (принципиальную связанность, или укорененность).
Понимание реальности как целостной и единой в своей основе не противоречит многообразию и динамичности ее проявлений. Например, бытие природного мира предстает на двух уровнях – неживой и живой природы, для которых характерна несводимость друг к другу различных форм и процессуальность.
Проблема бытия может быть осмыслена в двух аспектах вопрошания: о реальности как таковой, когда нужно ответить на вопрос о том, существует ли вообще что-либо; и об основаниях реальности, когда нужно понять, какова природа сущего или его подлинный фундамент. В ответах на первый вопрос можно различать две основные позиции, негативную и позитивную. Иными словами, можно полагать, что ничего не существует (негативная позиция, или онтологический нигилизм) либо, что нечто все же есть (позитивная позиция, онтологический оптимизм). Строго говоря, обе точки зрения являются фундаментальными допущениями, поскольку могут быть как подтверждены, так и опровергнуты.
Наиболее последовательным онтологическим нигилизмом является буддийский взгляд на мир, объявляющий все сущее вокруг нас иллюзией. Все, что мы чувствуем или мыслим, с чем сталкиваемся во время жизни – не настоящее. Все многообразие бытия – это всего лишь постоянно меняющийся узор, не имеющий никакой основы и порожденный нашей жизненной активностью. Человек устроен так, что склонен представлять себе вещи в их самостоятельном существовании и постоянстве, хотя они являются всего лишь комбинациями дхарм («вспышек» бытия), т.е. проявлениями кармы. Совершенное «состояние» буддисты связывают с выходом из перерождений, полным прекращением кармической активности, вступлением в нирвану, которая не может быть представлена как род бытия или небытия, т.е. находится за пределами этих различий. Подобной позиции придерживался также один из классиков даосизма Чжуан-цзы, не признававший онтологических различий и отождествлявший реальность Дао с небытием, отсутствием. Онтологический нигилизм древневосточных мудрецов имел положительное нравственное значение, поскольку был направлен против эгоизма, чрезмерного доверия людей относительным благам и удовольствиям.
Онтологический оптимизм, т.е. безусловное признание сущего, характерен для западноевропейской классической традиции, особенно для натуралистического подхода к пониманию бытия. Подлинным бытием здесь признается независимый от нас природный мир, который материален в своей основе. Это и есть настоящая реальность, ее можно изучать научными средствами: наблюдением и экспериментом. При этом есть уверенность, что данные научного опыта фиксируют реальность как таковую, саму по себе, показывают, что происходит на самом деле. Такой подход позволяет человеку манипулировать вещами, изменять мир по своему усмотрению.
Другой аспект вопрошания о бытии связан с попытками найти подлинное бытие. Этот вопрос может быть осмыслен в двух основных направлениях, или аспектах: бытия мира и бытия человека. Эти два аспекта отражают две основные формы бытия, которые трудно свести к единому основанию. Представители классической философской традиции интересуются в основном бытием мира. В постклассической философии бытие мыслится в основном как бытие человека, личности. При этом классическая традиция интересуется бытием человека чаще всего в морально-этическом или социально-политическом контексте. А рассмотрение мира в постклассической традиции отдают естествознанию, наукам о природе.
В философской классике можно различать несколько основных подходов к проблеме бытия мира: наивно-натуралистический подход древних, религиозно-символический подход средневековья, объективистский подход в эпоху Нового времени.
В рамках наивно-натуралистического подхода древних бытие мира понимается как бытие космоса – упорядоченного, хорошо организованного, гармоничного целого. Космос – это также фюсис («природа») – то, что, буквально, произрастает само из себя, существует в силу внутренней необходимости. Космос имеет основу, он центрирован. Первые греческие философы пытались обнаружить космическое начало. Таким началом признавались: «вода» (Фалес), «воздух» (Анаксимен), «апейрон» («беспредельное» у Анаксимандра), «огонь» и логос (Гераклит), силы любви и раздора (Эмпедокл), гомеомерии («семена вещей» Анаксагора), число (Пифагор), идеи (первообразы Платона), причины и сущности (Аристотель). Начала космоса трактовались исходя из нескольких аспектов: генетического, субстанционального и логического. Говоря по-другому, из этих начал все происходило, они составляли нечто вроде вещественной основы, а с их помощью было удобно мыслить космический порядок.
