Эволюция представлений о предмете философии, её структуре, содержании и функциях классической и посткласической западноевропейской философии.

Вопрос №1 Понятие социальной структуры и типы социальных структур.

Современные концепции социальной стратификации.

Социальная структура - объективная расчлененность общества на социальные группы /классы, страты/; Страты - термин, исп-й в социологии для обозначения группы людей, объединяемых некоторыми признаками /занятость, доходы, образование и др./

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры. Первая — социально-этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения. общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии и отделившихся друг от друга родов, а также народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родствнные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей, и нация как такая общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.

Вторая подструктура социальной структуры общества — социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Третья подструктура — социально-пространственная как форма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенчкому кругу признаков (образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т.д.).

Четвертая подструктура социально-классовая, определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного гiроизводства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения долл общественного богатства.

Пятая подструктура профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово “стратификация обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории классов и классовой борьбы.

Вопрос 2

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических фактов. Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме. В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов, даются характеристики прибора. В данных наблюдений наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д. Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т.п.

Методы научно-эмпирического исследования.

Наблюдение– целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью определенных знаковых средств.Беседа, интервью и анкетирование. В исследованиях, проводимых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по педагогике, психологии и социологии, широкой известностью пользуются методы, которые в наиболее общем смысле слова можно назвать опросом . В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить беседу, интервью и анкетирование.

Беседа применяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. атмосферного давления и пр.Измерение –метод исследования при котором устанавливаются отношения одной величины к другой служащей эталоном, стандартом.

Различают прямые и косвенные процедуры измерения. К последним ОТНОСЯТСЯ, например, измерение объектов, процессов которые удалены от нас или непосредственно не воспринимаются. Значение измеряемой величины устанавливается при этом опосредованно. Косвенные измерения осуществимьт тогда, когда известна общая зависимость между величинами, которая позволяет вывести искомый результат из уже известных данных.

Измерение Предполагает обязательное наличие: а) объекта, над которым производится некоторая операция; б) свойства этого объекта, которое поддается восприятию и величина которого устанавливается с Помощью данной операции; в) инструмента, посредством которого эта операция воспроизводится 1

1 Эмпирич описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Описание подразделяется на два вида – качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей м/у результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам (рассказать самостоятельно). Наблюдение и сравнение могут проводится как относительно самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с экспериментом. В отличии от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий.

Эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов благодаря активному воздействию на предмет исследования. Эксперимент — метод, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых, управляемых, точно учитываемых условиях. Он дает возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость, прежде чем сравнивать полученные результаты. Эксперимент обычно включает выделение объекта исследования (некоторой вещи, явления, процесса), создание необходимых условий (материальные факторы воздействия на объект исследования, устранение нежелательных воздействий - помех).

Различают сравнительный и независимый эксперимент—проводится изучения ряда экспериментальных групп, без сравнения их с контрольными путём накопления и сопоставления данных в области проверки гипотезы В зависимости условий проведения различают естественные и лабораторные .. На основании проведенного сравнения можно всякий эксперимент расчленить на три составляющие: 1) познающий субъект ( экспериментатор) и его деятельность; 2) средства ( инструменты, приборы, экспериментальные установки), с помощью которых проводится эксперимент; 3) объект экспериментального исследования.

Один из наиболее распространенных и универсальных методов познания — метод сравнения. Выявление же общего, повторяющегося в предметах есть ступень на пути к познанию закона. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях. Анализ — это метод исследования, состоящий в мыс­ленном расчленении целого или вообще сложного явле­ния на его составные части. Синтез — это метод исследования, состоящий в мыс­ленном соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон сложного явления и постиже­нии целого в его единстве. Когда по каким-либо причинам (экономическая неце­лесообразность, моральные, гуманные причины) прямое экспериментальное исследование нецелесообразно, тогда прибегают к моделированию. Модели могут быть мыслен­ными и материальными.

