Метафизика в логической сфере и причина упадка проблемы сознания. Сознание и «душа».
Проблема самосознания – самая сложная проблема современной науки. Окружающий мир предстает перед нашим сознанием во всем его многообразии и богатстве. Данная картина мира совмещается с системой наших чувств, эмоций и переживаний, которые говорят нам о состоянии не только нашего тела, но и духовного мира в целом. Наше сознание не только отображает окружающий мир, но и постоянно творит виртуальные, духовные миры, которые определяются нашей мечтой, надеждой, а так же нашим искажением окружающей реальности, выносимым через язык. Наше сознание постоянно существует в виде мысли, производя их и связывая логическим и семантическим смыслом. Сознание воспроизводит нам понимание систем наших ценностей, а так же обеспечивает реальность смысла жизни и все перечисленное основывается на том, что это содержание можно познать при помощи того же самого сознания. То есть одна и та же мера сложности стремится познать свою меру. Сознание является тем свойством человека, которое обеспечивает его процесс развития.
Лейфман:«Если мы возьмем за жизнь одного поколения состояние 50 лет, то оказывается, что история насчитывает 800 поколений, из них 650 жили в пещерах, 200 говорили на различных языках, 70 поколений знали письменность, 6 поколений знали печать, 2 поколения были свидетелями развития электричества и 1 поколение свидетелем полета в космос»
Сознание является фактическим критерием определяющим скорость развития человека. Ильенков: «Сознание это не награда, которая дана человеку богом, это его проклятый дар, ибо без него человек бы был счастливым, так как в нашем сознании находится не только знание о мире, но и вся боль мира, вся его трагедия. И поэтому актуальность исследования феномена сознания является исторически сложившейся. И каждая эпоха ставила проблему и разрешала ее специфику сознания».
В истории существует 3 модели определяющие специфику сознания:
1. Космоцентрическая модель – сознание это реально существующий феномен, космически организованная мысль в виде Логоса,которая существует параллельно с миром вещей, а поэтому предмет познания нашего разума существует уже до того,как на него обратил внимание человек, таким образом разум- наша мысль, существующая так же как и существует вещь. В этом отношении разум постоянен в своем действии, он существует тогда, когда человек не мыслит. Вывод: наш разум и окружающий его мир вещей не связаны друг с другом, взаимосвязь человека с окружающим миром односторонняя, человек отражает миро природы, но не способен отобразить свой собственный мир. Древнейший грек не знал феномена самосознания, понимание сознания в западном мире основывается на принципах :
· Сознание отображает окружающий мир
· Грек знал и существовании души, но не мог ее воспринимать, так как отрицалось существование самосознания человека.
· Самосознание определятся статусом объективного существования и сознание в этом плане не социальный, а природный феномен, часть великого космоса.
2. Теоцентрическая модель – парадигма в понимании природы сознания принципиально меняется. На первое место выступает исследование индивидуального сознания человека или его души. Главная ценность которой состояла в том, что душа может самостоятельно переживать свое собственное существование и через него может быть связана с богом. Эта связь с богом определяется главным свойством души – это ее одиночество, которое определяет нашу индивиальность.
Главная и основная форма деятельности человека состоит в том, что человек должен быть в связи с богом, видеть божественную благодать, это функция его души, функция собственного «я». Кроме души у человека существует сознание. Плотин: «Изгнав первого человека из рая, бог наградил его сознанием, на основе которого он должен существовать в данном мире». Поэтому сознание наше вторично по отношению к душе и предметно, конкретно, ибо оно отражает тот мир, в котором мы существуем.
Сознание является чуждым человеку феноменом. Ибо оно направленно на отображение потребностей нашего тела и мешает созерцать божественную благодать.
Сознание – это явление духовного, того переживания, которое исходит не из бога, а из окружающего мира, оно отображает низший уровень существования как человека, так и божественной благодати.
Главным моментом признавалось самосознание, а оно творит и изменяет духовный мир, нашу душу.
Структура сознания
· Отдохновение божественности – высший уровень, который не связан с телесностью, но связан с исторической памятью, которая запечатлела внутренний опыт связи нашей души с богом. Формирует высшие ценности, такие как сакральность, суверенность, интимность.
· Сознание – уровень релаксации. Здесь человека одолевают чувства, мысли, которые связанны с жизнью в данном мире.
