Понятие метода и методологии в научном познании. Многоуровневая концепция методологического знания.
Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах. Методология--отношения субъекта к средствам и механизмам приращения знаний.В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений: - философия науки - материалистическая диалектика - феноменология - структурализм - пост позитивизм - герменевтика - теории интерпретации текста Любой метод разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания: I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания. Методы эмпирического исследования:- наблюдение - эксперимент - сравнение - измерение Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью приборов. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа: 1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве 3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики 4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые Общелогические методы познания: - анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части - синтез - воссоединение целого из частей - индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер - дедукция - рассуждения от общего к частному - аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств - обобщение - установление общих признаков ряда объектов Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов сопиально-гуманитаркых наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке.Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретика методологическими положениями специальных наук 3 Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 4. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования 5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комгiлексных научных программ. Методология — сложная, динамичная, целостная, система способов, Приемов, принципов разных уровней, содержаний, возможностей и структур.
№7
. Проблема человека в философии. Многомерность феномена человека и основные подходы его постижения.
Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии - образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом - "в здоровом теле - здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.
В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек - политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека - теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир - момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек - актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека - А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях.
Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек - венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы.
Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени - механистический подход к душе человека. Человек-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила извне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.
Проблема становления человека в условиях развития - проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога. Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало - человек должен стремиться к Богу через творчество.
Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой.
Человек – существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда. Человек - Номо sapiens, человек - существо социальное. Каждый человек уникален - он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили.
Классификация: Субъективистский подход: человек - его внутренний субъективный мир. Объективный подход: Человек - носитель внешних объективных условий существования. Синтезированный подход: субъективный и объективный.
1,-Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые понимали как синонимы, другие - нет. Сущность то, что делает человека человеком: разум, мораль, нравственность и т. д. Атеисты (Камю, Сатр) считают, что у человека нет природы, человек-существо, которое в момент появления не имеет сущности, человек существует настолько, насколько себя ощущает. Представители религиозного крыла, Хайдегер и Ясперс, считают, что сущность человека не может существовать без понятия Бога.
Человек - создатель культуры. Сущность человека проявляется тогда, когда он представляет то, что он есть сам по себе. Проявить себя он может в пограничной ситуации: болезнь, борьба и т. д. Человек приобретает сущность только после смерти, до смерти говорить о сущности не имеет смысла.
2,-Представители научного материализма и марксизма: бытие определяет сознание. 3,-Его начало заложено в психоанализе З. Фрейда, который пытался синтезировать различные стороны человеческой жизни, психики.
ЧЕЛОВЕК - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии Ч. традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы,. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь - это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее Ч. в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как таковой, где видовая особенность Ч. во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (Ч. как "разумное животное") и социальности ("Ч. - это политическое животное").. Конкретный Ч. - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.
Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нас не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматривая научное знание как момент отношения человека к миру, оно позволяет взять его в более широком контексте. И более того, рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.
Античность – человек во всех своих проявлениях подчинялся року, цель и смысл жизни – противостояние этому року. Аристотель: определяет сущность человека, сравнивая его с животным через социальную, общественно-политическую деятельность в государстве. Человек существо общественно-политическое.
Средневековая философия – сущность человека в его божественном происхождении, а смысл жизни – в спасении своей бессмертной души.
Эпоха возрождения – выдвигается образ всесторонне развитой личности, цель и смысл жизни – это художественное творчество.
Новое время – усматривают в человеке его духовную сущность, но основное содержание не вера и разум, сущность человека раскрывается с его природно-биологической основой.
Немецкая классическая философия – абсолютизировала духовное начало в человеке, а его сущность видела в сознании либо в самосознании. Человек является творцом самого себя через многообразие своей практической деятельности. Кантовский императив – не как к средству, а как к цели.
Антропологический материализм (Фейербах) в 19 веке рассматривает человека как высший продукт природы, полное подчинение биологическим законам. Любовь (Фейербах) – самая глубокая сущность и потребность человека.
Марксистская философия – рассматривает человека как мыслящее и как активно-деятельное существо. Освобождение человека от капиталистической эксплуатации других форм отчуждения и социального подавления. Отчуждение – не свойство духа, а конкретное историческое отношение в обществе.
Философия 20 века перенесла внимание с рациональных на иррациональные системы. Сущность человека не разум, а знание, не активная деятельность, а рациональное переживание, страдание, отчаяние.
Подструктуры: биологическая – морфологический генезис; психологические – духовность; социальные потребности и интересы.
Субъективный идеализм замыкает человека в его внутреннем мире, отрывает от объективных основ бытия, сводит его жизнь к произвольному или условно-конвенциональному упорядочению комплекса ощущений.
Материализм исходит из примата объективной реальности и видит назначение человека в ее познании и преобразовании.
Объективный идеализм рассматривает человека как особое, самое главное творение Бога, предназначенное вернуть в его лоно отпавший от него и погрязший в грехе и раздорах материальный мир.
Дуализм постулирует двойственность человека, его параллельное существование в несводимых реальностях, которые И. Кант назвал "миром свободы". В первом случае человек подчиняется законам природы, живет как существо материальное, во втором — как существо идеальное, обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность.
