Позитивизм и его исторические формы
Позитивизм как философское учение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и общ-ве получается в спецнауках; что позитивная наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания".
Основателемпозитивизма является ОгюстКонт ("Курс позитивной философии"). Основная идея – эра метафизики кончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Конт вывел "законтрехстадий" в развитии человеч-ва. Перваястадия – теологическая, когда человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил. Втораястадия – метафизическая, когда объяснение явлений мира сводится к ссылке на разные выдуманные первосущности. Третьястадия - позитивная, на которой человеч-во накапливает положительное знание, получаемое многими частными науками.
Махизм (от им. Эрнеста Маха): наука должна просто описывать элементы и связи между ними, не допуская ссылок на то, что недоступно нашим ощущениям, нашему непосредственному опыту. Мах полагал, что представления об атомах следует исключить из естествознания, поскольку атомы не воспринимаются органами чувств.
Неопозитивизм. При Венском университете сложился Венский кружок, кот. возглавил Мориц Шлик. Членами были Отто Нейрад, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Расселл. Члены кружка считали, что каждое выдвигаемое наукой положение должно быть строго обоснованным и подвергнутым проверке. В качестве метода проверки была предложена верификация – сведение общих положений к частным.
Если общее положение сводимо к частным суждениям, а эти суждения выдерживают опытную проверку, то общее положение верно. В противном случае оно неистинно или ненаучно. Но оказалось, что не все общие положения можно разбить на частные. Оказалось, что и науки, и законы выпадают из ряда истинных. Т.о., границы науки оказались чрезмерно узкими, очерченными только данными опытных исследований.
В итоге был предложен смягченный вариант верификации – принципподтверждаемости. Если в пользу общего научного положения модно привести в качестве доказательства необходимое количество экспериментальных данных, то это общее положение следует считать истинным.
Постпозитивизм. Карл Поппер ввел понятие фальсифицируемости – необходимого условия признания теории или гипотезы научной. Поппер показал необходимость, но недостаточность принципа верификации, и предложил в качестве дополнительного методфальсифицируемости: толькотатеориянаучна, котораяможетбытьпринципиальноопровергнутаопытом. Нефальсифицируемые теории оказываются вместе с тем и неверифицируемыми, ибо они так сконструированы, что их правильность невозможно поставить под сомнение.
Поппер обернул возможность постоянно ошибаться в пользу науки: "научное исследование должно быть посвящено тому, чтобы не подтверждать научную теорию, а опровергать ее".
Философия жизни» Ницше.
Имя немецкого философа Фридриха Ницше является одним из самых известных в мире. Его основные идеи проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении. Краткая философия Ницше включает в себя несколько основных пунктов. Начать следует с упоминания источников воззрений мыслителя, а именно с метафизики Шопенгауэра и закона Дарвина о борьбе за существование. Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Тем не менее идея борьбы сильнейших и слабейших за существование в этом мире привела к тому, что он проникся стремлением создать некий идеал человека - так называемого "сверхчеловека". Философия жизни Ницше, кратко говоря, включает положения, которые описаны далее. Философия жизни С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение "мыслю, следовательно существую" подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней. Воля к власти По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, к командованию. Это сущность жизни. Это творческая, активная, деятельная природа составляющих существование сил. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку все мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется "сверхчеловек".
Сверхчеловек
Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила - это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее. Истинное бытие Фридрих Ницше яростно критиковал противопоставление некоего "истинного" эмпирическому. Якобы должен существовать некий лучший мир, противоположный тому, в котором живет человек. Согласно Ницше, отрицание правильности реальности приводит к отрицанию жизни, к декадансу. Сюда же следует отнести понятие абсолютного бытия. Его нет, есть лишь вечный круговорот жизни, бесчисленное повторение всего того, что уже имело место быть. –
Философия экзистенциализма
Экзистенциализм, или философия существования, анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях.
Экзистенциализм – это антропологический поворот философии к человеку, его внутреннему миру. А. Камю так сформулировал задачу философии: что нужно делать, чтобы утвердить справедливость, найти истину, вселить в людей надежду?
У экзистенциализма были идейные предшественники: С. Къеркегор, Д. Достоевский, Н. Бердяев, Л. Шестов. Как направление он оформился в период между двумя мировыми войнами. Крупнейшие представители экзистенциализма: М.Хайдеггер (1888-1976), К. Ясперс (1883-1969) - немецкие философы, Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960) - французские исследователи. Разные направления экзистенциализма объединяет сюжетно-тематическся близость размышлений об индивидуально-личностных особенностях человеческого существования. В выражении своих идей экзистенциалисты часто используют нерациональные формы - художественные образы, аллегории, метафоры и символы.
Экзистенциализм пытается защитить человека в бездушном технизированном мире с его рациональной расчетливостью, где обесценивается личная жизнь человека, теряют значимость такие стороны жизни человека, как радость, печаль, отчаяние и надежда, восхищение и страх.
В центре философии должен быть человек. Его бытие есть непосредственно данная реальность, через которую мы воспринимаем предметный мир и общество. Это бытие текуче, изменчиво, зыбко. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю и т.д.
В повседневной жизни человек себя раскрывает через кризисные ситуации, Хайдеггер называет их пограничными. Это состояние борьбы и конфликта, чувства вины и страдания, но прежде всего – осознание конечности своего существования. «Решить, стоит ли жизнь того, чтоб ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии», - уверяет Камю в работе «Бунтующий человек». Причины кризисных ситуаций различные: болезнь, обида, война и т.д. В таких случаях человек сталкивается с жестокостью внешнего мира и даже его враждебностью.
Познать себя помогает философия. По мнению Хайдеггера, человеческая жизнь имеет две стороны – сущность и существование. Сущность нельзя понять, наблюдая со стороны, её надо пережить, она всегда является неповторимым внутренним миром человека.