· Там господствуют инстинкты и страсти. Новизна заключается в том, что Плотин включает в сознание животные страсти.
Данное сознание определяется следующими фендаментальными свойствами:
· Сознание – это выражение разновидности человека; душа направлена на бога, сознание на тело.
· Сознание – это отпадение от вечности. Оно напоминает, что все мы конечны, смертны.
· В сознании Осуществляются противопоставления прошлого, настоящего и будущего. Сознание связано с отображением прошлого и настоящего, но не способно осмыслить будущего.
· Особенность сознания, что оно не духовно, а социально и потому оно обрекает человека на страдания, ибо никогда человек не может достичь гармонии в обществе, сознание лишает выбора между духовным и телесным.
3. Антропоцентрическая модель. Основатель – Рене Декарт. Потребовал переосмысления догматов средневековой науки, прежде всего основных положений о человеческой душе.
Основные положения:
· Главным действующим субъектом и творцом является человек.
· Человек не столько духовен, сколько телесен и тем самым привязан к природе, главное понять связь человека с жизнью. Надо изучать наше сознание средствами науки, разума, отбросив все мистическое.
Душа – психика.
· Сознание – высшая форма психического отражения, оно всегда индивидуально.
· Если человек является творцом, то он является условием существования мира, а следовательно, все, что существует надо выводить из сознания человека, сомневаться можно во всем, кроме того, что я мыслю, т.к. существование наше дается через мысль.
«Мыслю, значит существую»
Вывод : сознание является первоначалом всего существующего и причиной существования, т.о. единственным подлинным существованием вещей является их существование в сознинии.
Все существует в сознании в виде априорного знания. Мир становится субъективно существующим и идеи не отображают реальность, они отображают наше состояние – 1-я концепция понимания сознания нашего времени. Здесь производится синтез древнегреческого понимания и средневекового. Т.о. Декарт отмечает, что сознание и познание является индивидуальными процессами.
В середине 19 века: антропологическая концепция – Марксизм.
1. Маркс формирует совершено противоположное: бытие первично, сознание вторично, сознание является отражением нашего бытия. Т.е. оно не отражает природу, оно отображает данный мир через деятельность человека, природа нашего сознания социальна. Следовательно, сознание формируется обществом, вкладывая необходимое содержание, нормы и ценности.
2. В основе сознания лежит коллективное бессознательное, оно определяет алгоритм нашего поведения.
3. Фрейдизм – Фрейд впервые обратил внимание на индивидуальное бессознательное, на понимание природы индивидуального сознания человека, определив общую структуру:
· СверхЯ – те социальные норм, идеалы, которые регулируют деятельность человека в обществе и мире.
· Подсознательное – то, что определяет связь социального и индивидуальным, определяет нашу личность.
· Бессознательное – инстинкты, страсти, эмоции, определяют деятельность и состояние нашего тела, действительно 2 главных инстинкта: эрос и танатос(страх смерти)
Бессознательное связывает нас с живым миром. Задача - бороться с этим. Главная мысль: в человеке спрятана великая внутренняя сила, бессознательное оно , этой силой управляет и ее распределяет некая гипотетическая энергия психики, сексуальных влечений – либидо.
Сида и содержание нашего бессознательного проявляется во всех снах ,это бессознательное постоянно вступает в конфликт со сверх-Я ,которое образует систему социальных фильтров, вытесняющих бессознательное из нашего поведения. Это вытеснение и является сутью культурного поведения человека, поэтому главная идея Фрейда: постоянная внутренняя работа по переводу «оно» в «я», т.е культура человека заключается в постоянной работе по вытеснению биологического из своего поведения и сознания. Значимость такой модели состоит в том, что она определила формирование современного представления о природе сознания.
Во второй половине 20 века выделяются следующие модели:
1. Вульгарно – материальное понимание сознания - оно есть свойство мозга.
2. Информационная модель : сознание – процесс замещения неких структурных моделей. Духовная жизнь – бытие на границе.
3. Сознание – энергетическая модель: особая энергетика , которая существует в системе ноосферы объективно. Гумилев (пассионарность)
4. Объективно –идеалистическая модель. Сознание представляется в виде чистого духа. Религиозное понимание.
5. 20 век: концепции строились по принципу технократизма и при этом практически полностью игнорируется социально- гуманитарное содержание нашего сознания. Отрицается существование ценностей.