Марксистская философия тесно связана с политической практикой. Марксизм открыто заявляет о своей партийной принадлежности, становится политической идеологией революционного движения пролетариата.
Таким образом, марксизм представляет собой совокупность философских, экономических и социально-политических концепций, объединенных общей идеей коммунизма как конечной цели общественно-исторического процесса.
Судьба марксизма в современном мире. Проблемы и перспективы марксистской философии
К концу XIX в. намечается отход от ортодоксального учения марксизма (Э. Бернштейн, Ф. Адлер, К. Каутский). Возникает «русский марксизм» (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич, А. Деборин, Г. Плеханов, В. Ленин, И. Сталин).
В XX в. развивается неомарксизм (евромарксизм). Для него характерно критическое отношение как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско-ленинской идеологией. Выделяют два основных направления неомарксизма:
- «гуманистическое» 30-е гг. XX в.: Д. Лукач, А. Грамши;
- «сциентистское» (научное) 60-е гг. XX в.: Л. Альтюссер.
Гуманисты сконцентрировали свои исследования вокруг проблемы человека как субъекта истории, считали традиционный марксизм недостаточно человечным.
К гуманистическому направлению можно отнести:
- Франкфуртскую школу (Т. Адорно, Ю. Хабермас), выступавшую с критикой существующего общественного строя и ставшую теоретической базой движения «новых левых»;
- фрейдомарксизм (В. Райх, Э. Фромм), соединивший фрейдизм с социальной проблематикой марксизма;
- экзистенциалистский марксизм (Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти), дополнивший марксизм экзистенциализмом;
- югославскую группу «Праксис», отрицающую теорию отражения и считающую практику фундаментальной основой субъект-объектных отношений.
Сциентисты стремились придать своим социальным исследованиям строгую форму естественнонаучных теорий, считали традиционный марксизм недостаточно научным.
К сциентистскому направлению принадлежат последователи Л. Альтюссера:
- итальянский философ Г. дела Вольпе,
- 70-е гг. в Великобритании и США аналитический марксизм (Л. Коэн), развивавший учение об обществе на основе методологии современной науки (функциональный анализ, теория игр и др.).
Марксизм возник как отклик на реальные острые противоречия в современном Марксу обществе, и представляет собой социальное, экономическое и философское учение, единство теории и практики. Его цель и задача – не только объяснить, но и изменить мир.
По отношению к марксизму необходим разумно-взвешенный подход, позволяющий выделить как элементы науки, так и элементы утопии в данном учении.
Непреходящее значение в марксизме сохраняют следующие положения:
- исторический подход к общественным явлениям;
- диалектико-материалистическое понимание мира (в том числе и истории);
- идея свободного развития каждого как условие свободного развития всех;
- сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;
- индивидуализация и коллективистская солидарность;
- метод раскрытия противоречий в реальном процессе развития;
- строгое отношение к критериям истины.
Вместе с тем в марксизме имеются идеологически направленные, исторически ограниченные положения, отражавшие условия определенного периода жизни:
- о роли классовой борьбы;
- о роли насилия в истории;
- о диктатуре пролетариата;
- о пролетарской культуре.
Присутствуют в марксизме и элементы утопизма (изначально неправильные положения):
- проект будущего как вариант «казарменного коммунизма» (экспроприация собственности, отмена права наследования, одинаковая обязательность труда для всех);
- уравниловка, бедность, удовлетворение потребностей по минимуму, личностная нивелировка жизни общества.
Итак, из арсенала теоретической мысли Маркса и Энгельса в известной степени можно пользоваться их методологией, но не готовыми рецептами. Встречающаяся в литературе постановка вопроса – марксизм: утопия или научный проект? – некорректна, ибо в марксизме присутствуют элементы и науки, и утопии.
Крупнейшие мыслители ХХ столетия высоко оценили марксистскую философию и социологию.
Так, З. Фрейд подчеркивал, что сила марксизма заключается в доказательстве неизбежного влияния экономических отношений на интеллектуальные, этические и эстетические установки.
К. Поппер писал о марксизме как грандиозной системе, сравнимой с системами Платона и Гегеля и даже превосходящей их.