Вопрос 1. Философия как первая форма теоретического мышления и его особенности. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний
Ахмадиева М. Е. гр. 1171351
Белоусов М.А. гр.№1171351
Гаптелхаев А. И. гр. 1171351
Дектярев А. И. гр. 1171351
Социально-исторические предпосылки и генезис научных представлений в средние века
В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и её развитие существенно замедлилось. Однако нельзя не учитывать тех достижений средневековья, которые способствовали уточнению принципов античной науки , подготавливая почву для механики Нового времени. Важнейшей чертой средневекового мировоззрения являлся теоцентризм – представление о Боге как единственно подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была связана с религией. Основное внимание уделялось познанию подлинной реальности – Бога, но такое познание было не возможно без естествознания, выводы которого проходили строгую цензуру библейских концепций. Такой подход способствовал созерцательности в познании, настраивало его на мистический лад, что и предопределило стагнацию научного познания. Наука была на службе у теологии. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного Писания. Таким образом, средневековая наука перестала соответствовать критериям научного знания. По сравнению с античной наукой это был шаг назад. В недрах средневековой науки успешно развивались такие специфические области знания как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки, так как были направлены на достижение практических целей. Средневековые алхимики открыли способы получения соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Ятрохимики трудились над поиском панацеи – лекарством от всех болезней. Закладывается также новое понимание механики. Инструменты стали считаться часть природы, лишь обработанной человеком. Тождество инструментов с природой давало возможность познания мира с помощью опыта, эксперимента. В Средние века шло бурное развитие астрологии, содержавшей в себе зародыш будущей астрономии и требовавшей точных измерений [151]. Новизной отличалась идея отказа от круга как модели совершенства. Эта античная модель была заменена моделью бесконечной линии, которая формировала представление о бесконечности Вселенной и стала основанием исчисления бесконечно малых величин. На данном исчислении строится вся классическая наука. Однако постепенно средневековое мировоззрение начинает ограничивать и сдерживать развитие науки, которая требовала нового взгляда на мир.
Журавлев Е. В. гр. 1171351
ГРУППА 1171352 – ХабировАйнур
Наука и искусство. Метафизика прекрасного.
Наука и искусство.
Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством худ.образа. Целью искусства является поиск худ.идеала, поиск прекрасного, воспитание худ.вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны. И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
И наука, и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. В науке результат познания - закон - инвариантен по отношению к человеческому познанию. В искусстве окончательный результат индивидуален. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете. До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром.
Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.
То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне самостоятельный.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность
Метафи́зика (от др.-греч. τὰμετὰτὰφυσικά — «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Ахметова Зиля
Ахтямов Булат
Бачурина Ксения
Белов Семён
Ганеева Евгения
ЗамалтдиновРаушан
МирзануровРамис
Мустафин Ильназ
Рамазанов Дамир
Хабибуллин Дамир
Шеин Павел
ГРУППА 1171355 – Женя Серов
Диалектический метод Маркса
«Методология К. Маркса представляет собой комплексную систему методов. В основе методологии К. Маркса лежит им же разработанная материалистическая диалектика. Как известно, в основе идеализма лежит утверждение о первичности идеи, духа, сознания по отношению к бытию, материи; в основе материализма - соответственно, первичность материи, бытия по отношению к духу, идее, сознанию.
Материалистическая диалектика Маркса основана, в отличие от диалектики Гегеля, на аксиоме «общественное бытие определяет сознание», а не «сознание определяет бытие». В основе метода единства исторического и логического, используемого К. Марксом, с одной стороны, лежит диалектика Гегеля, с другой - материалистический тезис самого К. Маркса «общественное бытие определяет сознание»».
Диалектический метод К. Маркса в определениях диалектической философии есть рациональный логико-исторический материалистический метод, учитывающий лишь некоторые из основных диалектических принципов и операций, но по своему существу диалектическим не являющийся.
Диалектический метод К. Маркса - специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности. Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам.
Итак, если важнейшим, глобальным итогом диалектики Маркса является диалектика буржуазного общества (не капитализма в целом), то основанием и, одновременно, содержанием ее являются:
- диалектический метод Маркса,
- основы материалистической теории познания,
- основы диалектического материализма.