Религиозно-символический подход средневековых философов признавал подлинным бытием бытие Бога. Видимый мир представлялся не самоценным, его проявления имели значение только как знаки, которые указывают на высшую, совершенную и святую реальность. Все сущее, окружающее человека, является божественным творением и принципиально отличается от творца неполнотой своего бытия, поскольку сущности вещей не совпадают с их существованием. Бог выступает надмирным бытием, сущностью которого является его существование. В силу такого совпадения божественная реальность – единственно подлинное бытие. Все прочее оказывается причастно бытию только через причастность Богу.
Объективистский подход в Новое время признавал самостоятельное, независимое от человека бытие. Мир оказался дистанцированным в виде совокупности объектов от человека как субъекта. Позиция субъекта предполагает возможность посмотреть на реальность со стороны и увидеть что происходит с объектами самими по себе. Развитие научного знания закрепило субъектное положение человека по отношению к объективной реальности. Объективистский подход был представлен двумя разновидностями: натуралистически-объективистской (и, в конечном счете, материалистической) и идеалистической позицией. Первая позиция признавала подлинным бытием независимое, самостоятельное существование природы, материальной в своей основе. Материальный мир существует, поскольку мы воспринимаем его при помощи органов чувств. Природные объекты можно фиксировать в опыте, так как они имеют материальный субстрат (французские просветители). Идеалистическая позиция признавала подлинным бытием духовную реальность, жизнь сознания. Считалось, что вещи окружающего мира доступны нам только в психических образах. Следовательно, можно было предположить, что эти образы – продукт духа. Идеалистическая позиция проявлялась двояко: в субъективистской и объективистской трактовках. С точки зрения первой подлинный мир – это тот, который обнаруживается в сознании отдельного субъекта, индивида (Дж. Беркли). Каждый видит мир по-своему, и люди таким образом, живут в разных мирах. Для объективного идеализма существует некое абсолютное, не зависящее от человека сознание (например, «абсолютная идея» Г. Гегеля), нечто вроде божественного ума, активность которого просматривается как в природных, так и в общественных закономерностях. Общим допущением объективистского подхода является идея о существовании объективной реальности, т.е. реальности независимой от человека, имеющей четкую границу и дистанцию по отношению к нему.
В философии ХХ века проблема бытия была пересмотрена, прежде всего, М. Хайдеггером и экзистенциалистами. Вопрос о независимом существовании мира оказался несущественным, поскольку не мог быть решен (Э. Гуссерль). Основным предметом рассмотрения стало содержание человеческого опыта в широком его понимании. Было признано, что мир и человек принципиально связаны, а объективизм пренебрегает этим фактом, пытаясь поставить человека в положение стороннего наблюдателя, не влияющего на происходящее. Мир существует постольку, поскольку он есть для нас. Это означает, что бытие – это всегда уже заранее бытие в отношении к человеку и бытие человека. Мир дан только в нашем опыте переживания мира в качестве событий, происходящих с нами. Основной характеристикой бытия человека является темпоральность – особый опыт времени в самосознании человека. Осознание своего бытия как временного и конечного заставляет человека вопрошать о бытии. Это отличает его от сущего другого рода. Вопрошание о бытии должно иметь адекватную языковую форму (Хайдеггер называет язык «домом бытия»). В противном случае человек не сможет приблизиться к подлинному бытию и будет влачить существование, как бы, ненастоящее, не соответствующее природе реальности и человека.
Многообразие знания о бытии и подходов к осмыслению бытия позволяет говорить о разных формах бытия. Помимо бытия природы и бытия человека, вслед за классической традицией различают также материальное и духовное бытие. Первое – бытие вещей(объектов), явлений и процессов в природе, данных нам в чувственном опыте. Второе – бытие сознания, индивидуального и общественного. Индивидуальное сознание – субъективированное духовное бытие, общественное – объективированный дух. Кроме того, можно говорить о бытии природы и бытии общества. Природное бытие естественно по происхождению и по сути. Это бытие Вселенной, в которой действуют внутренние закономерности. Бытие общества (и культуры) – продукт человеческого развития. В этой сфере реальности закономерности не имеют характера естественной необходимости, поскольку здесь действует свободная воля людей. Образ общества и культуры создается самими людьми.
Основные виды бытия
Теория философии.
(Ontos – сущее) Это раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия. Предмет онтологии пересекается с предметом естествознания: физики, астрономии. В ряду многочисленных философских категорий, категория бытия занимает центральное место.