Формы научного познания:

1. Научный факт – характеризует достоверное эмпирическое знание, т.е. установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов. Эмпирический факт формируется на основе интерпретации с помощью уже существующего теоретич. знания, а затем может быть использован для построения нового, еще не существующего теоретического знания. В итоге возникает проблемная ситуация как первая фаза становления научной проблемы.

2. Проблема – характеризует знание о каких-то вновь открытых ранее не известных сторонах какого-то известного объекта, т.е. это определенное знание о незнании, фиксация того, что в известном обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению.

3. Гипотеза – научно обоснованное предположение, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию, которые и породили проблему. Гипотеза не может противоречить существующим законам из той же предметной области, к которой относится гипотеза. Однако, это требование не является абсолютным. Превращение гипотезы в теорию не меняет содержание гипотезы.

4. Теория – высшая форма организации научного знания, так как в ней достигается глубокое, сущностное отображение изучаемого факта, явления реальности. Основными структурными компонентами теории являются: теоретическая модель (система абстрактных объектов, относительно которых строятся все высказывания теории) и математический аппарат теории.

№5 Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира. Идеи системного и эволюционного подходов в исследовании неживой природы органического мира и социальной жизни.

Принцип глобального (универсального) эволюционизма можно характеризовать как тенденции синтеза современных научных знаний, то они могут быть выражены в стремлении построить научную картину мира. Научная картина мира – это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Классическая картина мира рассматривала его как сумму элементов, считала, что есть устойчивые законы мира. Во второй половине 20 века формируется постклассическая картина мира. Она связана с развитием неравновесной термодинамики, синергетики, теории систем, глобального эволюционизма и т.д., а также с развитием концепции ноосферы, требующей синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. Современная картина мира включает объекта как неотъемлемого элемента самой природы. Идея господства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта, сменяется идеей гармонизации человека и природы, человека и космоса. Новую дисциплину, в которой исследуется взаимодействие многих подсистем разной природы, Хакин предложил назвать синергетикой. Она занимается изучением самоорганизующихся систем. Для них характерны нелинейность, необратимость, непредсказуемость, открытость. Их развитие нельзя предсказать однозначно. Идея о взаимообусловленности человека и вселенной привела к появлению антропного принципа: «если бы законы, которые определяют процесс самоорганизации материи во вселенной были бы иными, то нас просто бы не существовало» или «в мире все происходит так потому, что мы в нем есть». Концепция глобального эволюционизма – это современная форма конкретизации философского учения о развитии мира. Развитие мира возможно как коэволюция человека и природы. Поиск гармонии сегодня выражен концепции устойчивого развития. Экономическое развитие должно быть экологически приемлемым. Большую роль играют информационные технологии.

Наиболее полную разработку принцип эволюции получил в биологии и стал ее фундаментальным положением со времен Ч. Дарвина. Однако до настоящего времени он не был доминирующим в естествознании. Во многом это связывалось с тем, что в качестве науки-лидера выступала физика, которая транслировала свои парадигмальные установки в соседние отрасли знания.

Что же касается биологии, то ее представления. касающиеся Живой природы, не рассматривались как базисные основания мироздания. Поэтому, участвуя в построении научной картины мира, биология, тем не менее, долгое время не претендовала на то, чтобы ее идеи и принципы приобрели универсальный характер и применялись во всех других областях исследования.

Глобальный эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Новое содержание в концепцию глобального эволюционизма было внесено в 40—50-х гг. ХХ в., когда были развиты идеи общей теории систем. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристичной прежде всего в рамках биологической науки, где она привела к разработке проблемы структурных уровней организации живой материи, анализу различного рода связей как в рамках определенной системы, таки между системами разной степени сложности. Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся системы. Формирование самоорганизующихся систем можно рассматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, своего рода “синхронный срез” некоторого этапа его эволюции. Глобальный эволюционизм можно рассмотреть как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отношении универсальный эволюционизм не только распространяет идею развития на все сферы бытия (устанавливает универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), нон преодолевает ограниченноСть феноменологического описания развития, связывая такое описание с идеями и методами системного анализа. Идеи глобального эволюционизма получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.