Ахмадиева М. Е. гр. 1171351
Вопрос 1. Философия как первая форма теоретического мышления и его особенности. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний
Родиной научно-теоретического знания и первой формы собственно философского мировоззрения по праву считается Древняя Греция (VI в. до н.э.). С этого времени отличительной функцией науки становится теоретическое познание, стремление объяснить явления через их сущность, а не произволом фантастических существ мифологии и религии, наделенных божественной, сверхъестественной силой. Только практически обоснованное эмпирическое знание совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной обработки данных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств), породившее сомнение в истинности мифов, привело к научно-теоретическому знанию. В Греции этого времени был расцвет рабовладельческой демократии. Именно социальная обстановка Эллады, ее смелый свободный дух позволили научному знанию освободиться и превратиться в теоретическую науку. Хотя первые философские учения были тесно связаны с мифологией, для этих учений характерно скептическое и критическое отношение к мифологии и особенно к религиозному ее варианту. А.Ф. Лосев, например, пишет об этом так: «Вместо богов у философов появляются обобщенные стихии (вода, воздух, земля и т.д.) или отвлеченные понятия (число, логос, любовь и вражда и т.д.). Платон и Аристотель углубили критику антропоморфизма. Платон пользовался мифом скорее ради художественных целей, причем многие мифы сочинял сам... Атомисты вообще, и в частности эпикурейцы, учили о богах, но эти боги у них тоже состоят из особого рода атомов, находятся в межзвездных пространствах. Здесь мифология перерождается в своеобразную натурфилософскую концепцию, исключающую характерное для мифологии чудесное вмешательство слепых сил, магию и волшебство». Первую форму
теоретического знания правильно называют натурфилософией. И не только потому, что философия и теоретическое знание в целом зародились прежде всего как знание о природе, но и потому, что общее тогда понималось как некое отдельное вещество (вода, воздух, огонь и т.п.), прямо и непосредственно связывающее все явления в единое целое. Еще не были осознаны качественное отличие общего от отдельного и сложный, многообразный, многоступенчатый способ взаимосвязи общего с отдельным. В этом и состоит главный отличительный признак натурфилософского подхода к объяснению явлений, когда одно из них возводится в ранг всеобщего основания всех других, когда какое-либо (более или менее) частное положение абсолютизируется и утверждается как всеобщий философский принцип. Для первой исторической формы теоретического мышления это было неизбежно в силу того, что человеческая мысль впервые столкнулась со всеобщим в чистом виде, которое она вначале могла лишь представить по образу и подобию чувственно воспринимаемых вещей, наделив, однако, одну из них бесконечными атрибутами - вечностью, бесконечностью и т.п. Натурфилософам казалось, что все многообразие явлений прямо и непосредственно связано одним и тем же первоначалом. Аналогично этому они создавали и систему знания, объясняя все явления прямо и непосредственно свойствами этого первоначала. Это и обусловливает логическую неизбежность натурфилософской формы впервые зарождающегося теоретического знания, одновременность возникновения философии и всего теоретического знания, невозможность появления теоретического знания в дофилософской и нефилософской форме.
Первая выдвинутая человечеством теоретическая идея была вместе с тем первой философской идеей — идеей единства и самообусловленности мира. Это и привело к утверждению, что все теоретические науки зародились из философии. Фактически же вначале был лишь общий зародыш теоретической науки, что точнее называть все-таки не философией, а именно
натурфилософией, лишь впоследствии разделившейся на относительно обособленные науки, в системе которых и философия постепенно все обоснованнее определяла свое место. Поэтому правильнее говорить не о том, что все науки родились в лоне матери-философии, а о том, что все теоретические науки (эмпирические науки существовали и раньше) имеют общее с философией (и друг с другом) начало, от которого в свое время отпочковались не только другие науки, но и собственно философия. Философско-мировоззренческий компонент науки. Роль философии как методологии для других наук, что предопределено универсальным характером законов, которые она изучает. Но и сама философия нуждается в достижениях конкретных наук, без знаний которых она не может существовать. Поэтому, чем выше степень универсальности и всеобщности закона конкретной науки, открытого учеными, тем он ближе к философии, тем легче философии выступать в роли методологии познания. Так, открытие закона сохранения и превращения энергии, который охватывает огромное количество явлений и процессов, предоставило дополнительные веские доводы философским положениям о бесконечности и вечности материи и движения. Мировоззренческий аспект науки отражает истолкование фактов, использование теории для подтверждения существующей картины мира или же дает основания для ее критики и поддержки новых гипотез. В качестве примера можно привести геоцентрическую систему Аристотеля-Птолемея. В течение столетий вновь обнаруживаемые факты использовались для ее подтверждения, а вот, Коперник, впрочем, как и некоторые астрономы до него, начал трактовать открытые им и известные до него факты для критики геоцентрической системы и обоснования своей астрономической концепции. В общественной жизни мировоззренческий аспект науки проявляется в подтверждении или отрицании основополагающих принципов общественного устройства и межчеловеческих отношений, например, того или иного типа государственного устройства или различных форм собственности. В практическую часть науки входят инструменты, приборы,
технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний . Каждому, кто имеет отношение к производству или лабораторным исследованиям, хорошо известно, что без соответствующих инструментов и приборов они практически не приспособлены к исследовательской деятельности. Вообще, надо прямо сказать, что в наше время никакой род деятельности человека невозможен без технических средств, созданных человеком. Не в последнюю очередь из-за их широкого использования науку сейчас справедливо относят к одной из производительных сил. Но это ее новое качество ни в коей мере не подрывает суть науки как духовного проявления деятельности человека и особой формы общественного сознания.
Белоусов М.А. гр.№1171351