Дозволения и запреты уравниловки
У "фактического равенства" нет своего позитивного принципа и определенного позитивного содержания, поэтому в разные эпохи и в разных ситуациях требование "фактического равенства" подразумевает различные версии уравниловки (платоновскую, руссоистскую, утопически-коммунистическую, марксистско-социалистическую и т.д.) в зависимости от того, какое исторически конкретное право и формально- правовое равенство отрицается этим требованием.
Смысл марксистско-социалистической уравниловки обусловлен тем, что, согласно марксизму, формальное равенство - это буржуазное право, буржуазное "равное право" (оно, согласно марксизму, на первой ступени коммунизма преодолено по отношению к обобществленным средствам производства, но сохраняется для распределения предметов индивидуального потребления "по труду"), а искомое "фактическое равенство" - это удовлетворение потребительских нужд каждого "по потребностям". Развитие от низшей фазы коммунизма (т.е. социализма) к его высшей фазе (полному коммунизму), по такой логике, означает движение "дальше от формального равенства к фактическому, т.е. к осуществлению правила: "каждый по способностям, каждому по потребностям" [ Ленин В. И .Полн. собр. соч. Т. 33. С. 99. ].
Вопреки этим доктринальным прогнозам, в условиях реального социализма принцип формального, правового равенства отрицается не только применительно к обобществленным (и "огосударствленным") средствам производства, но и в сфере распределения предметов индивидуального потребления. Социалистическая уравниловка как раз и заменяет собой отсутствующее право, выступая как выразитель и проводник "равенства" (неформального, "фактического равенства") в ситуации невозможности правового равенства.
Во всех своих проявлениях социалистическая уравниловка была призвана сохранить и удержать регулируемые отношения (как в сфере труда и его оплаты, так и во всех остальных сферах жизни) в рамках требований, порождаемых социалистической собственностью, принципом отсутствия частной (и вообще всякой индивидуализированной) собственности на средства производства.
Если право и правовое равенство - это отрицание привилегий, абстрактно всеобщий масштаб и формально-равная для всех мера, то социалистическая уравниловка выражала требования и правила иерархической системы потребительских привилегий в границах запрета частной собственности. Она распространялась лишь на "трудящихся" - по принципу: "не трудящийся, да не ест". Причем для каждого уровня этой системы (для соответствующих слоев, профессий и т.д.) действовала своя "сословная" потребительская мера. Внутри каждого такого слоя уравниловка нивелировала различия в трудовых усилиях разных работников и представляла собой привилегию худших перед лучшими.
Везде, где действует уравниловка, неизбежны дифференциация и различие социальных ролей, статусов и функций уравнивающих и уравниваемых со всеми вытекающими отсюда последствиями. Среди "равных" выделяются номенклатурно "более равные" и "равнейшие". Привилегии уравниловки как раз выражают и поддерживают реально возможный способ ее осуществления в жизни.
В целом социалистическая уравниловка была призвана с помощью властно-распределительных норм нивелироватьдопускаемые при социализме различия в сфере потребления и удержать эти различия в рамках требований принципа отрицания частной собственности.
Дозволение и запрет - два основных способа регуляции поведения людей. Дозволения и запреты уравниловки, с одной стороны, и правовые дозволения и запреты, с другой, существенно отличаются друг от друга своим содержанием, смыслом и регулятивным значением.
Цель и суть уравнительной регуляции - минимум реально дозволенного и максимум запрещенного.
При типичном для уравниловки дозволительном (разрешительном) порядке регуляции по логике вещей может быть разрешено лишь нечто ограниченное, уже известное и конкретно-определенное, а все остальное оказывается запрещенным по принципу: запрещено все, что прямо не разрешено Необходимость постоянной силовой поддержки требований уравниловки в условиях социализма предопределяла содержание, направления, формы и методы деятельности всех нормотворческих, нормоприменительныхучреждений и должностных лиц и сопровождалась гипертрофией принудительно-приказного компонента в совокупном объеме их полномочий.