Системный подход как метод научного познания.

На основе принципов материалистической диалектики (всеобщей связи явлений, развития, противоречий и т.д.) было определено содержание диалектико-материалистического принципа системности как основы системной методологии.

Системный подход имеет много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, но более широко применяется. Системно-структурный анализ — это один из принципов системного анализа, который требует анализировать структуру объекта с учетом назначения (функции) каждого из элементов. Структура объекта (процесса) и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга, взаимозависимы, что находит отражение в категориях диалектики — форме и содержании.

Важнымихарактеристиками систем, особенно живых, технических и социальных,являютсяпередача в них информации, наличие управления, связанных с достижением определенных целей (например, создание на какой-то территории единого экономического пространства, общего рынка и т.д.). Выделяют также материальные и идеальные (абстрактные) типы систем. Матер. сист. целостные совокупности материальных объектов делятся в свою очередь на системы неорганической природы и живые системы (клетка, простейшие организмы, экосистемы и т.д.). К отдельному типу (группе) надо отнести социальные системы, спектр функционирования которых очень широк. Это люди, объединенные общей целью, организации (партии, профсоюзы, этнические или национальные сообщества и др.). Каждая социальная система в определенной степени детерминирует поведение (действия) элементов, которые в нее входят. С позиции материалистического понимания мира развитие социальных систем рассматривается как исторический процесс, базисом которого служат производственные отношения. Абстрактные (идеальные) системы - это продукты (результаты) деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теории и т.д.). Задачи обоснования математики и логики потребовали разработки принципов построения и определения природы формализованных логических систем (математика, металогика). Разработка таких систем необходима для кибернетики и вычислительной техники.

Если учитывать устойчивость или изменчивость систем при их взаимодействии с другими системами, можно выделить в виде самостоятельного типа статистические и динамические, закрытые и открытые системы. Статистические системы в сравнении с динамическими могут изменяться в большей мере. Особенностью закрытой системы является обмен энергией, в то время как открытая система обменивается с окружением и веществом, и энергией.

Пользуясь классификацией систем, надо всегда иметь в виду, что принципы классификации не только абсолютны, но и относительны, т.е. представляют собой единство абсолютного и относительного.

Наиболее высокоорганизованными являются системы с обратной связью, например учитель — ученик — учитель.

Системность - всеобщее сво-во материи, фиксирует наличествующую в мире организованность в противовес хаотичным изменениям. Система - общенаучное понятие, которое выражает совокупность эл-тов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. По хар-ру связи между частями и целым: неограниченные системы и ограниченные системы Типы связей образуют структуру системы, т е обеспечивают ее упорядоченность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определеность. Элемент- неразложимый далее компонент сложных предметов, процессов Структура- отн-о устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Характерна иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня. В зависимости от хар-ра отношений со средой различают типы поведения систем: 1 реактивное - определенной преимущественно средой 2 адаптивное - опред средой и функцией саморегуляции 3 активное - сущ. роль играют собственные цели системы, преобразование среды в соответствии с потребностями системы. 4 самоорганизующееся (адаптирующиеся и обучающиеся) или системы с обратной связью. Поведение системы приводится в соответствие с изменяющимися внешними условиями, след это предполагает наличие процессов управления. Системы такие включают как связи координации так и связи субординации. В них присутствуют особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на хар-р функционирования и развития частей. Осн. принципы системного исследования: 1.принцип целостности - рассмотрение объекта с 2-х позиций: в соотнесении объекта со средой и внутр расчленение системы с выделением ее элементов, свойств.

№14

1 Философ Понятие культуры. Культура и цивилизация. Традиции и новации в динамике культуры. Диалог культур в современном мире.

КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятель­ности, представленный в продуктах материального я духовного труда, в системе социальных норм и учреж­дений, в духовных ценностях, в совокупности отноше­ний людей к природе, между собой и к самим себе. В по­нятии Культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и ка­честв, своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах обществ, раз­вития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей (напр., античная Культура, социалистическая Культура). Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятель­ности людей в конкретных сферах обществ, жизни. В Культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отд. индивида (личная Культура)

Первоначально понятие Культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Хотя само слово «Культура» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-й пол. 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её пределами Эллиы видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности», главное своё отличие от «некультурных» варваров. В поздне-римскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «Культура», зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, пози­тивно оценивавший гор. уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизации. Слово «Культура» стало ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под совершенством Культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеа­лу просветителей.

Для буржуазной философии характерно отождествление Культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственным форм правления. Так, французские просветители 18 в. (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) сводили содержание культу процесса к развитию человеческого «разума». «Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) состоит в «разумности» их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель Культуры, соответствующая высшему назначению «разума»,— сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы.

Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» Культуры и цивилизации (Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной развращённости «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Культура с этой точки зрения предстаёт как область духовной свободы человека, лежащая за пределами его природного и социального су­ществования.

Теория единой линейной эволюции Культуры была также подвергнута критике с иррационалистических позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» — замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно про­тивопоставление Культуре и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития данного общества. Сходные представления развивались в России Данилевским, позднее Сорокиным, а в Великобритании — Тойнби. В некоторых концепциях критика Культуры, начатая Руссо, доводилась до полного её отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а любая Культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).

С последней трети 19 в. изучение Культуры развивалось и в рамках антропологии и этнографии. При этом скла­дывались различные подходы к Культуре. Положив начало т. н. культурной антропологии, английский этнолог Тайлор определял Культуру путём перечисления её конкретных эле­ментов, но без уяснения их связи с организацией общества и функциями отд. культурных институтов. Американский учёный Боас в нач. 20 в. предложил метод де­тального изучения обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных обществ и их сравнения, позво­лявший выявить исторические условия их возникновения. В культуроведении получают раз­витие и др. подходы к изучению Культуры. Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль Культуры при передаче социаль­ного наследия от поколения к поколению было развито представление о коммуникативных свойствах Культуры.

Первый подход— функциональный, согласно кот-му культура рас­сматривается как способ функционирования общ, как способ осуществления чел-ких потребностей, интересов, идей, программ и т.д.

Второй подход — качественный: культура характеризуется как качест­венное состояние общества, как уровень, степень господства людей над природой и общественными отношениями. Отсюда и привычные словосочетания: культура производства, куль­тура земледелия, культура быта, общения, чувств и т.д.

Третий подход — аксиологический, ценностный: культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Такой подход тре­бует разграничения того, что относится к культуре, а что — к антикультуре. В общ есть явления, которые не относятся к культуре: жесто­кость, варварство, дикость, необузданность, фашизм, национализм, шови­низм, ведущие к кровопролитию. Ценность — это выражение положитель­ной значимости предметов или явлений в отличие от негативной их значи­мости.

Четвертый подход — креативный (творческий): произведения культуры рассматр как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства. Сюда включаются не только результат чел деят, но и сами способности людей, процесс реализации способностей, связанный с творением предметов.

Пятый подход — нормативный, согласно которому культура связана с сущ-нием норм, правил поведения людей, с их традициями, обыча­ями. Сюда относятся способы накопления и передачи информации с по­мощью символов и знаковых систем, причем имеются в виду только те нормы, правила, традиции, которые соответствуют современному, цивил уровню общ, способ-му его поступательному дви­жению.

Шестой подход — духовно-личностный, включающий разви­тие способностей людей, определ уровень их образованности, воспи­танности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, ин­теллигентностью людей.

Суммируя рассмотренные подходы, можно заключить, что культура — это система материальных и духовных ценностей, это формирование и результат освоения ("очеловечения") действительности, которая создается в ходе творчески-преобразующей деятельности людей, выражающей сте­пень их господства над природой (а ныне и все более гармонии с ней) и общественными отношениями. Различают три основные и взаимосвязанные части культуры — материальную, политическую и духовную. В другом варианте в культуре выделяются такие три слоя: материальная, духовная и художественная культуры.

Наши рекомендации