В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной Вселенной и синергетика.

В 20-х гг. ХХ столетия в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения, которое было связано с именем В.И. Вернадского и которое называют учением об эволюции биосферы и ноосферы. Его, бесспорно, следует рассматривать как один из существенных факторов естественнонаучного обоснования принципа глобального эволюционизма. В концепции В.И. Вернадского жизнь представала как целостный эволюционный процесс, включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию. Тем самым своим учением о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский фактически продемонстрировал неразрывную связь планетарных и космических процессов.

От того, как человек будет строить свои взаимоотношения с окружающим миром, зависит само его существование. Не случайно проблемы коэволютщи человека и биосферы постепенно становятся доминирующими проблемами не ТОЛЬКО ДЛЯ современной науки и философии, но самой стратегии человеческой практической деятельности, Наряду с эволюционной Теорией существенную роль в обосновании глобального эволюционизма внесла концепция расширяющейся и раздувающейся Вселенной.

Согласно этой концепции полагалось, что приблизительно 15—20 млрд лет назад в результате Большого взрыва началось расширение Вселенной, которая вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления.

В середине ХХ столетия идеям ЭВОЛЮЦИИ Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с возникновением Концепции раздувающейся Вселенной, В результате развития концепции раздувающейся Вселенной претерпевал изменение взгляд на нее как на нечто однородное и изотропное, и возникало представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных. в КОТОРЫХ в свойства элементарных частиц, в величина энергии вакуума, и размерность пространства и времени могут быть различными.

Вопрос 2

Определение объекта и предмета исследования. Объектом педагогической науки, к которой относится и сфера физической культуры и спорта, является учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный управленческий процесс, тренировочный процесс. Основным объектом научно-педагогичесКг исследования могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, Физкультурноозоровительном комплексе и т. д. Однако объект исследования должен формулироваться не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве Важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими состаВныiи частями дан- ного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта [9,

Предметом педагогического исследования могут выступать: прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления общеобразовательной, среднеспециальной и высшей школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами; особенности и тенденции развития спортивно-педагогической науки и практики; педагогических взаимоотношений. Из сказанного выше следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.Приведем несколько примеров:

объект исследования — процесс развития и формирования двигательных координаций у учащихся 7 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом, предмет исследования — методика стандартной тренировочной программы для развития координационньих способностей у детей младшего школьного возраста (7 лет), тема исследования — методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы;

объект исследования — система физического воспитания , предмет исследования процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, тема исследования — формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.

Определение цели и задач исследования. • цель исследования — это представление о необходимости обеспечить приращение знания, содержащего ответы на зафиксированные в проблеме вопросы о предметных характеристиках объекта;

• задача исследования — это представление, детализирующее характер знаний, которые необходимо получить для достижения цели исследования. Это относительно самостоятельный, отличный от описанного выше смысл терминаИсходя из названия работы, ее объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития (воспитания) физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочньтм и воспитательным процессом и т. д.

Гипотеза — (греч. Hypothesis основа, предположение) — предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным. Гипотетическим называется и соответствующее умозаключение. Потребность в гипотезе возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известны множественные обстоятельства, предшествовавшие или сопутствовавшие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение гипотезы на основе определенных факторов — это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат. Основные правила выдвижения и проверки гипотезы следующие:

· Гипотеза должна находится в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми факторами, которых она касается.

· Из многих противостоящих друг другу гипотезы, выдвинутых для объяснения серии факторов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число; конечно, для объяснения отдельных факторов этой серии можно выдвигать так называемые рабочие гипотезы.

· Для объяснения связной серии факторов нужно выдвигать, возможно, меньше различных гипотез и их связь должна быть, возможно, более тесной.

· При выдвижении гипотезы необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.

· Гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи различного объекта.

В практике проведения исследований, направленных на решение задачтеории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Беседа, интервью и анкетирование.

4. Контрольные испытания.

5. Хронометрирование.

