Тема 2.3. Философия познания. Научное познание
I. Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте варианты решения проблемы познаваемости мира в истории философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, солипсизм).
2. Выявите чувственный и рациональный уровни познания, их основные формы и взаимосвязь.
3. Раскройте понятие «истины» как процесса, диалектику истины и заблуждения, абсолютной и относительной истины, критерии истины.
4. Выявите связь между философии и научным познанием.
5. Раскройте формы и методы научного познания.
6*. Определите структуру и логику научного познания.
7*. Раскройте соотношение обыденного и теоретического познания.
8*. Выявите диалектику абсолютного и относительного знания.
9*. Раскройте сущность философской категории «практика».
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная)
1. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.
2. Объект и субъект познания, их диалектика.
3. Чувственное и рациональное познание.
4. Истина: ее формы, основания и критерии.
5. Структура и логика научного познания.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию
Для того, что бы правильно ответить на первый вопрос необходимо, прежде всего, уяснить специфику философского подхода к проблеме познания, определить место теории познания (гносеологии) в системе философского знания. В каких случаях наши знания совпадают с действительностью, в каких нет, что является источником и основой познания, где найти критерий истинности знания, как соотносится объективное и субъективное, общественное и индивидуальное, абсолютное и относительное в процессе познания? Уже перечисление этих вопросов поможет правильно определить предметную область гносеологии. Ответ будет более полным и убедительным, если Вы рассмотрите проблему познаваемости мира на материале истории философии.
Для того, что бы разобраться во втором и третьем вопросах, необходимо определить социально - историческую природу познания, диалектику индивидуального и общественного моментов в познании. Рекомендуется дать анализ ленинской теории отражения, для чего необходимо изучить соответствующие главы книги «Материализм и эмпириокритицизм» (гл.1, параграфы 1 – 3; гл. 3; гл. 4, параграфы 1,6.). Далее необходимо раскрыть природу двух форм объективного процесса: природы и целенаправленной деятельности людей и, на этой основе, соотношение теории и практики. При раскрытии четвертого вопроса рекомендуется вначале дать различные трактовки классического определения истины, данного Аристотелем, в философских школах и течениях. Особо следует остановиться на диалектическом понимании истины как процесса: соотношении истины и заблуждения как противоречивых моментов единого процесса познания, объективности истины, соотношении абсолютного и относительного в истине, конкретность истины. В заключение следует детально разобраться в вопросе о критерии истинности наших знаний. Основные положения марксизма о практике как критерии истины можно найти в работах: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе; Ф. Энгельс Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (гл. 2 параграф 6); В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм (гл. 2 параграф 6).
Рассматривая последний вопрос данного раздела, обращенный к теме структуры познания, следует вначале представить чувственный (эмпирический) уровень познания через его основные формы (ощущение, восприятие, представление); затем, представить рациональный (абстрактно-логический, теоретический) уровень познания через его основные формы (понятие, суждение, умозаключение); в итоге, следует показать соотношение чувственного и рационального уровней познания.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.
2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.
Дополнительная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991.
2. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М., 1988.
3. Гадамер ГГ. Истина и метод. - М., 1988.
4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного познания. - М., 1990.
5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.
6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, Т. 18. – М.: Политиздат, 1970.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
8. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990.
9. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что изучает гносеология?
2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?
3. Каковы основные положения теории отражения и чем определяется их роль в научном понимании познания?
4. Что такое субъект и объект познания?
5. Какие виды знания выделяют философы?
6. Почему философы различают чувственное и рациональное?
7. В чем тайна априоризма?
8. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина?
9. Как соотносятся между собой абсолютное и относительное в истине?
10. Что означает выражение «истина это процесс»?
11. Что рассматривается философами в качестве критериев истины?
12. Каковы цели познания?