Тема 3.1., 3.2. Социальная философия. Философия истории
I. Задания для самостоятельной работы
1. Соотнесите содержание понятий «социальная философия» и «философия истории».
2. Раскройте суть системного подхода к изучению общества.
3. Проанализируйте соотношение общества и природы.
4*. Укажите различие между социальной философией и философией истории.
5*. Раскройте содержание основных концепций исторического развития.
6*. Определите критерии общественного прогресса.
7*. Выделите основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная)
1. Философские основания теоретической модели общества. Природа и общество.
2. Общество как самоорганизующаяся система. Сферы общественной жизни и их функции.
3. Философия истории. Источники и движущие силы развития общества.
4. Диалектика исторического процесса. Критерии общественного прогресса.
5. Стадии исторического развития. Идеалистическо-рационалистические подходы, организмический, формационный, цивилизационный, культурологический, технологический подходы.
6. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию
Отвечая на первый вопрос необходимо помнить, что речь здесь идет о социальной философии. Ее объектом выступают общие, фундаментальные характеристики общественного бытия людей, причины (основания) общественной деятельности людей, а так же главные ценности и конечные цели жизни человека в обществе. Предметом социальной философии является теория общественного развития, всеобщие связи и отношения, а так же специфические черты социального познания. Закончить этот раздел желательно разграничением предметов социальной философии и ближайшими к ней социальными науками: исторической наукой и социологией. Далее целесообразно будет уточнить философский смысл понятия общества. Для этого нужно рассмотреть общество как объективную реальность, форму существования бытия, обладающую внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Выделить другие значения понятия «общество»: - как системы деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, и культурой; - как коллектива людей, индивидов.
Кроме того важно отличать понятие общество от других близких, но не тождественных, хотя и пересекающихся понятий: государство, народ, нация. Нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Понятие общества является родовым (всеохватывающим).
Необходимо отметить, что общество в качестве общественного бытия имеет две стороны:
- объективную – то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства);
- субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
Требуется показать диалектику объективного и субъективного в социальной жизни. При раскрытии второй части вопроса нужно сконцентрировать внимание на двух главных признаках философского понятия «общество»:
1) общество есть обособившаяся часть природы;
2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.
Во втором вопросе требуется представить современные системно-структурные учения об обществе, их различие и взаимодополняемость, рассмотреть общество:
- как открытую систему (осуществляющую непрерывный процесс обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой;
- как динамическую систему (непрестанно меняющую свое состояние, развивающуюся во времени в условиях неопределенности, вероятности выбора);
- как самоорганизующуюся систему (обладающую синергией);
- как саморазвивающуюся систему (имеющую внутренний источник, направленное самодвижение);
- как эмерджентную систему (тотальность, несводимость целостности к простой сумме составляющих ее частей).
Затем следует перейти к анализу основных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной. Необходимо показать самостоятельность указанных подсистем общества и одновременно их функциональную взаимосвязь, субординацию в общественном целом.
Раскрывая суть третьего вопроса нужно уточнить, что дисциплина «философия истории», выделяется в самостоятельный раздел только в XVIII веке в трудах И. Гердера, хотя термин этот был введен еще Вольтером. Необходимо выделить предметную область философии истории, ее отличие от исторических наук, так как она занимается не изложением исторического процесса, а его истолкования в целом с позиций философских принципов и категорий. Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе и его критериях, о единстве и многообразии исторического процесса.
Особое место в философии истории занимают вопросы методологии и специфики исторического познания. При этом надо помнить, что философия истории невозможна без опоры на исторические науки, В противном случае она превращается в схоластическую спекуляцию. Вместе с тем и исторические науки нуждаются в философии истории, так как в ней вырабатываются общие принципы синтеза исторического материала.
Докладчику можно посоветовать предварить ответ на этот сложный вопрос кратким историко-философским введением, одновременно анализируя различные концептуальные схемы понимания специфики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеология Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский); рационалистически-просвещенческий взгляд на историю; философия истории Гегеля; географический детерминизм Ш. Монтескье и др.; демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социал-дарвинизм, неомальтузианство; социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса; экономический детерминизм Э. Берштейна и др.; технологический детерминизм «постиндустриального» (Д. Белл), «технотронного» (З. Бжезинский), нового «индустриального» (Дж. Гелбрейт), «посткапиталистического» (Р. Дарендорф), «информационного» (О, Тоффлер), «постсовременного» (А. Этциони) общества. В заключение дать анализ сильных и слабых сторон указанных подходов.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.
2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.
Дополнительная литература
1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.
2. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1986.
3. Барулин B.C. Социальная философия. - М., 1993. 4.1-2.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990.
5. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. - М., 1980.
6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993.
7. Данилевский И.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
8. Кемеров B.C. Введение в социальную философию. - М., 1994.
9. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13.. – М., 1955-1981.
10. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.
11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
12. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое социальная философия? Как соотносится социальная философия с общественными науками?
2. Какие вы знаете социально-философские концепции общества?
3. Чем определяется объективная и субъективная сторона общественного бытия?
4. Как понимать общественные законы? Подобны ли они, например, законам Ньютона?
5. В чем состоит специфика социальной деятельности?
6. Что характеризует общество как систему?
7. Что означает определение «общество это обособившаяся часть природы»?
8. В чем состоит драматизм современного отношения «общество – природа»?
9. Что изучает философия истории?
10. Каковы движущие силы исторического процесса?
11. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?
12. Каковы исторические формы идеалистического взгляда на историю и в чем их смысл?
13. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса?
14. В чем разница между социально-экономическим детерминизмом К.Маркса и экономическим детерминизмом Э. Бернштейна?
15. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса?
16. Чем отличается культурологический подход к пониманию исторического процесса?
17. Существует ли смысл и цель истории?
18. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии?
19. Как представлено историческое развитие в современных теориях технологического детерминизма?