Тема 4.1., 4.2. Философское учение о человеке. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите основные концепции человека.
2. Соотнесите трудовую теорию антропосоциогенеза Ф. Энгельса и философскую антропологию М. Шеллера и его последователей.
3. Определите социальные и биологические предпосылки личностного развития.
4. Попробуйте сформулировать собственное представление о смысле жизни, опираясь на варианты решения этого вопроса в истории философии.
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Антропосоциогенез. Соотношение биологического и социального в человеке
2. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность как продукт общественных отношений и деятельности.
3. Структура и динамика личности.
4. Свобода и ответственность личности.
5. Жизнь и смерть как философская проблема. Философское определение смысла жизни.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Рассмотрение первого вопроса практического занятия предполагает, прежде всего, определение специфики философского подхода к данной теме, который, хотя и отличается многогранностью, но направлен на определение сущности, целостности человека. Философию интересует вопрос о том, что есть человек? Что обусловило его выделение из животного царства? Это до сих пор остается такой же загадкой, как и возникновение живого из неживого. Для этого целесообразно обратиться к истории философии, к поискам главного отличия человека от всех возможных живых существ в рамках основного вопроса философии о соотношении материи и сознания. Особое внимание следует уделить философской антропологии М. Шеллера и его последователей. Такое вводное вступление прямо подводит к рассмотрению главного вопроса философского учения о человеке: проблеме становления человека. Раскрытие этого вопроса в рамках трудовой теории антропосоциогенеза Ф. Энгельса (т.е. одновременного возникновения человека и общества в процессе труда) четко показывает соотношение биологического и социального в человеке.
Здесь желательного рассмотреть отдельно в разных выступлениях: современные теории эволюции биологических предпосылок человека и становление человека как социального существа.
Второй вопрос рассчитан на изучение социальных качеств человека в сочетании с его биофизиологическими особенностями. Для этого необходимо развести понятия: «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Особое внимание следует уделить понятию «деятельность», выделить ее целенаправленный характер, структуру (субъект, объект, цель, способ, акты, результат деятельности), отличие от инстинктивного поведения животных. Также необходимо различить виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), дать философское определение понятию «практика» как единству трех основных видов деятельности (материально-производственной, научно-экспериментальной и общественно-политической).
Третий вопрос предполагает рассмотрение структуры личности, которое целесообразно предварить историко-философским экскурсом об уровнях «Я», включая фрейдистскую концепцию, а также современное представление о четырех уровнях «Я» («Я» - физическое, «Я» - социально-ролевое, «Я» - экзистенциальное, как источник активности или пассивности, «Я» - как самоотношение, самооценка или смысл «Я»). Рассматривая динамику личности, необходимо выявить не только процесс социализации личности, но и процесс ее дальнейшего развития.
Четвертый вопрос требует также историко-философского экскурса, что позволит более определенно раскрыть диалектику свободы и ответственности личности, где свобода понимается не как «свобода от», т.е. произвол, но как «свобода для», т.е. осознанная необходимость, свобода выбора и ответственность за сделанный выбор.
Пятый вопрос логично вытекает из решения четвертого вопроса. Ключевым моментом является раскрытие смысла того факта, что из всех живых существ человек единственный, кто осознает свою смертность и видит в смерти финал всего живого. Только человек «обречен» искать, обосновывать смысл своего существования. Необходимо раскрыть два подхода к решению данных проблем: религиозный – вера в примат сверхъестественного над естественным, и философский – рациональное обоснование мировоззренческих положений науки и других видов духовного опыта человечества, включая религиозно-мистический. Решение указанных вопросов зависит от личных позиций, которые выработали студенты по ходу изучения философии. Поэтому из всех методических рекомендаций здесь уместны лишь те, которые обращают внимание на духовный опыт человечества и собственное понимание данных вопросов.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.
2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.
Дополнительная литература
1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.
3. Барулин B.C. Социально - философская антропология. - М., 1994.
4. Гуревич П.С. Философская антропология. - М., 1997.
5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986.
6. Ильенков Э. В. Что же такое личность? - М., 1986.
7. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
8. Лотман Ю.М. Общество, культура, человек. - Воронеж, 1993.
9. Парсонс Г. Человек в современном мире. - М., 1985.
10. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории.// Избр. произв. - М., 1956. - Т.2.
11. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. - М., 1986.
12. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
13. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
15. Франк С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. - М., 1993.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что отличает философский подход к человеку?
2. Как трактуется в философии природа и назначение человека?
3. Чем определяются способности человека природой или воспитанием?
4. В чем состоит диалектика индивидуального и иторического развития человека?
5. Что означает тезис К. Маркса о том, что сущность человека не есть абстракт присущий индивиду, а в своей действительности представляет собой совокувпность (ансамбль) общественных отношений?
6. В чем философский смысл проблемы жизни и смерти?
7. Что такое личность с философской точки зрения?
8. В чем состоит «богатство» личности?
9. Личностью рождаются или становятся?
10.Личность понятие вневременное или историческое?
11.В чем ценность свободы?
12.Свободна ли человеческая воля?
13.Где граница между свободой и ответственностью личности?
14.Что такое деятельность? Почему труд является основанием деятельности?
15.Есть ли смысл в жизни?
16.Что такое счастье?