№2 Обоснование результатов исследования. каждое
Обоснование — мысленная процедура, направленная на принятиеопределенной системы знаний, оценок, норм, способов деятельности путем установления их связи с другими духовными образованиями (более широкой системой знаний, оценок, норм, представлением об успешном способе действия).
Одним из элементов научного исследования является его результат. Результат исследования это приращенное знание, представляющее собой решение проблемы, обеспечивающее достижение поставленной цели и задач исследования, а также знание, доказывающее невозможность решения проблемы при данном способе ее постановки. Он фиксируется в форме новых научных фактов, количественных зависимостей между явлениями, понятий, категорий, научной картины исследуемой реальности, а в идеале — в виде научной теории. Результат (даже в этом способе существования) обеспечивает видение исследовательской работы с позиции общего замысла. На завершающей стадии исследования он не только фиксирует новый уровень изученности объекта, но и способствует более полному осмыслению путей и методов познания, а также особенностей системной организации знания, накопленного в данной дисциплине или области исследования.
Вместе с тем результат может содержать информацию, которая изначально не предполагалась быть полученной. Обычно ее квалифицируют в качестве побочного результата (результатов). Грань между планируемым и побочным результатом бывает достаточно условна. Побочные результаты могут быть получены также более затратным путем, а именно, путем дополнительной работы исследовательского характера на более ранних стадиях. Характер побочных результатов может оказаться неожиданным и нетрадиционным. Обоснование является логической процедурой, связанной с оценкой некоторого продукта познания в качестве компонента системы научного знания с точки зрения его соответствия функциям, целям и задачам этой системы. Рассмотрим важнейшие из методов, используемых при обосновании знаний, — доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретацию, оправдание.
Доказательство — логическая процедура, при которой выражение с неизвестным пока значением выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Это позволяет исключить всякие сомнения и признать истинность данного выражения.
В структуре доказательства выделяются: а) тезис, т.е. выражение, истинность которого устанавливается; б) доводы (основания, аргументы), т.е. высказывания, с помощью которых устанавливается истинность тезиса;
в) добавочные допущения, т.е. выражения вспомогательного характера, вводимые в процедуру доказательства и устраняемые при переходе к окончательному результату; г) демонстрация, т.е. логическая форма, в которую облекается данная процедура.
Типичным примером доказательства может служить любое математическое рассуждение, по результатам которого принимается некоторая новая теорема. Различают доказательства прямые и косвенные.
В прямом доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. Так, обосновывая тезис «медь электропроводна» достаточно привести доводы: «медь — металл» и «все металлы электропроводны>, — из которых непосредственно последует данный тезис.
При косвенном доказательстве идут окольным путем, используя при этом ложность некоторых высказываний, что, однако, приводит к признанию истинности тезиса. Наиболее распространенными разновидностями косвенного доказательства являются апагогическое (уводящий, отводящий) и разделительное доказательства.
Опровержение устанавлиет ложность тезиса. Различают две разновидности опровержения: доказательство антитезиса и установление ложности следствий, вытекающих из тезиса. При опровержении некоторого высказывания путем доказательства антитезиса самостоятельно доказывается высказывание, противоречащее опровергаемому тезису (антитезис). Например, если этим путем попытаться опровергнуть высказывание «Все русские философы — материалисты», то достаточно доказать антитезис «Некоторые русские философы — нематериалисты».
При опровержении тезиса путем установления ложности вытекающих из него следствий сначала делается допущение об истинности опровергаемого тезиса и из него выводятся следствия. Если хотя бы одно из следствий не соответствует действительности,
В науке и практике наряду с доказательством и опровержением широкое применение находит такая разновидность обоснования знаний, как подтверждение. Оно играет особую роль при наличии гипотез — положений, истинность которых еще не установлена, — и отсутствии достаточных аргументов для их принятия. Если при доказательстве достигается полное обоснование истинности некоторого высказывания, то при подтверждении — частичное. Возражение. Если подтверждение служит усилению некоторого тезиса в плане его истинности, то возражение направлено на его ослабление. Возражения могут быть прямыми и косвенными. При прямом недостатки тезиса выявляют непосредственным его рассмотрением. При этом, например, приводят истинный антитезис, и тогда возражение против тезиса тождественно его опровержению. Это наиболее сильный случай возражения. В иных случаях используют антитезис, который недостаточно обоснован или обладает определенной степенью вероятности. Самая слабая форма прямого возражения — обращение к мнению или вере — объективно недостоверным источникам признания истинности. Косвенное возражение направлено не против самого тезиса, а против приводимых в его обоснование аргументов или логической формы его связи с аргументами (демонстрации).
Интерпретация — в широком смысле предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу; в специальном — экстраполяция исходных положений какой-либо формальной системы на какую-либо содержательную систему, исходные положения которой определяются независимо от формальной системы.
Объяснение — раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, Которым подчиняется данный объект, либо путем установления тех отношений и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики. Различают объектное и субъектное (деятельностное) объяснение. В первом случае объяснить некоторое явление — значит раскрыть его сущностные характеристики (эссенциальное объяснение), установить, следствием какой причины оно является (причинное объяснение), или выяснить, какую роль оно выполняет при данных обстоятельствах (функциональное объяснение).
№8 вопрос 1