Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт, система знания.
Наука– специфический тип духовного производства и социальный институт, возникла в 16-18 веках. В философии науку рассматривают в единстве трёх аспектов.1) как особый вид духовной деятельности;2) –как систему знаний; 3)- как социальный институт; с точки зрения функции в обществе — университеты, академии наук.Кроме того науку рассматривают как особую форму общественного сознания (политического правового, религиозного, эстетического) и как производительной силы в единстве.
Наука формируется в Европейском обществе на рубеже 16-17 столетия, в Новое время - эпохи промышленной революции и становлением Западного общества современного типа (техногенная цивилизация).До этого времени философы и историки говорят об этапе преднауки – до нового времени наука считается преднаукой и существует как особый вид деятельности и как система знаний в рамках других социальных институтов (религия, образование), только в 16-18 начинает формироваться социальный институт науки (появляются и развиваются социальные учреждения – академия наук)
Наука – это форма (1)-духовной деятельности направленная на производство (2)-знаний о природе, обществе, человеке, процессе (3)-познания имеющая непосредственную цель постижение истины. Истина в науке – открытие объективных законов функционирования не зависящих от познания человека и развития (4)-объектов на основе обобщения реальных фактов.
Наука – это особый институционально оформленный вид познавательной деятельности направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире наряду с другими видами познавательной деятельности (обыденное, религиозное, философское познание).
Цель науки—выявление законов в соотношении с которыми объекты могут быть преобразованы в практической деятельности (это могут быть объекты природы, социальной действительности и др).
Наука связана с практикой, воздействует на ход практической деятельности. – деятельность по производству объективного истинного знания и результат этой деятельности. Н. – это явление общественной жизни. – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму знаний, образующих картину мира. целью науки является теоретическое отражение действительности. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире. такое знание глубоко личностно и императивно (обязывает к определенному образу жизни и действий). Человек занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и есть цельнаучной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации. В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и научных учреждений. Наука-- сфера исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований.
2 типа науки: фундаментальные и прикладные.
Специфика научного познания. Научное познание – это специальная форма позн-й деят-ти, в идеале направлена на производство знаний. В основе лежит чёткая выделленость предмета действий. Хар-ся прогностичностью требования к результатам: воспроизводимость, контролируемость путей получения, обоснованность, системность, объективность. Научное познание имеет специализированный язык – высокая степень одназночности слов и выражений, компактность, точность, системность.
Структура научного исследования:1. объект – непознанное; 2. предмет – целостная совакупность характеристик объекта, определяющих конкретные цели исследования. 3. цель исследования – приращение знания о предмете исследования. 4. проблема исследования – вопрос или комплекс вопросов, которые фиксируют достигнутый уровень изученности объекта и определяются направлением дальнейших исследований. 5. задача – это проблема, метод решения которой известен. 6. гипотеза – предположение, имеет цель дать предварительное объяснение какому либо факту или группе фактов. 7. теория – подтвержденная опытом гипотеза, высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности.
Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного:
1) установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение его объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.
Структура научного познания имеет два уровня:
1) эмпирический, на котором идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях и процессах;
2) теоретический, на котором достигается высший синтез знания (в форме научной теории). Он знаменует собой более высокую ступень в развитии научного познания.