б. Экспертное оценивание.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистическме методы.

Применение основных педагогических методов в исследованиях в области физического воспитания и спорта позволяет использовать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиологические, психологические, биомеханические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения современных технических устройств и приборов с использованием современных компьютеров и информационных технологий.

№9

Вопрос №1

Идеология- это система идей, взглядов и теоретичес­ких принципов, которые отражают (правильно или ил­люзорно) экономические отношения в обществе с извест­ных позиций и определяют перспективы развития. Иде­ология и общественная психология имеют одну общую основу, общественное бытие, положение разных соци­альных групп в системе общественных отношений. Но между ними существуют глубокие различия. Идеология- это систематизированное и теоретически осмысленное отражение общественного бытия с позиций определенных общественных интересов. Она не возника­ет стихийно (как общественная психология) и не разра­батывается всем классом, а создается идеологами того или иного класса. Вместе с тем общественная психология влияет на иде­ологию: с одной стороны, идеологи выявляют коренные интересы класса, теоретически их обосновывают, учиты­вают изменения положения и интересов класса, что ве­дет к развитию идеологии, например к выработке по­литических программ, конституций государств. С дру­гой стороны, идеология влияет на повседневное созна­ние через образование, агитацию, пропаганду и т.д., поднимает сознание класса на теоретический уровень, дает ему самосознание — понимание общественных и своих коренных интересов, основных целей и задач. Сущность идеологии заключается в отражении обще­ственного бытия с точки зрения интересов определен­ных социальных групп. В сфере общественного сознания идеологии принад­лежит ведущая роль. Она оказывает глубокое влияние на всю жизнь общества: направляет деятельность лю­дей, объединяет класс, приводит к образованию раз­ных организаций, политических партий и учреждений, возникновению идеологических отношений, например политики.Идеология (самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет исключительно важную роль в политической жизни общества.

Государственная политика и стратегия реформирования сферы физической культуры и спорта

Физическая культура, спорт и туризм в Республике Беларусь относятся к числу важных факторов оздоровления населения, сохранения генофонда нации. Благодаря целенаправленным и последовательным действиям Главы государства и Правительства страны, физкультурноспортивному движению придан статус одного из главных приоритетов социальной политики государства.

В настоящее время физическая культура, спорт и туризм представляют собой самостоятельную отрасль народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь со сложившейся системой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, системой специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Вопросы развития физической культуры и спорта рассматриваются в прямой связи с решением задач развития экономики, культуры, воспитания подрастающего поколения.

В отрасли практически завершена разработка основных нормативных правовых актов для ее успешного функционирования. Принятые Законы Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» в 1993 г., «О туризме», «Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма на период 1997—2002 гг.», ((Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003—2006 гг.»

были направлены на использование средств физической культуры и спорта

в интересах личности и общества, в первую очередь детей и учащейся молодежи, на организацию занятий физической культурой и массовым спортом

в государственной системе восгкг тания и образования.

Возрастание роли и ответственности государства в развитии физической культуры, спорта и туризма подтверждают принятые Указ Президента Республики Беларусь <Ю дополнительных мерах государственной поддержки физической культуры и спортал, постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах повышения эффективности физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов», <О совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и городских поселках республики», <Ю первоочередных мерах по строительству и реконструкции спортивных сооружений)> и другие.

Для их реализации в нашей стране принята концепция физического воспитания дов.iкольников, учащихся и студентов, разработаны и внедряются Государственный физкультурнооздоровительнь1й комплекс, Программа молодежного физкультурно-спортявного движения «Олимпийские надежды Беларусю>, прикладной физкультурно-сгIорТивньгй комплекс (<Защитник Отечества»; в городах и районах ведется работа по созданию физкультурно-спортивных клубов и центров физкультурно-ОЗдоровительной работы.

Министерство спорта и туризма (Минспорт) приняло участие в разработке Государственной программы по формированию здорового образа жизни населения на 2002—2006 гг., одобрен ной Советом Министров Республики Беларусь. Причем на Минспорт наряду с Минздравом и Минобразования возложен контроль над выполнением данной Программы.

