Учебник для высших учебных заведений
Аст
ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА
издательство РОСТОВ-НА-ДОНУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................ 3
Глава I
НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН................................... 5
§ 1. Знание, познание и его формы .................................... 5
§ 2. Возникновение науки. Наука и практика................. 11
§ 3. Научное знание как система, его особенности
и структура.................................................................... 22
§ 4. Классификация наук и проблема периодизации
истории науки............................................................... 34
§ 5. Наука как форма духовного производства
и социальный институт................................................ 44
§ 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм..... 48
Глава II
ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ.......................... 59
§ 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон,
Р. Декарт)..................................................................... 59
§ 2. Как возможно научное знание? (И. Кант) ............... 64
§ 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель).................. 72
§ 4. Наука — «сама себе философия» (О. Конт) ............. 77
§ 5. Наука как «всеобщий духовный продукт
общественного развития» (К. Маркс)........................ 79
Глава III
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ .............................. 85
§ 1. Преемственность в развитии научных знаний ........... 85
§ 2. Единство количественных и качественных
изменений в развитии науки ....................................... 90
§ 3. Дифференциация и интеграция наук ......................... 92
§ 4. Взаимодействие наук и их методов............................. 95
§ 5. Углубление и расширение процессов
математизации и компьютеризации............................ 97
§ 6. Теоретизация и диалектизация науки ....................... 104
§ 7. Ускоренное развитие науки ....................................... 107
§ 8. Свобода критики, недопустимость монополизма
и догматизма ................................................................ ПО
§ 9. Все более полное приближение к абсолютной
истине, преодоление заблуждений ............................ 113
ББК Ю25
К75
Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш Доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев
К75 Кохановский В. П.
Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с.
ISBN 5-222-00502-Х
Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала.
Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки.
ISBN 5-222-00502-Х ББК Ю25
© Кохановский В. П., 1999 © Оформление. Издательство «Феникс», 1999
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонап-равленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.
Научное познание развивается в контексте исторического развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности.
Наука является достаточно неоднородным образованием: наука переднего края и нормальная наука, наука Нового времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государственная и «народная» наука и т. п. Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки — по мере своего развития — проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на без-
граничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления.
Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.
Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультур-ную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.
Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление-, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.
Глава I