Вопрос 2 Понятие и типы научной рациональности

Научная рациональность —соответствие теоретических построений, но уже не объекту, который теорией отображен, а тем средствам познания, нормам и идеалам, которые приняты наукой и ведут к объективной истине.

Критериями рациональности являются логические законы и правила, философские допущения, существующие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения исследовательских задач и пр. Каждая эпоха в развитии науки характеризуется собственным типом рациональности. Смена типов рациональности свидетельствует не только о степени зрелости познающего субъекта, но и о характере системных объектов, которые им осваиваются.

Деление наук на естественные, социально-гуманитарные и технические родилось в рамках классического типа рациональности, господствовавшего в науке вплоть до ХХ в. реальность изучается такой, какова она есть безотносительно к исследователю. Непременным условием объективно истинного знания классическая наука считала элиминацию из описания и обоснования всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Второй тип — неклассическая рациональность. Ее появление в физике, долгое время являющейся лидером естествознания, относится к началу ХХ в., когда она вышла на освоение микро- объектов. В соответствии с неклассической рациональностью научное изучение реальности предполагает учет используемых средств (приборов, систем отсчета, способов описания и обоснования).

Вообщ,е..то и ученые ХIХ в. изучали внешний мир с помощью приборов: телескопов, микроскопов и т.д. С появлением неклассического типа рациональности началось шокировавшее современников «стирание граней между объектом и субъектом» (М. Борн). Прежде всего стала очевидной искусственность подораздела между естественными и техническими дисциплинами. Как и в технических науках, в естествознании любые объекты стали рассматриваться не только в качестве подчиненных законам природы, но и в качестве «естественно-искусственных)> систем, поставленных в зависимость от средств исследования. Трети тип постнеклассическая рационалыюсть (конец ХХ в.) —,знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и с социальными целями и ценностями. Вопросы «почему?» и «как?» органично сочетаются. Прочный научный статус приобретают такие категории, как субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип рациональности характерен для сложных, саморазвивающихся (синергетических) систем, в которые в качестве компонента включен сам человек.

Примером таковьих может быть любая политическая система. Поскольку политика носит социально-классовый характер.

№ 6 Понятие пространственно-временного континуума.

Пространство — форма существования материи, выражающая протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах: во-первых, взаимное расположение объектов (впереди, сзади, вне, внутри, близко, далеко, сверху, снизу и т.д.); во-вторых, их способность занимать определенный объем (иметь длину, ширину, высоту); в-третьих, свойство объектов иметь определенную форму (внутреннюю — структуру и внешнюю — конфигурацию, очертания).

Время - форма существования материи, выражающая длительность существования и смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем: во-первых, продолжительность существования предметов , явлений, процессов, длительность изменения и развития их отдельных сторон, фаз, ступеней (постоянно, продолжительно, непродолжительно); во-вторых, порядок следования (последовательность) смены состояний, событий и процессов в сфере материальных объектов (до, после, одновременно); в-третьих, скорость и ритм процессов изменения и развития, интегрирующие две первые характеристики (быстро, медленно, периодически, неритмично).

Пространство и время как формы существование материи. Пространство - это взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их свойство иметь определенную структуру, форму. Время - это длительность существование процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов. Специфич. св-ми времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем. Ритмичность - это всеобщее свойство пространства и времени: - объективность - безграничность - бесконечность - единство прерывности и непрерывности Особенные свойства пространства: - трехмерность и симметричность Особенные свойства времени: - одномерность - одно направленность - необратимость В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени: 1) Субстанционная. Пространство и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное существование независимо от материальных тел. Пространство - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции - механическая картина мира. 2) Реляционная. Пространство и время понимается как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала, ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи. Конечность пространства - это прерывность, дифференцированность материи. Конечность времени - это конечность существования отдельных материальных систем. Конкретные представления о пространстве и времени меняются с развитием познания. Различают структурные уровни организации материи характеризующиеся специфическим, пространственно-временными особенностями.

Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие свойства П. и В.:объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств. бесконечность.

В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между бытием и небытием всего сущего. Материя и движение сущностно едины. Движение— это способ существования материи: быть — значит быть в движении.. Любое движение предполагает так или иначе изменение положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом времени. Развитие– это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Характеризуется направленностью и необратимостью. Развитие – это саморазвитие. Мы не можем развить человека, а можем создать условия для развития. Гегель рассматривал развитие и отразил в развитии законов диалектики. Развитие – это единство прогресса и регресса с преобладанием прогресса. Движущиеся тела не могут двигаться, существовать иначе, чем в пространстве и во времени. Движение, пространство и время – это объективные, неотъемлемые свойства материи.

Принципиально различными в трактовке П. и В. в истории философии выступали подходы, постулирующие их как: а) такие формы бытия, которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем, которые в них "помещены" и в них существуют и являются; б) такие порядки, такие внутренние "меры" природно-социальных систем, которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и характером. В модели мироустройства Ньютона П. и В. трактовались как однородные, универсальные и абсолютные формы бытия. Идеи "пустого" П. и абсолютного, автономного от человека В. всего лишь как одну из координат многомерного пространственно-временного континуума. В рамках концептуальных моделей возможно многомерное пространство, не апплицируемое на трехмерный мир, и нелинейные модели течения времени. В философии 20 в. доминирует понимание В. как условия возможности, как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе, а следовательно, постулирование того, что В. отсутствует и в субъекте, и в объекте, и "вовне" и "внутри" (Хайдеггер).

Наши рекомендации