Реализуя утвержденную Указом Президента Республики Беларусь Программу «Дети Беларуси», Минспортом совместно с заинтересованными организациями проводятся республиканские фестивали «Спорт и искусство», <Юлимпийцы среди нас», слет «Рождественские старты» среди аткол-интернатов и домов для детей-сирот, республиканские спортивные мероприятия для детей-инвалидов и детей из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Все большую популярность у детей и подростков Республики Беларусь приобретают соревнования по футболу «Кожаный мяч», по хоккею «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь, республиканские зимняя и летняя спартакиады по месту жительства.

Вопрос 2

Вопрос 2 Образование как объект философского исследования

Образование в целом есть поле комплексных исследований, меж- дисциплинарного подхода и системного анализа, поскольку оно является “системным” объектом и системны его основные проблемные ситуации. Поэтому трудно согласиться с мнением ВВ.Краевского, который полагает, что только педагогика как научная дисциплина, специально и профессионально занимающаяся образованием, имеет право “рассматривать его как свой собственный объект б его специфике и единстве всех компонентов”

Образование как вид социокультурной деятельности человека, порождающий становление определенных отношений между людьми (педагогических) и соответствующих социальных структур (социальный институт образования), может выступать, как ранее так и сейчас, в качестве объекта философского исследования. для философской рефлексии как нет особых “объектов” внутри этой системы, так нет и запретов — любая область отношений мира и человека может стать проблемой философского осмысления, только под определенным углом зрения и со специфическими мировоззренческими и методологическими целями, а именно связей “частностей” с общей картиной мира, необходимой человеку для ориентации в нем и построения адекватных систем практического действия. Образование результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования — обучение в учебном заведении, где оно тесно связано с воспитанием2.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданиНОМ (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)

В целом можно отметить, что понятие образования в нашей педагогической науке за последние десятилетия претерпело значительные изменения. Так, в учебнике “Педагогика” 1954 года издания авторы отмечают: “Под образованием мы понимаем процесс вооружения учащихся системой научных знаний, умений и навыков”4. 60-е годы образование это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы5. В 70-е годы — это уже процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

При всем многообразии онтологий существенной чертой образования признается его фундаментальность в отношении человеческого бытия. Эта фундаментальность связана с принципиальной открытостью и универсальностью человека как родового существа, наличием внебиологических механизмов фиксации и передачи опыта от поколения к поколению Человек понимаеися как социобиологическое вещество.

В сфере гуманитарных наук, понятие образования приняло свой облик в процессе духовной эволюции .рассмотрение человека с другими объектами. В связи с этим идёт анализ таких понятий, как образование, искусство, история, творчество, мировоэзрение переживание, гений, внешний МИР, внутренний мир, выражение стиль, символ, которые таят в себе бездну исторических 0ннотаций. “формы знания и образование” образование как “восхождение к всеобщему” также является категорией бытия, а не знания и переживания1. Шелер прежде всего констатирует ситуацию нрастающей несвободы в Европе, подчеркивая, что именно “свобода как вечно живая личная спонтанность духовного центра в человеке... есть фундаментальное и первое условие всякой возможности образования и просвещения человека” При этом Шелер видит в образовании и главный фактор противостояния этой несвободе, утверждая, что проблема образования — это центральная проблема ХХ века.

Дополнение НАУКА.

Развернутая характеристика науки как особого социального института позволяет существенно расширить представление о ней и зафиксировать её место и роль в системе общественного разделения труда. Наука совокупность организаций и учреждений, функционирующих в соответствии с особыми правилами и императивами; как систему отношений и ролевых функций возникающих в научных сообществах на различных стадиях исследовательского процесса; в форме фиксации и обоснования ее социального статуса, реализующегося в разнообразных взаимосвязях с конкретно-историческим типом общества; посредством анализа основных форм и методов профессиональной коммуникации в науке.

Процесс институализации науки начинается в 17 столетии в Западной Европе, в результате которог

Наши рекомендации